АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2008 года N 423-па
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ СЕЙСМОУСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА"
{Изменения:
Постановление администрации Сахалинской области от 27.03.2009 N 109-па;
Постановление администрации Сахалинской области от 30.10.2009 N 435-па;
Постановление администрации Сахалинской области от 24.12.2009 N 556-па;
Постановление Правительства Сахалинской области от 09.03.2010 N 77;
Постановление Правительства Сахалинской области от 14.10.2010 N 494;
Постановление Правительства Сахалинской области от 06.12.2010 N 591;
Постановление Правительства Сахалинской области от 26.01.2011 N 18;
Постановление Правительства Сахалинской области от 21.04.2011 N 140;
Постановление Правительства Сахалинской области от 05.07.2011 N 261;
Постановление Правительства Сахалинской области от 07.11.2011 N 452;
Постановление Правительства Сахалинской области от 25.06.2012 N 310;
Постановление Правительства Сахалинской области от 25.06.2012 N 311;
Постановление Правительства Сахалинской области от 23.11.2012. N 578;
Постановление Правительства Сахалинской области от 20.02.2013 N 70;
Постановление Правительства Сахалинской области от 07.06.2013 N 288;
Постановление Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 N 422}
В целях создания на территории Сахалинской области условий для безопасной жизнедеятельности населения и повышения уровня сейсмической устойчивости жилищного фонда, безопасного функционирования значимых инфраструктурных объектов и систем жизнеобеспечения администрация Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Сахалинской области на 2009 - 2013 годы и на период до 2017 года" (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2009 года.
Губернатор Сахалинской области А.В. Хорошавин
{в ред. постановления администрации
Сахалинской области от 24.12.2009 N 556-па}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 14.10.2010 N 494}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 26.01.2011 N 18}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 21.04.2011 N 140}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 05.07.2011 N 261}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 07.11.2011 N 452}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 25.06.2012 N 310}
{в ред. Постановления Правительства
Сахалинской области от 25.06.2012 N 311}
{в ред. Постановления Правительства
Сахалинской области от 23.11.2012. N 578}
{в ред. Постановления Правительства
Сахалинской области от 20.02.2013 N 70;
в ред. Постановления Правительства
Сахалинской области от 07.06.2013 N 288}
{в ред. Постановления Правительства
Сахалинской области от 06.08.2013 N 422}
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Сахалинской области на 2009 - 2013 годы и на период до 2017 года"
Наименование программы | "Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Сахалинской области на 2009 - 2013 годы и на период до 2017 года" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | распоряжение администрации Сахалинской области от 02.09.2008 N 647-ра "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Повышение сейсмоустойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения в Сахалинской области на 2009 - 2017 годы"; |
Государственный заказчик | Правительство Сахалинской области |
Государственный заказчик | Министерство строительства Сахалинской |
Основной разработчик | Министерство строительства Сахалинской области |
Цель Программы | - обеспечение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения Сахалинской области в условиях высокой сейсмичности, цунами,- лавино- и селеопасности; |
Задачи Программы | - совершенствование мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической активностью; |
Сроки реализации Программы | 2009 - 2017 годы |
Объемы и источники финансирования | Потребность в денежных ресурсах на реализацию Программы составляет 11,2 млрд. рублей, в том числе за счет средств: |
Исполнители и соисполнители мероприятий Программы | Министерство строительства Сахалинской области, министерство экономического развития Сахалинской области, министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, министерство образования Сахалинской области, министерство здравоохранения Сахалинской области, агентство по культуре Сахалинской области, министерство социальной защиты Сахалинской области, Главное управление МЧС России по Сахалинской области (по согласованию) |
Важнейшие целевые ндикаторы и показатели | - выполнение графика проведения детального сейсмического районирования и микрорайонирования городов и населенных пунктов, детального районирования территории городов и населенных пунктов по опасности проявления вторичных эффектов землетрясений (снежные лавины, селевые потоки, оползни); |
Система организации контроля за исполнением Программы | Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Сахалинской области. Координацию хода исполнения Программы, мониторинг выполнения, оперативный контроль обеспечивает министерство строительства Сахалинской области. Отчетность в рамках Программы представляется в установленные сроки |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и оценка социально-экономической эффективности | 1. Создание: |
Сахалинская область является единственной островной областью, находящейся в непосредственной близости к разрывам и разломам краевой зоны Тихого океана, и характеризуется высокой степенью сейсмической и вулканической активности и цунамиопасности, открытостью для тропических циклонов и северных холодных ветров, что является основными причинами проходящих на территории области разрушительных тектонических и природных явлений, наносящих существенный материальный ущерб народному хозяйству области и представляющих высокую опасность для ее населения.
По уровню проявления природных и связанных с ними техногенных катастроф Сахалинская область по градации МЧС России относится к субъектам 1-й степени опасности, по уровню сейсмической опасности Сахалинская область занимает одно из первых мест в Российской Федерации среди территорий, находящихся в сейсмоопасных зонах.
На юге области сконцентрированы крупнейшие промышленные комплексы и предприятия: завод по переработке и сжижению природного газа, морской терминал розлива сырой нефти, порты Корсаков, Холмск, Невельск. Территория острова Сахалин насыщена нефте- и газопроводными системами. В пределах шельфа акватории острова функционируют нефтедобывающие платформы и подводные нефте- и газопроводы. Все эти производства могут быть подвержены землетрясениям силой 7-9 и более баллов.
Разрушительная сила землетрясений и цунами многократно возрастает от катастрофических экологических последствий, так как характер промышленного производства области отличается высокой степенью экологической опасности. Особую озабоченность вызывают экосистема прибрежного шельфа Охотского моря и уникальная нерестовая речная сеть острова Сахалин и Курильских островов.
Кроме того Сахалинская область подвержена воздействию опасных геодинамических процессов: снежные лавины, селевые потоки и оползни. Землетрясения способны влиять на динамику этих процессов, а негативные последствия землетрясений, в свою очередь, могут усугубляться вторичными эффектами: сходом снежных лавин, селевых потоков и оползней.
За период 1994 - 2007 годов на территории Сахалинской области произошел ряд сильных разрушительных землетрясений. Основной причиной последствий этих землетрясений явилось снижение нормативной сейсмичности территории Сахалинской области. За последние 50 лет нормативная база по сейсмичности менялась в основном в сторону уменьшения и только в 1995 году после нефтегорского землетрясения была повышена на 2-3 балла.
Дефицит сейсмостойкости (до 2-3 баллов) имеют здания и сооружения, построенные до 1996 года, в том числе жилые дома общей площадью 8500 тыс. кв. м, здания социально-культурного назначения - 900 тыс. кв. м, которые относятся к категории повышенной ответственности, и производственные здания общей площадью 600 тыс. кв. м.
Кроме того в горной части территории о. Сахалин и Курильских островов при землетрясениях велика вероятность развития так называемых вторичных воздействий природного и техногенного характера в виде оползней, обвалов, проседания грунтов и др. В области практически отсутствует система мониторинга геологических процессов. Сейсмический и геофизический мониторинг проводится на старом оборудовании, не позволяющем оперативно передавать и обрабатывать данные. Требуется повысить готовность специальных служб и населения к землетрясениям и цунами, сформировать нормативную базу для обеспечения сейсмической надежности строящихся и эксплуатируемых жилых домов, зданий и сооружений.
Для обеспечения надежности и безопасности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных, промышленных зданий и сооружений на территории Сахалинской области, в первую очередь, необходимо провести комплексное обследование жилых домов, зданий повышенной социальной ответственности и массового пребывания людей. Для чего следует разработать методы паспортизации, учитывающие особые климатические условия Сахалина, а также современные способы и инновационные технологии сейсмоусиления.
Сложность и комплексность проблем по защите населения, жилых зданий и сооружений, инфраструктуры экологически опасных производств от воздействия землетрясений, цунами и вторичных эффектов от землетрясений обусловливает необходимость интеграции бюджетных средств и инвестиций для их планомерного решения.
Программа определяет основные направления и мероприятия, позволяющие комплексно реализовать цели и задачи по обеспечению сейсмической безопасности населения, снижению социального, экономического и экологического ущерба от разрушительных землетрясений. Система программных мероприятий направлена на последовательное выполнение конкретных задач: от оценки сейсмической опасности территорий области до обеспечения сейсмостойкости жилых домов, эксплуатируемых зданий и сооружений.
Целью программы является комплексное решение проблемы обеспечения устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения Сахалинской области в условиях высокой сейсмичности, цунами,- лавино- и селеопасности, создание условий для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- усовершенствовать мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической активностью;
- повысить уровень сейсмоустойчивости жилых домов, зданий и сооружений;
- создать условия для безопасной жизнедеятельности населения;
- повысить готовность руководителей всех уровней и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Учитывая масштабность решаемых задач, Программа будет реализовываться в течение девяти лет, с 2009 по 2017 годы.
Предполагается за этот период подготовить нормативные и методические документы, реализовать мероприятия по сейсмическому районированию, провести инженерно-сейсмическое обследования и паспортизацию жилых зданий и сооружений, принять решение о целесообразности сейсмоусиления конкретных объектов и жилых домов.
Предусматривается разработка проектно-сметной документации, широкомасштабное проведение работ по сейсмоусилению жилых домов и объектов жизнеобеспечения, мест массового пребывания людей, зданий и сооружений, обеспечивающих размещение пострадавшего населения в условиях природных катаклизмов (больницы, школы, кинотеатры, дома культуры и др.), а также защитных сооружений.
Предполагается, что в рамках реализации Программы будут осуществляться:
- регулярная корректировка перечня реализуемых мероприятий;
- уточнение объемов финансирования;
- уточнение показателей системы целевых индикаторов, позволяющих оценивать ход реализации Программы.
Решение поставленных задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативно-правовых, организационных, финансовых мер и мероприятий по следующим основным направлениям:
- проведение оценки уровня сейсмической опасности территории области и возможности проявления вторичных явлений от землетрясений и их пространственная локализация (оползни, сели, лавины);
- проведение оценки сейсмоуязвимости существующей застройки (жилых домов, зданий и сооружений);
- снижение сейсмического риска путем усиления существующей застройки;
- снижение сейсмического риска путем подготовки к землетрясению и защите населения.
Мероприятия Программы предусматривают выполнение следующих видов работ:
- составление карт детального сейсмического районирования и микрорайонирования для населенных пунктов области;
- разработка прогнозных карт лавинной, селевой, оползневой опасности территорий населённых пунктов в масштабе 1:5000; схемы планировочных ограничений к генеральным планам;
- развитие системы оперативного слежения за геодинамическими процессами (лавины, сели, оползни), разработка методологии прогнозирования сейсмогенных лавин, селей, оползней;
- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), направленных на создание научно-методической базы;
- разработка и принятие нормативно-технических и правовых документов, в том числе регионального регламента строительных норм для сейсмических районов Сахалинской области, документов по страхованию от последствий землетрясений;
- разработка методов и технологий унифицированных проектов сейсмоусиления жилых домов, зданий и сооружений;
- проектирование и строительство инженерных защитных сооружений в наиболее уязвимых территориях;