Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В условиях финансово-экономического кризиса одной из важнейших задач, направленной на снижение социальной напряженности в регионе, является создание условий для устойчивого функционирования рынка труда Сахалинской области, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики, эффективное использование местных трудовых ресурсов.

Достижение сбалансированного спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем повышения ее качества и конкурентоспособности, а также развитие социального партнерства на рынке труда является обязательным условием для эффективной целевой поддержки граждан, потерявших работу, смягчения последствий безработицы, повышения мотивации к труду и профессиональной мобильности, увеличения уровня трудоустройства, сокращения доли нелегальной миграции и неформальной занятости, снижения общей численности безработных.

Решение целого комплекса задач в сфере занятости населения, включая обеспечение защиты населения области от безработицы, содействие в трудоустройстве, предоставление гражданам информационных, консультационных и образовательных услуг с целью трудоустройства, организации предпринимательской деятельности и обеспечения различных сфер экономики области квалифицированными трудовыми ресурсами в необходимом количестве и с требуемой квалификацией, способствует преодолению негативных явлений на областном рынке труда.

Решение поставленных задач следует осуществлять с учетом всех экономических, социальных, демографических и других факторов.

Важнейшие принципы Программы:

- приоритет активных действий на рынке труда (содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение и профессиональная ориентация, общественные работы, временная занятость, содействие в развитии предпринимательской инициативы и другие);

- эффективное использование финансовых средств, направляемых на реализацию Программы, и минимизация затрат.

На рынке труда области продолжают сохранять остроту проблемы, определенные Концепцией областной целевой программы "Содействие занятости населения Сахалинской области на 2010 - 2012 годы", утвержденной распоряжением администрации Сахалинской области от 03.07.2009 N 461-ра (далее - Концепция):

- уменьшение численности трудовых ресурсов в результате продолжающегося миграционного оттока трудоспособного населения за пределы области;

- несбалансированность между наличием свободных рабочих мест и качеством трудовых ресурсов, в том числе с учетом уровня квалификации;

- ухудшение качества рабочей силы в связи со старением и сокращением кадрового состава высококвалифицированных рабочих на предприятиях;

- несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда, недостаточная профориентационная работа с молодежью по выбору профессий, востребованных на рынке труда (инженерно-технических работников, рабочих профессий для различных сфер экономики);

- ухудшение качественных характеристик рабочих мест (неблагоприятные, тяжелые условия труда, способствующие высокой текучести кадров, и нехватка рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными, опасными условиями труда, которые ведут к потере кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями);

- сохранение значительной дифференциации в оплате труда между различными сферами общественного производства (низкий размер оплаты труда на предприятии, что приводит к оттоку квалифицированных специалистов в другие сектора экономики).

Регулирование ситуации на рынке труда путем практического осуществления мероприятий Программы, Соглашений о сотрудничестве, заключенных с российскими организациями и иностранными компаниями, Соглашений в рамках приоритетных национальных проектов позволит решить следующие проблемы:

- сдержать рост уровня безработицы (не более 2%);

- увеличить объем информационных услуг, в том числе посредством размещения сведений о вакансиях на общероссийском сайте "Работа в России";

- повысить конкурентоспособность незанятых граждан и безработных, в том числе работников предприятий, находящихся под риском увольнения, путем оказания государственных услуг, определенных федеральными и областными правовыми актами;

- совершенствовать деятельность в сфере профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений и безработных граждан с учетом спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

- повысить уровень занятости сельского населения;

- обеспечить поддержку развития малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения;

- повысить сбалансированность спроса и предложения на рынке труда путем мониторинговых исследований с участием работодателей;

- развивать территориальную трудовую мобильность населения, в том числе внутренней трудовой миграции;

- обеспечить реализацию селективной миграционной политики.

В период реализации Программы ситуацию на рынке труда области будут определять политические и экономические процессы, происходящие в стране, и меры, принимаемые органами государственной власти, местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций всех форм собственности в реализации основных направлений социально-экономического развития области.

В прогнозируемый период ожидается рост инвестиционных вложений за счет реализации федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.96 N 480, предусматривающей строительство 4-го энергоблока на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 и реализацию мероприятий областной целевой программы "Газификация Сахалинской области до 2010 года и на перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 15.09.2009 N 370-па (строительство газораспределительных станций, магистральных и межпоселковых газопроводов).

По виду экономической деятельности "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" инвестиционные вложения предполагается направить в проекты: "Создание агропромышленных кластеров Сахалинской области", предусматривающих производство цветочной продукции, и "Строительство животноводческого комплекса на 600 голов крупного рогатого скота", а также на техническое переоснащение сельскохозяйственных производств, использование современных технологий. Ежегодная дополнительная потребность в работниках сельского хозяйства в период реализации Программы составит 2,7 - 3,2 тыс. человек. Для развития отрасли потребуется 600 - 700 руководителей среднего звена, 140 - 160 главных специалистов и 2 - 2,3 тыс. рабочих кадров, в числе которых половину составят овощеводы, водители автомобилей, трактористы - машинисты сельскохозяйственного производства.

Предприятиям автомобильного транспорта, специализирующимся на пассажирских и грузовых перевозках ежегодно потребуются более 1,5 тыс. квалифицированных водителей, автослесарей и автоэлектриков.