N | Муниципальные образования | Потребность | Количество | Очередь |
1. | Городской округ | 6000 | 2 30 | 5770 |
2. | Городской округ | 315 | - | 315 |
3. | Городской округ "Долинский" | 578 | - | 578 |
4. | "Корсаковский городской округ" | 1381 | 190 | 1191 |
5. | "Невельский городской округ" | 455 | 180 | 275 |
6. | Городской округ "Охинский" | 713 | - | 713 |
7. | Городской округ "Поронайский" | 408 | - | 408 |
8. | Углегорский муниципальный район | 645 | - | 645 |
9. | "Холмский городской округ" | 1111 | - | 1111 |
10. | "Анивский городской округ" | 495 | 200 | 295 |
11. | "Курильский городской округ" | 144 | 40 | 104 |
12. | "Макаровский городской округ" | 112 | - | 112 |
13. | "Городской округ Ногликский" | 441 | 100 | 341 |
14. | Городской округ "Смирныховский" | 275 | - | 275 |
15. | Северо-Курильский городской округ | 79 | - | 79 |
16. | "Томаринский городской округ" | 113 | - | 113 |
17. | "Тымовский городской округ" | 427 | - | 427 |
18. | "Южно-Курильский городской округ" | 390 | 190 | 200 |
19. | "Городской округ "Вахрушев" | 46 | - | 46 |
Итого: | 14128 | 1130 | 12998 |
Ограничение доступа к дошкольному образованию выступает фактором социальной уязвимости как детей, так и родителей. Родители, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения, не имеющие возможности обратиться к их альтернативным формам, зачастую вынуждены отказаться от официальной занятости, что ограничивает возможности трудоспособных родителей в социальной мобильности, их профессиональном и карьерном росте. Отсутствие свободных мест в учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, обостряет следующие социальные проблемы:
- невозможность устройства на работу социально активного населения - родителей, вынужденных воспитывать детей в домашних условиях, что, в свою очередь, влияет на уровень материального благосостояния семьи;
- низкий уровень социализации детей, не получающих дошкольного образования, их недостаточная подготовленность к получению образования в школе.
Малый и средний бизнес сегодня по ряду причин не готов обеспечить условия, отвечающие требованиям, предъявляемым к предоставлению услуг в сфере дошкольного образования.
Проблема нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях является актуальной для всех муниципальных образований области, но не все готовы на данном этапе к реализации Программы из-за отсутствия проектно-сметной документации, возможности софинансирования мероприятий Программы.
Нерешенной остается и проблема нехватки кадров на фоне их старения, что обусловлено в том числе низким уровнем заработной платы педагогических работников. Несмотря на постоянный рост бюджетных расходов на дошкольное образование, заработная плата педагогических работников данной сферы составляет чуть более 60% от средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений. Залогом построения качественного дошкольного образования должна стать достойная заработная плата педагогического работника.
{абзац введен постановлением Правительства Сахалинской области от 25.01.2012 N 32}
Решать указанные проблемы необходимо программно-целевым методом, то есть посредством принятия областной целевой программы, реализуемой путем выделения субсидий из областного бюджета при условии софинансирования из бюджетов муниципальных образований области. Именно областные целевые программы являются на сегодняшний день средством привлечения бюджетных средств (помимо режима текущего финансирования) на решение проблем дошкольного образования.
Программа позволит обеспечить финансирование мероприятий, обеспечивающих открытие дополнительных групп в функционирующих дошкольных и общеобразовательных учреждениях, вернуть здания, переданные в 1990 - 2000-х годах другим ведомствам, в систему дошкольного образования. Расширение сети дошкольных учреждений в области в результате строительства новых зданий за счет средств областного бюджета, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников позволит сократить очередь на предоставление дошкольных образовательных услуг в муниципальных образованиях. Приведение в соответствие с нормативными требованиями возвращенных в систему образования зданий бывших детских садов позволит сэкономить денежные средства на строительстве новых зданий.
Строительство 28 новых зданий дошкольных образовательных учреждений, 2-х зданий начальной школы - детского сада позволит ввести в строй 4930 мест. В период 2011 - 2015 годов планируется вернуть в систему образования 11 зданий с общей вместимостью на 1070 мест, открыть дополнительно дошкольные группы в детских садах и школах. Все это увеличит вместимость дошкольных учреждений на 7465 мест и уменьшит очередность на устройство в детский сад на 53%.
Невыполнение мероприятий по ремонту зданий в целях открытия дополнительных мест в учреждениях дошкольного и общего образования приведет к снижению количества детей, получающих данную государственную услугу, обострению социальной напряженности в отдельных муниципальных образованиях области.
Следует выделить также преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом:
- цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть все аспекты открытия дополнительных мест в учреждениях дошкольного и общего образования, а направления финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках Программы;
- четкое распределение полномочий и ответственности в рамках Программы между органами исполнительной власти Сахалинской области и органами местного самоуправления позволит повысить эффективность выполнения программных мероприятий;
- эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы позволит ежеквартально оценивать результаты осуществления мероприятий по реализации Программы.
Негативных последствий реализации Программы не предвидится. Возможные негативные последствия в период реализации Программы могут быть связаны с временным прекращением работы образовательных учреждений во время проведения ремонтов. Данная проблема будет решаться органами местного самоуправления муниципальных образований области путем перевода детей в другие образовательные учреждения либо организации воспитания детей на дому.