Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июля 2010 года N 340

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2015 ГОДЫ"

{Утратило силу:
Постановлением Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 N 326}

{Изменения:
Постановлением Правительства Сахалинской области от 29.06.2012 N 328}

Правительство Сахалинской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу Сахалинской области "Развитие угольной отрасли Сахалинской области на 2010 - 2015 годы" (далее - Программа) (прилагается).

2. Министерству финансов Сахалинской области и министерству экономического развития Сахалинской области при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".

Исполняющий обязанности председателя

Правительства Сахалинской области С.Г. Шередекин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Сахалинской области
от 14.07.2010 N 340
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 29.06.2012 N 328}

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА Сахалинской области "Развитие угольной отрасли Сахалинской области на 2010-2015 годы"


Наименование Программы

Развитие угольной отрасли Сахалинской области на 2010 - 2015 годы

Основание для разработки  Программы

Распоряжение администрации Сахалинской области от 07 мая 2009 года N 298-ра "О Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие угольной отрасли Сахалинской области на 2010 - 2015 годы"

Заказчик Программы

Правительство Сахалинской области

Разработчик Программы

Министерство экономического развития Сахалинской области

Цели Программы

1. Обеспечение конкурентоспособности угольной отрасли в условиях насыщенности рынка альтернативными энергоресурсами.
 2. Обеспечение устойчивого и сбалансированного развития угольной отрасли на основе современного научно-технического потенциала и технологий, отвечающих экологическим нормам.

Задачи Программы

Повышение эффективности работы предприятий для бесперебойного обеспечения потребителей углем.
 Увеличение объемов добычи и вывоза угля за пределы Сахалинской области.
 Внедрение инновационных технологий по добыче и переработке угля.
 Создание механизмов кадрового обеспечения предприятий угольной сферы.

Мероприятия Программы

1. Строительство объектов транспортной инфраструктуры.
 2. Повышение доступности угольных предприятий Сахалинской области к финансовым ресурсам.
 3. Создание профильного учебного заведения для подготовки кадров для предприятий угольной отрасли.
 4. Разведка новых месторождений угля.
 5. Организация глубокой переработки угля на территории Сахалинской области.
 6. Внедрение систем экологического менеджмента в работу предприятий угольной промышленности.

Сроки реализации Программы

2010 - 2015 годы

Исполнители Программы

Министерство экономического развития Сахалинской области, министерство образования Сахалинской области, министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий, - 7485000 тыс. руб., в том числе по годам:
  2010 год - 100000 тыс. руб.;

  2011 год - 750000 тыс. руб.;

  2012 год - 1250000 тыс. руб.;

  2013 год - 1415000 тыс. руб.;

  2014 год - 2130000 тыс. руб.;

  2015 год - 1840000 тыс. руб.
 Из них по источникам:
 средства областного бюджета Сахалинской области - 240000 тыс. руб., в том числе по годам:
  2013 год - 173700 тыс. руб.;

  2014 год - 175000 тыс. руб.;

  2 015 год - 65000 тыс. руб.;

 средства внебюджетных источников - 7245000 тыс. руб., в том числе по годам:
  2010 год - 100000 тыс. руб.;

  2011 год - 750000 тыс. руб.;

  2012 год - 1250000 тыс. руб.;

  2014 год - 1955000 тыс. руб.;

  2015 год - 1775000 тыс. руб.
 {в ред. постановления Правительства
 Сахалинской области от 29.06.2012 N 328 }

Планируемые результаты Программы
 (количественные значения индикаторов результативности Программы и оценка социально-экономической эффективности реализации Программы)

Увеличение объема добычи угля в Сахалинской области до 5 млн. тонн в год;

 снижение износа основного горнотранспортного оборудования до 45%;

 увеличение объема вывоза угля за пределы Сахалинской области  до 3 млн. тонн в год;

 увеличение объема налоговых поступлений от предприятий угольной сферы в консолидированный бюджет Сахалинской области до 600 млн. рублей ежегодно;

 увеличение численности занятых в угольной промышленности и портах, осуществляющих деятельность по транспортировке угля, до 4,3 тыс. человек;

 увеличение средней заработной платы работников на предприятиях угольной отрасли до 45 тыс. рублей в месяц;

   увеличение удельного веса добычи угля, добытого подземным способом, до 15%;

 снижение среднего возраста работников угледобывающих предприятий Сахалинской области до 38 лет;

 снижение случаев тра вматизма на предприятиях угольной промышленности на 60%.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Угольная отрасль является одной из основных отраслей, влияющих на социально-экономическую ситуацию в Сахалинской области, что нашло отражение в Стратегии развития Сахалинской области на период до 2020 года и Программе социально-экономического развития Сахалинской области на 2008 - 2010 годы.

Системный подход к решению проблем, возникших в угольной промышленности, позволит обеспечить реализацию стратегии развития региона и будет способствовать социально-экономическому развитию региона и повышению уровня жизни населения отдельных населенных пунктов области, в основном депрессивных, увеличению собираемости налогов в региональный и местные бюджеты, созданию дополнительных рабочих мест в области.

На территории острова Сахалина насчитывается 70 угольных месторождений. Считается, что углеобразование на Сахалине относится к меловому периоду мезозойской эры, а также к палеогеновому и неогеновому периодам кайнозойской эры. На Курильских островах мест углеобразования не обнаружено.

Промышленный интерес вызывает прежде всего каменный уголь неогеновых отложений, а также палеогеновых.

Разведанные с различной степенью детальности запасы угля Сахалинского бассейна составляют около 2,5 млрд. тонн, а прогнозные ресурсы, определенные по комплексу геологических предпосылок, - 14,1 млрд. тонн.

Больше половины разведанных запасов приходится на бурые угли. Для разработки открытым способом разведано 490 млн. тонн. Из общего количества разведанных запасов в настоящее время разрабатывается 332 млн. тонн угля и 133 млн. тонн подготовлено к освоению в качестве резерва для нового шахтного строительства.

Классификация запасов по видам углей, включая прогнозные ресурсы, следующая:

- бурые угли - 3164 млн. тонн (22,4%);

- каменные угли - 10943 млн. тонн (77,6%), в том числе 1748 млн. тонн (12,4%) пригодно для коксования.

Если исходить из классификации запасов разведанных запасов угля, то она следующая:

- бурые угли - 1263 млн. тонн (50,8%);

- каменные угли - 1221 млн. тонн (49,2%), в том числе 141,4 млн. тонн (5,7%) пригодно для коксования.

Ресурсы углей, пригодных для открытой отработки, оцениваются в 69 млн. тонн (0,5%), из них бурые угли составляют 33 млн. тонн, каменные - 36 млн. тонн.

За 2009 год предприятия угольной отрасли, расположенные на территории Сахалинской области, планировали осуществить добычу угля в объеме 3,9 млн. тонн. Однако вывод из строя на один год шахты общества с ограниченной ответственностью "Сахалинуголь-6" в связи с чрезвычайной ситуацией, неподтверждение прогнозных запасов на Мангидайском участке, а также метеоусловия октября 2009 года не позволили предприятиям угольной сферы выполнить план добычи угля. Фактически за 2009 год добыто 3,5 млн. тонн угля, что составляет менее 90% к запланированным объемам. По отношению к 2008 году добыча угля по области уменьшилась на 2,1%, или на 76 тыс. тонн.

Наибольшее снижение объемов добычи угля произошло по группе предприятий общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сахалинуголь" - на 376 тыс. тонн.

Вместе с тем группа компаний общества с ограниченной ответственностью "Управляющая угольная компания" увеличила добычу угля за 2009 год на 293 тыс. тонн, общество с ограниченной ответственностью "Горняк-1" увеличило добычу почти в 2 раза. Это говорит прежде всего о повышении роли относительно небольших предприятий в отрасли и развитии конкуренции в угольной промышленности островного региона.

Наблюдается снижение налоговых поступлений в консолидированный бюджет Сахалинской области от предприятий угольной отрасли. Так, за 2009 год поступило 226,3 млн. рублей, что на 44,7 млн. рублей, или 17%, меньше 2008 года.

Снижение обусловлено двумя факторами.

Во-первых, основная угольная компания - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сахалинуголь" - направляет выручку всех лиц, входящих в группу управляющей компании, на восстановление шахты, пострадавшей в мае 2009 года в муниципальном образовании Углегорский муниципальный район.

Учитывая, что распоряжением Правительства Сахалинской области от 11 марта 2010 года N 123-р из областного бюджета Сахалинской области были выделены средства в размере 70 млн. рублей на цели восстановления шахты, ожидается в течение 2010 года полное погашение задолженности компаний, управление которыми осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сахалинуголь".

Во-вторых, в 2008 году группа компаний общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сахалинуголь" осуществила погашение задолженности по налогам и иным обязательным платежам за предыдущие периоды, что вызвало значительный рост объема уплаченных налогов. До чрезвычайной ситуации на шахте общества с ограниченной ответственностью "Сахалинуголь-6" группа компаний общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сахалинуголь" осуществляла уплату налогов в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Роль угольной промышленности в Сахалинской области специфична: если в общем топливном балансе России доля угля составляет около 50%, то в Сахалинской области - до 80%. Это говорит прежде всего о высоком значении развития угледобычи для обеспечения энергетической безопасности островного региона.

Количество занятых в отрасли - 3,6 тыс. человек, или около 1,5% от общего количества людей, занятых в экономике островного региона. В основном это жители муниципального образования Углегорский муниципальный район. Кроме того, около 2 тыс. человек заняты на работах, зависящих от состояния угольного комплекса острова: на транспортировке угля железнодорожным, автомобильным и водным транспортом, портовом обслуживании погрузки угля. Таким образом, можно говорить о том, что от работы угольной отрасли зависят примерно 2% занятого населения области.

Также исторический опыт освоения угольных ресурсов Сахалина показывает, что угольная промышленность является и в современных условиях важной составляющей в экономике области не только как поставщик топлива, но и как локомотив для развития других отраслей. С ростом потенциала угледобычи связано развитие на новом качественном уровне транспортной инфраструктуры и социальной инфраструктуры в шахтерских поселках.

Кроме того, угольная отрасль имеет определяющее значение для социально-экономического положения муниципального образования Углегорский муниципальный район. То есть развитие угольной промышленности Сахалинской области существенным образом влияет на развитие отдельных территорий острова Сахалина.

Внутренний рынок обеспечивает около 75% потребления угля, добываемого на острове. В основном это ТЭЦ-1 и Сахалинская ГРЭС: поставки составляют около 60% общего объема внутреннего рынка. И именно необходимость обеспечения твердым топливом объектов большой энергетики обеспечивает устойчивый спрос на продукцию сахалинских угледобывающих компаний.

Также потребителями являются предприятия коммунально-бытового сектора и население.

Около 25% добываемых углей поставляются за пределы области, в основном на экспорт. Так, за 2008 год вывезено внешним потребителям 995 тыс. тонн угля, в том числе экспортные поставки составили 961 тыс. тонн, или 96,5% от общего объема вывоза угля из области.

За 2009 год с территории острова было вывезено 904 тыс. тонн угля, из них на экспорт - 768 тыс. тонн, или 83% от общего объема угля, вывезенного за пределы Сахалинской области.

Имеются и внешние потребители всего угля, добываемого на Сахалине, в основном расположенные в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Главный фактор, сдерживающий существенный рост добычи и, как следствие, экспортных поставок угля, - отсутствие необходимой инфраструктуры.

Ситуация осложняется тем, что перевод на газ значительного количества энергетических объектов области в 2010 - 2014 годах повлечет спад в объеме 1,4 - 1,8 млн. тонн потребления энергетических углей внутренним рынком Сахалина и Курил. Это приведет не только к спаду в угольной промышленности, но и к уменьшению почти на 40% грузооборота сахалинского филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

Для решения этой проблемы в рамках Транспортной стратегии Российской Федерации, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 года планируется осуществить строительство железнодорожной ветки Ильинск - Углегорск.

Срок введения в эксплуатацию железнодорожной линии Ильинск - Углегорск (в соответствии с утвержденными программными документами) - 2030 год. В то же самое время проблема увеличения экспортных поставок угля с территории Сахалинской области требует решения до 2015 года, то есть в самое ближайшее время. Отсутствие решения этой проблемы приведет к новому витку банкротств предприятий угольной сферы в связи с сокращением внутреннего спроса на уголь и невозможностью доставки твердого топлива потребителям за пределы островного региона.

В рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" уже в 2010 году будет завершена реконструкция морского торгового порта Шахтерск, однако это позволит дополнительно увеличить перевозку угля с территории Сахалинской области на 250 - 350 тыс. тонн, что явно ниже спроса на уголь за пределами острова.

Также не решает вопрос с повышением экспортных поставок угля реконструкция гидротехнических сооружений Углегорского морского торгового порта в 2011 - 2013 годах, предусмотренная федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".

Отпускная стоимость 1 тонны угля по месту осуществления его добычи с учетом рентабельности 15 - 25% в среднем составляет 0,7-0,8 тыс. рублей. При этом средняя цена 1 тонны реализованной продукции в южных районах острова Сахалина с учетом рентабельности работы предприятия, добывающего уголь, на уровне 20 - 25% - 1,5-1,6 тыс. рублей. Это говорит о высокой стоимости доставки отгружаемой продукции потребителям, которая составляет порядка 50% от себестоимости добычи угля.

Крайне важной остается проблема кадрового обеспечения предприятий угольной отрасли Сахалинской области.

Отмечен дефицит работников по ключевым для горной отрасли инженерно-техническим специальностям - геологи, маркшейдеры, горные мастера, а также по основным производственным рабочим профессиям - машинисты экскаваторов, машинисты бульдозеров, водители технологического транспорта.

Чрезвычайно высоки показатели оттока кадров: на отдельных предприятиях эти показатели достигают 0,6 - 0,8.

Также происходит старение кадрового состава, особенно рабочих профессий. Используются трудовые ресурсы, оставшиеся с 1980-х годов. Средний возраст работников на угольных предприятиях области составляет 41 - 43 года. Например, 46% работников группы компаний общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сахалинуголь" имеют пенсионный для угольной отрасли возраст: 35% - от 45 до 55 лет, 11% - старше 55 лет.

Основные причины кадрового дефицита следующие.

Во-первых, устаревшая материально-техническая база учебных заведений профессионального образования на острове Сахалине, которые осуществляют подготовку специалистов для угольной промышленности.

Во-вторых, отсутствует комплексный подход к решению проблемы подготовки технических кадров, в том числе для угольной отрасли, учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенными в Сахалинской области.

В-третьих, нежелание молодых специалистов, подготовленных в учебных заведениях центральной части России, осуществлять трудовую функцию на предприятиях угольной отрасли в отдаленном регионе. Кроме того, в учебных заведениях Дальневосточного федерального округа отмечается низкий уровень заполнения на специальности, необходимые угольному комплексу Сахалина.

Для решения этой проблемы предприятия в основном вынуждены решать вопрос путем привлечения относительно дешевой силы с Украины для работы на острове вахтовым методом. Отказ от привлечения работников из стран Содружества Независимых Государств приведет к снижению производительности труда работников угольной сферы, необоснованному росту заработной платы низкоквалифицированного персонала с низким коэффициентом полезного действия.

Важной проблемой предприятий угольной отрасли является старение основных фондов. Так, в 2009 году износ основного горнотранспортного оборудования составил 75%, а это лишь 97% к уровню 2006 года, несмотря на то, что угольные компании, начиная с 2007 года, активно ведут перевооружение добывающих мощностей.

Низким остается уровень внедрения в работу предприятий энергосберегающих технологий.

Главным фактором, сдерживающим интенсивное обновление основных средств угледобывающих компаний, является недостаток собственных средств, а также слабо развитый рынок финансовых услуг: высокая стоимость банковских кредитов, недостаточность предложений лизинга, малое количество кредитных организаций, осуществляющих выдачу долгосрочных кредитов.

Также небольшие по объему запасов месторождения угля, рассчитанные на освоение в ближайшие 2 - 4 года, не дают возможности предприятиям угольного комплекса осуществлять свои инвестиционные программы, которые могут иметь максимальный экономический эффект лишь при их долгосрочности.

Кроме того, высокий уровень износа оборудования и техники является основным фактором риска безопасности ведения горных работ.

Относительно охраны труда. На всех без исключения предприятиях угольной отрасли Сахалинской области проводятся работы, направленные на повышение безопасности труда. Ежегодно в установленные сроки разрабатываются и утверждаются плановые мероприятия, направленные на повышение безопасности производства, а именно по:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»