Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий Сахалинской области и смягчения социальных проблем.
Экономический эффект от деятельности малого и среднего бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Развитие малого и среднего предпринимательства в социальном аспекте - это занятость и качество жизни сахалинцев и курильчан, обеспечение жителей области необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация социальных программ.
Именно поэтому в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, содействие развитию малого и среднего бизнеса названо одной из приоритетных целей социально-экономической политики Российской Федерации.
Также в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, именно ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства - одно из важнейших направлений работы исполнительных органов государственной власти.
Малый, а иногда и средний бизнес в связи с отсутствием серьезных финансовых резервов является наиболее незащищенным сектором экономики от внешних воздействий. В то же время он должен быть доступен для всех социальных слоев населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности.
Сегодня малый и средний бизнес характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников и ограниченным числом управленческого персонала, значительным объемом привлеченных ресурсов и другими показателями, определяющими его экономическую неустойчивость.
По итогам 2008 года, количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 23,9 тыс. единиц, в том числе малых предприятий - 4,3 тыс. единиц, средних - 74 единицы, индивидуальных предпринимателей - 19593 человек.
Количество работающих в малом и среднем бизнесе с учетом всех категорий занятых составило, по оценке, 100 тыс. человек, или более 35% населения, занятого в экономике области.
Объем оборота организаций по малым и средним предприятиям в 2008 году составил 77,8 млрд. руб., или 17% вклада в оборот продукции, работ, услуг на территории Сахалинской области.
Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях составила в 2007 году 13 тыс. руб., в 2008 году - 16,1 тыс. руб.
Сложившаяся в последние годы на территории Сахалинской области отраслевая структура субъектов малого и среднего предпринимательства практически не меняется. Малые предприятия успешно работают практически во всех отраслях экономики. Наибольшее число малых и средних предприятий осуществляет деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, обрабатывающих производств, операций с недвижимым имуществом, а также в отраслях рыболовство и рыбоводство.
За последние три года наблюдается увеличение инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, если в 2004 году объем инвестиций в основной капитал малых предприятий и предпринимателей составил 300 млн. рублей, то в 2007 году - уже около 1300 млн. рублей.
В 2007 году налоговые поступления в консолидированный бюджет Сахалинской области от субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, составили более 0,9 млрд. руб., а в 2008 году - более 1,2 млрд. руб.
Отдельно стоит отметить значительную территориальную дифференциацию субъектов малого и среднего предпринимательства. На 01 января 2009 года большинство субъектов находится в муниципальном образовании городской округ "Город "Южно-Сахалинск" - 8,7 тыс. единиц. Самое меньшее количество - в муниципальном образовании "Городской округ "Вахрушев" - 7 единиц. Размещение малых предприятий и индивидуальных предпринимателей по муниципальным образованиям Сахалинской области приведено в таблице ниже.
Наименование муниципального образования | Количество индивидуальных предпринимателей | Количество малых предприятий | Количество субъектов малого предпринимательства |
Всего по области | 19593 | 4303 | 46 |
Городской округ "Город Южно-Сахалинск" | 8787 | 2317 | 61 |
Городской округ "Александровск-Сахалинский район" | 224 | 55 | 19 |
Городской округ "Долинский" | 678 | 181 | 34 |
"Корсаковский городской округ" | 1374 | 321 | 39 |
"Невельский муниципальный район" | 739 | 112 | 39 |
Городской округ "Охинский" | 920 | 117 | 35 |
Городской округ "Поронайский" | 601 | 117 | 30 |
Углегорский муниципальный район | 544 | 115 | 25 |
"Холмский городской округ" | 3414 | 435 | 86 |
"Анивский городской округ" | 447 | 108 | 33 |
"Городской округ "Вахрушев" | 35 | 6 | 16 |
"Курильский городской округ" | 114 | 34 | 24 |
"Макаровский городской округ" | 151 | 70 | 25 |
"Городской округ Ногликский" | 403 | 55 | 35 |
Северо-Курильский городской округ | 64 | 25 | 39 |
"Смирныховский городской округ" | 282 | 55 | 24 |
"Томаринский городской округ" | 239 | 43 | 27 |
"Тымовский городской округ" | 382 | 55 | 25 |
"Южно-Курильский городской округ" | 195 | 82 | 27 |
Важно отметить в качестве проблем, которые сдерживают развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области, следующие:
- незавершенность и отсутствие системности в формировании законодательной базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;
- неразвитость механизмов финансирования предприятий на ранних стадиях развития и недостаток собственных ресурсов у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- затрудненный доступ к источникам финансирования в связи с отсутствием залогового обеспечения;
- неразвитость института микрофинансирования;
- наличие административного давления на бизнес (несоблюдение контрольными (надзорными) органами требований законодательства об ограничении внепланового контроля);
- недостаточная эффективность применяемых механизмов консультационной поддержки и обучения предпринимателей;
- малое количество квалифицированных кадров, в том числе в сфере управления персоналом и производством;
- неразвитость организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- слабый уровень информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об осуществляемых органами власти всех уровней мерах поддержки.