Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной, ориентированной на потребности общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты проблем на протяжении всей его жизни. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.
Разработка Программы вызвана необходимостью реализации политики государства по организации социальной защиты населения на территории Сахалинской области.
Несмотря на экономический спад, явившийся последствием финансового кризиса, приоритетом государственной политики была и останется согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации. Несмотря на падение доходов бюджета, социальные обязательства государства должны выполняться полностью.
В области продолжают сохранять остроту проблемы, определенные Концепцией Программы.
В составе населения области значительную долю (более 37%) занимают социальные группы, которые нуждаются в повышенном внимании общества и особой защите государства. Это пожилые люди, инвалиды, многодетные семьи, одинокие матери, граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию и др.
Обеспечение указанных категорий граждан различными формами социальной поддержки является фактором социального развития, способствующим улучшению социального здоровья общества.
Постоянное повышение цен на продукты питания, промышленные товары, медикаменты, рост платы за жилье и коммунальные услуги не позволяют малообеспеченным слоям населения, пожилым людям и инвалидам приобретать жизненно необходимые предметы, оплачивать лечение. Проблемы, существующие в связи с неустойчивым положением, неудовлетворительным состоянием здоровья, снижением качества жизни, требуют безотлагательного решения.
Актуальность проблемы определяется наличием в структуре населения области значительного числа пенсионеров - более 31%. Главным источником доходов большинства пожилых граждан, инвалидов является пенсия.
На учете в органах социальной защиты населения области зарегистрировано 23,8 тыс. малообеспеченных семей, в которых проживает более 30,8 тыс. детей. Низкий уровень доходов в этих семьях не позволяет им удовлетворять определенный перечень минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, затрудняет достойное существование.
Проведение комплекса мероприятий по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения является одним из приоритетных направлений деятельности.
Не менее важная проблема - высокий уровень детской безнадзорности. Более 3% детей Сахалина постоянно находятся в трудной жизненной ситуации. В островном регионе на сегодняшний день проживает 2998 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Только 14% детей являются настоящими сиротами, остальные - сироты при живых родителях.
Кроме того, в области растет число родителей, лишенных родительских прав: в 2007 году - 377, 2008 году - 382, 2009 году - 383. Только за последние три года социальными сиротами с области стали 1270 детей.
Социальная защита семьи, как основополагающей опоры общества и государства, предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, является неотъемлемой частью социальной защиты населения.
В системе социальной защиты Сахалинской области функционирует 12 специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации. В 2009 году были достигнуты положительные тенденции в работе учреждений: увеличился удельный вес числа детей, получивших социальную реабилитацию, уменьшилось число детей, нуждающихся в социальной поддержке и состоящих на учете в комиссиях. Однако все учреждения располагаются в приспособленных зданиях, планировочное решение которых не обеспечивает принципы групповой изоляции детей. Часть зданий находятся в аварийном и ветхом состоянии, большинство - имеют старую материально-техническую базу. По результатам проведенных прокуратурой Сахалинской области проверок в 11 учреждениях установлены нарушения в размещении и содержании детей, несоответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В решении обозначенных проблем важное значение приобретает необходимость развития системы учреждений социальной помощи семье и детям, повышения качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проведения комплекса мер, направленных на укрепление института семьи.
Реализация данных мер наиболее эффективно может быть осуществлена посредством программно-целевого метода.
Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов.
Изменение социального статуса инвалида и человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, с испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.
В области проживает более 25 тысяч инвалидов, к категории "ребенок-инвалид" относится 1763 ребенка.
На базе единственного в области реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями "Преодоление" в г. Южно-Сахалинске может быть обслужено не более 150 детей-инвалидов, что составляет всего лишь 10% от общей потребности.
Значительное количество лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности, определяет необходимость строительства дополнительного корпуса реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями и центра социальной реабилитации инвалидов, осуществляющего комплекс мероприятий по социальной, профессиональной реабилитации и медицинскому сопровождению инвалидов трудоспособного возраста.
В течение всего периода выполнения Программы будут реализовываться меры по обеспечению жизнедеятельности, доступа к информации и социокультурной реабилитации инвалидов. Для этого необходимы выполнение объемных и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и научно-технических проектов и координация усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, что возможно только при использовании программно-целевого метода. В ближайшей перспективе необходимо провести паспортизацию объектов и формирование карт доступности инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.
Остается пока нерешенным вопрос доступности и качества социальных услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов.
По-прежнему высокой остается очередность в стационарные учреждения социального обслуживания для престарелых граждан и инвалидов и по состоянию на 1 июня 2010 года составляла 386 чел., в том числе в психоневрологические интернаты - 243 чел., в дома-интернаты общего типа - 137 чел., в специальный дом-интернат - 6 человек. В очереди на социальное обслуживание на дому состоит 75 граждан.
Прогрессирующий процесс старения свидетельствует о большой потребности пожилых граждан в новых видах социального обслуживания.
Актуальным на современном этапе является одно из направлений социальной защиты граждан пожилого возраста - предоставление им жилья в специальных жилых домах. Специальные жилые дома являются обычными жилыми домами, в которых граждане проживают на основании договора социального найма, самостоятельно оплачивают жилье и коммунальные услуги. Особенностью специальных жилых домов является наличие в них приспособленных для граждан пожилого возраста и инвалидов лифтов, лестничных площадок, комплекса служб социально-медицинского и культурно-бытового назначения.
Вопрос укрепления материально-технической базы функционирующих в настоящее время учреждений социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов требует безотлагательного решения. Часть учреждений располагаются в ветхих и аварийных зданиях, в которых состояние несущих конструкций вследствие естественного износа и внешних воздействий имеют сверхнормативные деформации и повреждения, потеряли расчетную прочность и не соответствуют заданным эксплуатационным требованиям. Непринятие мер по укреплению могут вызвать аварийное состояние жилых помещений или всего здания. Для предотвращения опасности по компактному проживанию необходим снос ветхих и строительство новых зданий или выполнение работ по капитальному ремонту и реконструкции.
Результатами реализации предусмотренных Программой мероприятий должны явиться: повышение безопасности учреждений социального обслуживания, снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей, экономия на этой основе государственных расходов и получение социально-экономического эффекта.