Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ"

В целях выявления особенностей функционирования и развития малого и среднего предпринимательства Сахалинской области был проведен SWOT-анализ, в рамках которого были выявлены основные проблемные факторы, угрозы, влияющие на деятельность малого и среднего предпринимательства. В рамках Программы определены меры нейтрализации угроз и использования потенциальных возможностей развития предпринимательства:


Сильные стороны

Слабые стороны

- наличие политической воли к изменению в положительную сторону условий для деятельности малого и среднего предпринимательства;

  - продолжающееся формирование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы оказания поддержки субъектам малого и среднего бизнеса;

 - активное участие субъектов предпринимательства в выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории региона и за его пределами;

 - наличие квалифицированных кадров в сфере образования и повышения квалификации, которые будут вовлечены в решение проблемных вопросов;

 - высокая динамичность оборота финансовых ресурсов на предприятиях малого и среднего бизнеса;

 - высокая степень адаптации малого и среднего бизнеса к изменениям рыночной среды.

- недостаточный уровень квалификации персонала на предприятиях малого и среднего бизнеса;

 - недостаток собственных ресурсов предприятий малого и среднего предпринимательства для переподготовки и повышения квалификации работников;

 - ограниченность собственных средне- и долгосрочных инвестиционных ресурсов;

 - сосредоточение основного количества субъектов малого и среднего бизнеса в сфере торговли;

 - затрудненный доступ к кредитным ресурсам, в том числе неразвитость институтов микрофинансирования и залогового обеспечения на территории области;

 - низкий уровень развития консалтинговых услуг для бизнеса;

 - слабая защищенность прав субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора, а также в процессе получения разрешительных документов.

Возможности

Угрозы

- использование достижений лучшей
 практики других регионов России и международного опыта;

 - активное внедрение современных методов оказания информационной, консультационной поддержки и механизмов обеспечения оперативного доступа субъектов предпринимательства к последним изменениям законодательства и иной необходимой информации;

 - проведение публичных мероприятий с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в целях расширения возможностей предпринимательского сообщества для делового общения и координации действий с органами власти;
 - предоставление прямой финансовой поддержки в виде субсидий из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства;
 - возможность получения из федерального бюджета софинансирования на реализацию программных мероприятий;

 - использование налоговых методов стимулирования в отношении приоритетных видов деятельности;

 - удобное географическое местоположение области по отношению к рынкам сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

- недостаточность маркетинговой информации;

 - высокие требования банковских структур к обеспечению по привлекаемым малым и средним бизнесом кредитным ресурсам;

 - сложившаяся неравномерная структура распределения рабочей силы региона по отраслям;

 - высокие темпы роста цен на услуги естественных монополий (в том числе на энергоносители);

 - низкая активность органов местного самоуправления по оказанию поддержки и развитию малого и среднего предпринимательства;

 - значительные конкурентные ограничения на товарных рынках со стороны крупных компаний, а также субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области более 12 - 15 лет.

Целесообразность разработки Программы, реализующей программно-целевой подход к решению проблем развития малого и среднего предпринимательства, определяется следующими факторами:

- сложность и разнообразие проблем, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства Сахалинской области, определяют необходимость системного подхода к их решению, к согласованию отдельных направлений государственной политики по содержанию, технологиям реализации и по времени осуществления;

- необходимость определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;

- необходимость проведения комплекса взаимоувязанных мероприятий по повышению эффективности государственных и муниципальных финансовых и материальных вложений;

- важность концентрации ресурсов для реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Меры поддержки, предусмотренные настоящей Программой, направлены, прежде всего, на сохранение действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, на недопущение снижения показателей их деятельности и уменьшения социальной защищенности наемных работников. Вместе с указанными мероприятиями необходимо разработать комплекс мер по закреплению результатов антикризисной политики. Наиболее действенным и эффективным механизмом является Программа.

Программа будет способствовать реализации единой государственной политики в сфере поддержки и развития малых и средних форм предпринимательства.

В случае сохранения существующей ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства его развитие будет носить инерционный характер.

Инерция развития малого и среднего предпринимательства будет определяться следующими факторами:

- постепенное старение кадров, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, в том числе в результате низкой информированности населения, особенно молодежи, о способах ведения и рисках предпринимательской деятельности;

- низкие темпы увеличения доли вклада продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства Сахалинской области, в валовой региональный продукт;

- неравномерное развитие малого и среднего бизнеса на территории Сахалинской области;

- сохранение высокой доли "теневой" заработной платы работников, занятых в малом бизнесе;

- слабая инвестиционная привлекательность, снижение темпов обновления основного капитала и, следовательно, низкие возможности технологической адаптации предприятий к росту цен на ресурсы текущего производственного потребления;

- снижение конкурентоспособности продукции, производимой субъектами малого и среднего бизнеса;

- низкие темпы внедрения современных технологий;

- слабость общественных и иных некоммерческих организаций поддержки предпринимательства, не обеспечивающих координацию взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с органами государственной власти.