Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2018 ГОДЫ"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В последнее десятилетие инвестиционная ситуация в Сахалинской области характеризуется положительной динамикой основных макропоказателей инвестиционной деятельности.

Инвестиционная фаза реализации шельфовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" определила значительные притоки иностранных инвестиций в нефинансовые активы нефтегазового сектора.

Прямая взаимосвязь иностранных инвестиций и инвестиций в основной капитал выразилась в росте этих показателей как в абсолютном, так и в относительном выражении. Так, темпы физического объема поступления иностранных инвестиций в 2001 году составили 155% к предыдущему году, а инвестиций в основной капитал - 202% соответственно. Положительная динамика показателей инвестиционной деятельности наблюдалась в целом вплоть до 2008 года. Указанные данные по годам приведены в таблицах 1 и 2 приложения N 1 к настоящей Программе.

Активизация инвестиционной деятельности вывела Сахалинскую область по показателю инвестиции в основной капитал в лидеры в 2002, 2004 - 2007 годах по Дальневосточному федеральному округу, а также повысила рэнкинг региона в общероссийской оценке с 36 места в 2000 году до 7 места в 2004 - 2007 годах. Сравнительная характеристика регионов Дальневосточного федерального округа приведена в таблицах 3 и 4 приложения N 1 к настоящей Программе.

Кроме того, реализация нефтегазовых проектов значительно повлияла на развитие строительного комплекса, а выход на промышленное освоение углеводородов оказал комплексное воздействие на социально-экономическое развитие региона, как это видно из данных, приведенных в таблице 5 приложения N 1 к настоящей Программе.

В перспективе до 2015 года прирост индекса промышленного производства оценивается от 2% до 7,7% в год. Выход на проектную мощность завода по производству сжиженного природного газа стабилизирует экспортные поставки газа и вместе с ростом объемов добычи нефти определяет положительную динамику внешней торговли. Прогнозируется положительная динамика денежных доходов в среднем на душу населения и реальных располагаемых денежных доходов населения. Позитивно оценивается тенденция роста внутреннего потребительского спроса (в среднем на 103% в год). В целом общеэкономическая ситуация в Сахалинской области в среднесрочной перспективе характеризуется положительными темпами индекса физического объема валового регионального продукта.

Вместе с тем активное инвестирование в нефтегазовый сектор создает перекос в отраслевом разрезе и формирует условия для развития монопрофильности региональной экономики. Данная тенденция хорошо прослеживается в анализе инвестиционной деятельности в разрезе основных видов экономической деятельности, как это показано в таблицах 6 и 7 приложения N 1 к настоящей Программе.

Суммируя вложение капитала в развитие промышленных и инфраструктурных объектов, доля шельфовых проектов в активной фазе их реализации в общем объеме инвестиций в основной капитал достигала от 50% до 85%. При этом доля инвестиций в основной капитал, приходящаяся на развитие лесопромышленного комплекса составляла 0,0001 - 0,01%, рыбопромышленного комплекса - 0,2 - 1%, угольной промышленности - 0,04 - 0,2%, сельского хозяйства - 0,1 - 2,5%, торговли - 0,1 - 0,6%.

Неравномерность влияния шельфовых проектов прослеживается и на развитии муниципальных образований Сахалинской области. В период строительства объектов в рамках нефтегазовых проектов, наблюдался рост объема подрядной деятельности в районах, на территории которых велись строительно-монтажные работы в рамках шельфовых проектов (муниципальные образования Корсаковский городской округ, "Макаровский городской округ", "Городской округ Ногликский", городской округ "Город Южно-Сахалинск"). Добыча углеводородов на севере острова Сахалин обусловила рост объема промышленной продукции в муниципальном образовании "Городской округ Ногликский", а деятельность комплекса по сжижению природного газа - в муниципальном образовании Корсаковский городской округ, как это показано в таблицах 8 и 9 приложения N 1 к настоящей Программе.

Объективно оценивая возможность возникновения угроз формирования монопрофильной экономики, Правительство Сахалинской области на протяжении последних пяти лет ведет активную работу по выравниванию отраслевого развития, поддержке отдельных секторов экономики и социальной защищенности населения. Данная деятельность проявляется посредством организации стратегического планирования социально-экономического развития региона и повышения эффективности реализации методов воздействия на экономические процессы.

В частности, реализация региональной политики выражается в:

- совершенствовании нормативной правовой базы;

- применении программно-целевого метода при поддержке отраслей экономики и субъектов малого и среднего предпринимательства;

- концентрации областных и федеральных бюджетных средств на строительстве объектов опорной инфраструктуры и социальной сферы;

- стимулировании инвестиционной деятельности посредством налоговых льгот, предоставлении бюджетных субсидий на частичное покрытие расходов социально значимых предприятий по оплате коммунальных услуг (электроэнергии);

- продвижении инвестиционного потенциала на международных экономических площадках (выставках, форумах, конференциях).

Оказание мер государственной поддержки наряду со стабильной общеэкономической ситуацией в Сахалинской области положительно сказалось на изменении инвестиционной активности в отдельных отраслях. Так, темпы физического объема инвестиций в основной капитал по отдельным видам деятельности составили:

- добыча каменного угля, бурого угля и торфа в 2006 году - 267,5%, в 2007 году - 190%, в 2009 году - 184,1%;

- рыболовство и рыбоводство в 2006 году - 195,4%, в 2008 году - 103,4, в 2009 году - 157%;

- сельское хозяйство в 2006 году - 120,5%, в 2007 году - 142,8%, в 2009 году - 110,9%, в 2010 году - 109,8%;

- оптовая и розничная торговля в 2007 году - 187,5%, в 2008 году - 118,7%.

Начатая работа требует продолжения и систематизации общих подходов по государственному воздействию на улучшение инвестиционной ситуации в Сахалинской области. Основополагающим действием в данной связи должно стать формирование благоприятной среды для привлечения частных инвестиций посредством эффективного использования конкурентных преимуществ и минимизации рисков (слабых сторон), возникающих при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Сахалинской области.

Исходя из географических особенностей и природного потенциала, к конкурентным преимуществам региона относят:

- наличие богатых запасов основных природных ресурсов (нефти, газа, угля, гидробионтов, лесных ресурсов, общераспространенных полезных ископаемых и т.п.), а также рекреационных ресурсов и бальнеологических источников;

- выгодное географическое положение, а именно близость Сахалинской области к основным рынкам сбыта продукции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Кроме того, к сильным сторонам региона для осуществления инвестиционной деятельности можно отнести:

- стабильную политическую ситуацию в Сахалинской области, наличие взаимодействия между органами исполнительной власти Сахалинской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Сахалинской области, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

- стратегическое планирование при реализации региональной политики по развитию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы;