Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Мировой опыт стран с классической системой рыночных отношений показывает, что весьма важную роль в экономике играет малое и среднее предпринимательство (далее - МСП). Оно является мотором развития, символом динамичности, открытости, выравнивания шансов всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание. Широкомасштабное, тщательно внедренное по направлениям и поддерживаемое государством развитие его позволяет экономически развитым странам эффективно решать многие задачи производственного, коммерческого, финансового и научно-технического характера.

МСП способствует достижению оптимальной структуры экономики, формированию и реализации гибкой стратегии и тактики хозяйственной деятельности, высокому качеству и оперативности принимаемых управленческих решений, развитию мощной экономической мотивации и личной ответственности за результаты деятельности.

МСП присущи гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры, что не может не способствовать стабилизации макроэкономических процессов в стране.

В период становления и развития рыночных отношений МСП нуждается в особом внимании и серьезной поддержке как со стороны государственных органов власти, так и общественных объединений предпринимателей (союзов, ассоциаций, агентств, торгово-промышленных палат). Для этого необходима единая скоординированная политика, система программных мероприятий, взаимоувязанных в межотраслевом, внутриотраслевом, региональном и временном масштабах.

Президентом России Дмитрием Медведевым был положен четкий курс на развитие предпринимательства и выхода его на показатели, сопоставимые с европейскими.

Сегодня активно меняется правовая среда, в развитие бизнеса государством стали вкладываться существенные ресурсы.

На федеральном уровне принимаются меры по созданию позитивного делового климата: убираются препоны и барьеры на пути развития предпринимательства, снижается налоговое бремя, идет жесткая борьба с коррупцией, создается необходимая для развития бизнеса инфраструктура.

Аналогичную поддержку предпринимательства Правительством Российской Федерации рекомендовано осуществлять в субъектах Российской Федерации.

В экономике Сахалинской области МСП играет всевозрастающую роль, сохраняя положительную динамику роста основных показателей деятельности.

При этом МСП обладает значительным потенциалом экономического роста, оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие территорий, в том числе обеспечивает занятость населения, создает конкурентную рыночную среду, смягчает социальные проблемы. Оно формируется в основном за счет трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов экономики.

Экономическая эффективность деятельности МСП оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП).

С точки зрения социального аспекта, развитие МСП - это создание дополнительных рабочих мест, обеспечение жителей необходимыми товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация социальных программ.

В 2011 году завершается реализация областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009 - 2011 годы", в рамках которой запущены механизмы по созданию благоприятной предпринимательской среды, развитию инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего бизнеса, повышению эффективности данного сектора экономики.

В рамках реализации вышеуказанной программы наибольшее распространение получили следующие мероприятия финансовой поддержки СМСП Сахалинской области:

- возмещение части процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам;

- гранты начинающим предпринимателям;

- возмещение части затрат предпринимателям из числа молодежи;

- предоставление субсидий СМСП на возмещение части затрат по оплате образовательных услуг;

- займы и поручительства автономного учреждения "Фонд содействия развитию предпринимательства".

За три года реализации программных мероприятий удалось достичь положительной динамики роста основных показателей деятельности СМСП.

Так, индикаторы результативности реализации программы поддержки предпринимательства (приведены в таблице ниже), заданные в 2008 году, в 2010 году отразили качественный и количественный рост, что отражено в оценке социально-экономической эффективности областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009 - 2011 годы".

Наименование СМСП

Количество СМСП, ед.

Темпы роста
 количества СМСП, %

по состоянию
 на 01.01.2009

по состоянию
 на 01.01.2011

Малые
 предприятия

3204

7200

224,7

Средние
 предприниматели

123

184

149,6

Индивидуальные предприниматели

19593

20649

105,4

Среднемесячная заработная плата на 01 января 2011 года выросла по сравнению с 2008 годом на малых предприятиях на 4,8 тыс. рублей, или на 25,4%.

По состоянию на 01 января 2011 года число работающих в малом и среднем бизнесе с учетом всех категорий занятых составляет около 82,2 тыс. человек, или более 29% населения, занятого в экономике Сахалинской области.

Оборот СМСП в 2010 году составил около 100 млрд. рублей, против 91 млрд. рублей в 2009 году.

Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий Сахалинской области в 2010 году (без учета микропредприятий) составил 506,6 млн. рублей.