Мировой опыт стран с классической системой рыночных отношений показывает, что весьма важную роль в экономике играет малое и среднее предпринимательство (далее - МСП). Оно является мотором развития, символом динамичности, открытости, выравнивания шансов всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание. Широкомасштабное, тщательно внедренное по направлениям и поддерживаемое государством развитие его позволяет экономически развитым странам эффективно решать многие задачи производственного, коммерческого, финансового и научно-технического характера.
МСП способствует достижению оптимальной структуры экономики, формированию и реализации гибкой стратегии и тактики хозяйственной деятельности, высокому качеству и оперативности принимаемых управленческих решений, развитию мощной экономической мотивации и личной ответственности за результаты деятельности.
МСП присущи гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры, что не может не способствовать стабилизации макроэкономических процессов в стране.
В период становления и развития рыночных отношений МСП нуждается в особом внимании и серьезной поддержке как со стороны государственных органов власти, так и общественных объединений предпринимателей (союзов, ассоциаций, агентств, торгово-промышленных палат). Для этого необходима единая скоординированная политика, система программных мероприятий, взаимоувязанных в межотраслевом, внутриотраслевом, региональном и временном масштабах.
Президентом России Дмитрием Медведевым был положен четкий курс на развитие предпринимательства и выхода его на показатели, сопоставимые с европейскими.
Сегодня активно меняется правовая среда, в развитие бизнеса государством стали вкладываться существенные ресурсы.
На федеральном уровне принимаются меры по созданию позитивного делового климата: убираются препоны и барьеры на пути развития предпринимательства, снижается налоговое бремя, идет жесткая борьба с коррупцией, создается необходимая для развития бизнеса инфраструктура.
Аналогичную поддержку предпринимательства Правительством Российской Федерации рекомендовано осуществлять в субъектах Российской Федерации.
В экономике Сахалинской области МСП играет всевозрастающую роль, сохраняя положительную динамику роста основных показателей деятельности.
При этом МСП обладает значительным потенциалом экономического роста, оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие территорий, в том числе обеспечивает занятость населения, создает конкурентную рыночную среду, смягчает социальные проблемы. Оно формируется в основном за счет трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов экономики.
Экономическая эффективность деятельности МСП оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП).
С точки зрения социального аспекта, развитие МСП - это создание дополнительных рабочих мест, обеспечение жителей необходимыми товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация социальных программ.
В 2011 году завершается реализация областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009 - 2011 годы", в рамках которой запущены механизмы по созданию благоприятной предпринимательской среды, развитию инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего бизнеса, повышению эффективности данного сектора экономики.
В рамках реализации вышеуказанной программы наибольшее распространение получили следующие мероприятия финансовой поддержки СМСП Сахалинской области:
- возмещение части процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам;
- гранты начинающим предпринимателям;
- возмещение части затрат предпринимателям из числа молодежи;
- предоставление субсидий СМСП на возмещение части затрат по оплате образовательных услуг;
- займы и поручительства автономного учреждения "Фонд содействия развитию предпринимательства".
За три года реализации программных мероприятий удалось достичь положительной динамики роста основных показателей деятельности СМСП.
Так, индикаторы результативности реализации программы поддержки предпринимательства (приведены в таблице ниже), заданные в 2008 году, в 2010 году отразили качественный и количественный рост, что отражено в оценке социально-экономической эффективности областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009 - 2011 годы".
Наименование СМСП | Количество СМСП, ед. | Темпы роста | |
по состоянию | по состоянию | ||
Малые | 3204 | 7200 | 224,7 |
Средние | 123 | 184 | 149,6 |
Индивидуальные предприниматели | 19593 | 20649 | 105,4 |
Среднемесячная заработная плата на 01 января 2011 года выросла по сравнению с 2008 годом на малых предприятиях на 4,8 тыс. рублей, или на 25,4%.
По состоянию на 01 января 2011 года число работающих в малом и среднем бизнесе с учетом всех категорий занятых составляет около 82,2 тыс. человек, или более 29% населения, занятого в экономике Сахалинской области.
Оборот СМСП в 2010 году составил около 100 млрд. рублей, против 91 млрд. рублей в 2009 году.
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий Сахалинской области в 2010 году (без учета микропредприятий) составил 506,6 млн. рублей.