АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2009 года N 457-па
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ЧИСТАЯ ВОДА"
{Утратило силу: постановление Правительства Сахалинской области от 27.12.2013 N 786}
{Изменения:
Постановление Правительства Сахалинской области от 29.06.2010 N 312;
постановление Правительства Сахалинской области от 07.09.2010 N 425;
Постановление Правительства Сахалинской области от 15.10.2010 N 500;
Постановление Правительства Сахалинской области от 29.12.2010 N 633;
Постановление Правительства Сахалинской области от 02.03.2011 N 54;
Постановление Правительства Сахалинской области от 29.08.2011 N 347;
Постановление Правительства Сахалинской области от 28.10.2011 N 438;
Постановление Правительства Сахалинской области от 11.04.2012 N 170;
Постановление Правительства Сахалинской области от 14.06.2012 N 285;
Постановление Правительства Сахалинской области от 03.08.2012 N 396;
Постановление Правительства Сахалинской области от 16.11.2012 N 557;
Постановление Правительства Сахалинской области от 24.01.2013 N 26;
Постановление Правительства Сахалинской области от 23.12.2013 N 754}
Администрация Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить региональную программу "Чистая вода" (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Сахалинской области С.Г.Шередекина.
Исполняющий обязанности губернатора
Сахалинской области К.М. Строганов
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 29.12.2010 N 633}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 29.08.2011 N 347}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 28.10.2011 N 438}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 11.04.2012 N 170}
{в ред. Постановления Правительства
Сахалинской области от 14.06.2012 N 285}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 03.08.2012 N 396}
{в ред. постановление Правительства
Сахалинской области от 16.11.2012 N 557}
{ред. Постановления Правительства
Сахалинской области от 24.01.2013 N 26}
{ред. Постановления Правительства
Сахалинской области от 23.12.2013 N 754}
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Чистая вода"
Наименование Программы | Региональная программа "Чистая вода" |
Государственный заказчик - координатор Программы | Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального |
Основной разработчик | Департамент ТЭК и ЖКХ |
Цели и задачи Программы | Главными целями Программы являются: |
Целевые индикаторы и критерии Программы | 1. Уменьшение количества аварий на водопроводных и канализационных сетях. |
Основные мероприятия | 1. Строительство очистных сооружений. |
Сроки и этапы реализации | 2010 - 2017 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | 1. За счет средств областного бюджета - 2774,63 млн. руб., из них по годам: |
Управление реализацией | Общее руководство и контроль осуществляет департамент ТЭК и ЖКХ. В реализации Программы участвуют органы местного самоуправления и организации коммунального комплекса |
Ожидаемые результаты | Реализация Программы обеспечит выполнение обязательств государственной политики перед населением Сахалинской области по следующим направлениям: |
{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 29.06.2010 N 312}
Обеспечение населения Сахалинской области качественной питьевой водой является для большинства районов области одной из приоритетных проблем, решение которой необходимо для сохранения здоровья, улучшения условий деятельности и повышения уровня жизни населения.
Сахалинская область - единственная область, расположенная на 59 островах, омываемых водами Охотского и Японского морей. В области сложные, в том числе экстремальные, климатические условия, частые природные катаклизмы.
Отдаленность от промышленно развитых районов страны, труднодоступность большей части территории, резко дифференцированные условия хозяйствования создают определенные трудности в обеспечении населения Сахалинской области питьевой водой.
Основным источником питьевого водоснабжения в Сахалинской области являются подземные воды.
Инструментальный учет забранной и опущенной воды в основном не ведется из-за отсутствия приборов учета или необходимости их ремонта, расчет ведется по нормам водопотребления и другим показателям (например, по работе насосов).
Положение с обеспечением населения отвечающей нормативам питьевой водой в Сахалинской области вызывает серьезную озабоченность, несмотря на высокий охват (93% городского и 66% сельского) населения централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Качество воды поверхностных водных объектов Сахалинской области, используемых для водоснабжения населения, в ряде случаев не отвечает нормативным требованиям к питьевой воде и оценивается как неудовлетворительное.
Используемые подземные воды для водоснабжения населения имеют лучшее качество и отвечают требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода". Но анализы подземных вод из года в год подтверждают повышенные жесткость и содержание железа.
С каждым годом коммуникации ветшают все больше.
Из объема труб, которые находятся в аварийном состоянии, меняется только половина.
Действующая в Сахалинской области система водоснабжения имеет износ более 65%, в результате чего вода, соответствующая нормам практически по всем показателям, теряет свое качество в процессе подачи по сетям до конечного потребителя.
Отрицательно сказывается на качестве подземных вод и состояние окружающей среды, отсутствие системы водоотведения.
Санитарно-техническое состояние большого числа источников водоснабжения и водопроводов оценивается как неудовлетворительное. Практически по всем скважинам сельских поселений отсутствуют ограждения зон строгого режима, скважины не оборудованы контрольно-измерительной аппаратурой, кранами для отбора проб воды. Территории зон строгого режима не обустраиваются, павильоны артезианских скважин замусорены, отсутствует герметизация оголовков скважин, что приводит к загрязнению вод подземного горизонта. Часть водопроводов в сельских поселениях пребывает в нерабочем состоянии.
Как правило, не выдерживаются параметры зон санитарной охраны водозаборов.
Остро стоит проблема сохранения качества воды при ее транспортировке.
Основной причиной возможного постепенного ухудшения качества воды является эксплуатация крайне изношенных очистных сооружений и водопроводных сетей, износ которых доходит до 90% и непрерывно возрастает.
Кроме того, потери при транспортировке воды по изношенным сетям в отдельных населенных пунктах области достигают 50%.
Существующие проблемы надежного и качественного водоснабжения и водоотведения создают постоянную угрозу возникновения вспышек острых кишечных инфекционных заболеваний и вирусного гепатита А на территории области и способствуют распространению инфекции.
Высокая аварийность, большой процент утечек воды и вторичное загрязнение транспортируемой воды усугубляют проблемы.
По данным, полученным от администраций муниципальных образований, всего по области требуют замены 774,6 км ветхих водопроводных сетей от общей протяженности 1070,2 км (или 72,4%). Из числа сельских населенных пунктов каждый третий населенный пункт имеет частично или неполностью работающую водопроводную сеть.
Одной из основных причин неудовлетворительного состояния коммунальных систем водоснабжения Сахалинской области является неблагополучное финансово-экономическое положение большинства предприятий водопроводно-канализационного хозяйства.
Хроническое недофинансирование отрасли обусловливает постоянное сокращение объемов ремонтных работ, проведения реконструкции, замены изношенного оборудования и ветхих сетей на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства.
На основании анализа фактического состояния централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения можно сделать вывод, что водопроводно-канализационное хозяйство Сахалинской области находится в неудовлетворительном состоянии. Причин этого сложного положения достаточно много. Не существует отдельно взятой меры, принятие которой помогло бы изменить ситуацию в отрасли. Подход к решению задач должен быть комплексным и направлен на устранение всех причин одновременно.
Органы местного самоуправления самостоятельно не в состоянии решить данную проблему ввиду того, что местные бюджеты являются дотационными.
Задача по обеспечению населения области питьевой водой очень сложна, многообразна и требует комплексного поэтапного решения.
По экспертной оценке, потребность в инвестициях в коммунальное водопроводное хозяйство Сахалинской области для решения имеющихся проблем по состоянию на 01 января 2009 года составляла около 12,3 млрд. рублей.
В областном бюджете Сахалинской области ежегодно предусматриваются капитальные вложения в реконструкцию водопроводно-канализационного хозяйства, но в недостаточном количестве.
Однако только применение программно-целевого метода решения возникших проблем позволит найти эффективные пути их решения.
Реконструкция и модернизация объектов водоснабжения в Сахалинской области ведется, в основном, по четырем программам:
- Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года";
- областная Целевая программа "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006 - 2010 годы и до 2015 года", подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";
- Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы";
- региональная программа "Обеспечение населения Сахалинской области питьевой водой". В рамках указанной программы также выполняются работы по капитальному ремонту систем водоснабжения.
В соответствии с областной адресной инвестиционной программой в 2009 году финансируется два переходящих объекта в муниципальных образованиях "Анивский городской округ" и "Невельский муниципальный район".
Также в г. Невельске в связи с произошедшим в 2007 году землетрясением выполняется большой комплекс работ по строительству и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения.
Программой определены основные мероприятия и механизмы их реализации, необходимые для эффективного решения проблемы обеспечения населения Сахалинской области питьевой водой.
{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 03.08.2012 N 396}
Главными целями Программы являются:
- улучшение обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве;
- улучшение на этой основе состояния здоровья населения;
- повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем водоснабжения и водоотведения;
- привлечение инвестиций в водопроводно-канализационное хозяйство области;
- улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат.
Достижение основных целей Программы обеспечит возможность устойчивого развития водопроводно-канализационного хозяйства области, начиная с 2010 года.
Основными задачами Программы являются:
- финансовое оздоровление предприятий водопроводно-канализационного хозяйства области путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением;
- снижение издержек и повышение качества услуг водоснабжения и водоотведения, формирование инвестиционной привлекательности водопроводно-канализационного хозяйства области, создание взаимосвязанных процедур тарифного регулирования предприятий водопроводно-канализационного хозяйства области и естественных монополистов - предприятий топливно-энергетического комплекса;