В соответствии с наиболее вероятным сценарием развития области, принятым в качестве базового в Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области до 2020 года, предполагается:
- обеспечение технологической модернизации уже существующих и действующих промышленных предприятий области, реализация новых инвестиционных проектов, в том числе создание новых производств и отраслей;
- одновременная реализация структурной и инновационной политики, направленных на формирование и использование постиндустриальных источников развития.
Данный сценарий реализуется по трем направлениям:
1. Поддержка и развитие традиционных видов производств и сфер специализации экономики Сахалинской области (нефтегазовый комплекс, добыча и переработка морепродуктов, угольная, лесная отрасли, сельское хозяйство, строительный комплекс и т.д.) с одновременным повышением их эффективности и конкурентоспособности. Их развитие будет обеспечиваться за счет технологической модернизации, применения новых научно-конструкторских разработок и информационных технологий, формирования и продвижения на внешние рынки брендов сахалинских товаров и услуг, усиления маркетинговой составляющей.
2. Одновременно, в рамках вышеназванных традиционных секторов экономики области, будут формироваться предпосылки для перехода на этап инновационного развития. Повышение конкурентоспособности будет обеспечиваться за счет встраивания предприятий области, работающих в традиционных секторах экономики, в существующие и новые внешние цепочки создания добавленной стоимости с использованием методов договорной специализации, а также за счет генерации собственных цепочек создания добавочного продукта.
3. Результатом технологической модернизации существующих традиционных производств (направление 1), их встраивания во внешние цепочки создания добавленной стоимости и генерации собственных цепочек (направление 2) явится интенсивное развитие вспомогательных и поддерживающих производств и инфраструктуры, повышение инвестиционной привлекательности.
Это приведет к формированию "точек роста" в Сахалинской области, которые рассматриваются как центры формирования территориально-производственных кластеров. В рамках формирующихся кластеров будет формироваться и современный инфраструктурный комплекс, значительную составляющую которого займут информационные услуги, научно-технологическое и образовательное обеспечение, инновационная инфраструктура (в виде сети инновационных фирм, инновационно-технологических площадок, научно-производственных объединений, консультационных фирм, венчурных, иных фондов сопровождения инвестиционной деятельности и др.).
В этом контексте главным предназначением г. Южно-Сахалинска является формирование на его базе административно-культурного и делового Российско-Японского центра на Дальнем Востоке, реализующего интеграционные процессы между двумя странами.
Данная миссия реализуется в следующих стратегических направлениях:
- дальневосточный центр российско-японских отношений;
- научное, проектно-конструкторское и образовательное обеспечение инновационного развития области;
- региональный торгово-транспортный логистический центр;
- областной селитебный центр, обеспечивающий условия комфортного и безопасного проживания сахалинцев
Исходя из этого, основной целью стратегического развития г. Южно-Сахалинска, реализации его миссии является создание условий для стабильного повышения качества жизни населения и его успешной самоорганизации на основе эффективного использования социально-экономического потенциала города, области, региона.
В прогнозируемый период необходимо решение следующих задач:
- в экономическом развитии:
- обеспечение опережающего роста экономики (по сравнению с Сахалинской областью), и, за счет этого, заметное повышение доходов населения, занятого в производственной сфере;
- значительное повышение производительности труда во всех секторах экономики (за счет реструктуризации производства), внедрение инновационных, в том числе информационных, технологий, формирование новых секторов экономики;
- усиление интеграционных связей с Японией;
- создание благоприятных условий роста накоплений у предприятий и населения, увеличение их инвестиционной активности, более значительное привлечение иностранного капитала, в том числе в строительство;
- достижение дальнейшего роста малого и среднего предпринимательства (за счет разработки программ поддержки);
- формирование конкурентной среды в предпринимательстве города, перевод на рыночную основу значительной части жилищно-коммунального хозяйства;
- в области экологии:
- решение острых экологических проблем (чистый воздух, питьевая вода, загрязненность территории);
- переориентирование экономики на энерго- и ресурсосберегающие технологии, внедрение экологически ориентированных методов управления, снижение давления экономики на природу;
- улучшение городской среды (за счет озеленения, создания малых и больших рекреационных зон);
- качественное улучшение очистки города, осуществление оптимизации его пространственной организации;