Городской округ "Город Южно-Сахалинск" является наиболее крупным по численности населения и вторым по экономическому потенциалу муниципальным образованием области. Среди муниципальных образований области г. Южно-Сахалинск по объему промышленного производства занимает второе место после нефтедобывающего Ногликского района. Естественными характерными преимуществами города в сравнении с другими городами Сахалинской области является высокая концентрация центрообразующих функций (общественно-деловых, финансовых, научных, информационных и др.). Отраслевое разнообразие и относительно высокая плотность объектов обслуживания при благоприятных условиях доступности обеспечивает высокий потенциальный спрос на услуги постоянного и временного населения.
Город Южно-Сахалинск является административным, промышленным, культурным и научным центром Сахалинской области. Общая площадь территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" составляет 90,1 тыс. га. В границах городской черты находится порядка 16,5 тыс. га. Городской округ "Город Южно-Сахалинск" включает в себя город Южно-Сахалинск с планировочными районами "Луговое", "Ново-Александровск", "Хомутово" и пригород с населенными пунктами: с. Синегорск, с. Дальнее, с. Березняки, с. Старорусское, жилые кварталы Весточка, Лиственничное, Христофоровка, с. Санаторное, с. Ключи, с. Новая Деревня.
В городе Южно-Сахалинске по состоянию на 1 января 2008 года численность постоянного населения составляет 180,7 тыс. человек (треть населения Сахалинской области).
Распределение жителей на территории городского округа неравномерно - 140,5 тыс. человек проживают в городе Южно-Сахалинске, 40,2 тыс. человек составляет сельское население. Средняя плотность населения города - 201 человек на кв. км.
Город Южно-Сахалинск обладает выгодным экономико-географическим положением, располагаясь в наиболее освоенной и климатически благоприятной части Сахалина.
Занимая центральное положение в системе южного экономического района острова, город Южно-Сахалинск находится в менее чем часовой транспортной доступности от других крупных городских поселений области - городов Корсаков и Долинск. Центральное положение города усиливается системой транспортных коммуникаций, включающих:
- железную дорогу "Корсаков - Южно-Сахалинск - Ноглики", с ответвлением через Арсентьевку на Ильинский и далее на г. Холмск;
- автомобильные дороги федерального значения "Южно-Сахалинск - Холмск" и "Южно-Сахалинск - Корсаков" и регионального (межмуниципального) значения "Южно-Сахалинск - Оха";
- незамерзающие морские порты и паромную переправу городов Холмска и Корсакова, обеспечивающие внешнеторговые и внутренние (с материком) морские транспортные связи областного центра;
- аэропорт "Хомутово", расположенный в южной части города и обслуживающий грузовые авиаперевозки и пассажирские связи с наиболее крупными городами материковой части России;
- расположенные вблизи города магистральные газо- и нефтепровод, соединяющие шельфовые месторождения с побережьем Анивского залива и позволяющие обеспечить эффективными топливно-энергетическими ресурсами предприятия и жилищно-коммунальное хозяйство города, открыть перспективу для развития новых высокотехнологичных производств;
Приграничное положение города обеспечивает большие преимущества в экспортно-импортной деятельности уже в настоящее время, а в последующем - в культурном, научно-техническом и хозяйственном сотрудничестве.
Достаточно благоприятно и мезоэкономико-географическое положение г. Южно-Сахалинска:
- примыкающая и надежно связанная с ним автомобильными дорогами сельскохозяйственная зона, которая включает в себя три планировочных района - "Ново-Александровск", "Луговое", "Хомутово", а также территории администраций сел Березняки, Дальнее и Синегорск с общей площадью сельских территорий 106,2 кв. км;
- широкий спектр на территории муниципального образования месторождений полезных ископаемых, составляющих надежную основу для производства строительных материалов; наличие ресурсов подземных минеральных вод;
- пространственные ресурсы, создающие предпосылки для размещения производственных и непроизводственных объектов;
- наличие в непосредственной близости от города обширных рекреационно-оздоровительных зон (территории регламентированного рекреационного использования составляют 210,3 га).
В районе сел Лесное и Охотское, расположенных к востоку от города вдоль тихоокеанского побережья, и на побережье озер Изменчивое и Тунайча расположено одно из наиболее популярных мест кратковременного отдыха населения города. Здесь же получила развитие сеть береговых баз добычи, первичной сезонной обработки и хранения рыбы. Значительная часть предприятий рыбной промышленности областного центра имеют здесь, а также на побережье Анивского залива, свои производственные базы и вспомогательные подразделения.
Рекреационная зона Санаторное-Синегорск расположена на северо-западе от города. Поселок Санаторное является оздоровительным центром на базе источника минеральных вод и активно эксплуатируется в настоящее время. Поселок Синегорск размещен среди сопок Мицульского хребта высотой до 700 м над уровнем моря. Живописность природного окружения и расположение по склонам речной долины делают его перспективным для организации зимнего отдыха, лыжных катаний и прочих аттракционов зимнего туристского профиля.
В целом г. Южно-Сахалинск достаточно привлекателен для жителей области. Последние годы здесь улучшается сальдо миграции, но из-за отрицательного естественного движения населения численность его сокращается.
В экономике г. Южно-Сахалинска в последние годы происходят существенные структурные изменения. Растет его социально-экономическая и торгово-управленческая специализация. В производственном секторе сохраняют конкурентоспособность отрасли жизнеобеспечения и отрасли, работающие не только на город, но и область. Помимо электроэнергетики хорошие перспективы имеют такие отрасли промышленности, как пищевая, строительных материалов, металлообработка. Объективными предпосылками роста располагают строительство, транспорт, связь, сельское хозяйство.
Как областной центр г. Южно-Сахалинск использует административные функции, проходящие через него торговые и финансовые потоки, что определяет сравнительно высокий уровень жизни и комфортность проживания местного населения.
В системе экономического развития Сахалинской области г. Южно-Сахалинск занимает лидирующее место по важнейшим социально-экономическим показателям и является многофункциональным и динамично растущим региональным центром, предоставляющим гражданам достаточно широкие возможности для трудоустройства. Уже сегодня в городе работают жители Долинского, Анивского и Корсаковского районов. В последние годы отмечается значительный приток рабочей силы из северных районов области и регионов России.
В городе Южно-Сахалинске функционируют железнодорожный, авиационный и автомобильный виды транспорта. Основной объем перевозок грузов (95%) и пассажиров (96,4%) приходится на автомобильный транспорт.
По городскому округу объем перевозок грузов автомобильным транспортом в 2007 году составил 373,6 тыс. тонн, или 99,2% по сравнению с 2006 годом.
Автомобильный парк городского округа "Город Южно-Сахалинск" составляет 79,3 тыс. автомобилей. По уровню автомобилизации населения город Южно-Сахалинск занимает одно из первых мест в Российской Федерации - 438 автомобилей на 1000 человек. В структуре автомобильного парка около 78% приходится на легковые автомобили, 14% - на грузовые, 5% - на специальные автомобили, 3% - на автобусы.
На территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" действует 37 городских и 5 пригородных маршрутов. Маршрутная сеть достаточно разветвлена и обеспечивает доставку населения практически во все районы города и пригородные населенные пункты городского округа.
На перевозках пассажиров ежедневно используется до 350 единиц автобусов различной вместимости, из которых 40 автобусов большой и средней вместимости и 310 автобусов особо малой вместимости, принадлежащих индивидуальным предпринимателям.