Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года рыбохозяйственный комплекс страны рассматривается как компонент стратегического значения, обеспечивающий продовольственную безопасность, заселенность отдельных прибрежных регионов и их социально-экономическое развитие.
В этой связи, практически во всех приморских субъектах федерации проводится протекционистская политика по отношению к отрасли и созданию такого правового поля, которое бы позволяло региональным рыбохозяйственным комплексам эффективно функционировать в условиях обостряющейся международной (вступление в ВТО) и межрегиональной конкуренции.
Рыбохозяйственный комплекс Сахалинской области включает широкий спектр видов экономической деятельности - от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в России и за рубежом. Рыбохозяйственный комплекс имеет сложный состав и многоотраслевую структуру. Кроме рыбопромышленных подотраслей и производств (рыбодобыча, рыбопереработка, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов), он включает целый ряд вспомогательных и обслуживающих отраслей и производств, а также элементы производственной и социальной инфраструктуры.
Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99, значение рыбохозяйственного комплекса для социально-экономического развития Сахалинской области определяется обеспечением занятости населения (более 18 тыс. человек в период путины) и пополнением части местных бюджетов. Этим же документом определены стратегические направления развития отрасли:
- создание условий для повышения эффективности используемых водно-биологических ресурсов на основе модернизации имеющихся производственных мощностей флота с привлечением инновационных технологий и инвестиций;
- переработка рыбы для внутреннего рынка при условии снижения логистических издержек и привлечения рабочей силы в отрасль;
- рост инвестиций в добычу и первичную переработку рыбных ресурсов.
Реализация стратегических направлений увязана с совершенствованием методологии управления отраслью, созданием замкнутых технологических производств (хозяйство аквакультуры - добыча - переработка), ориентацией на круглогодичную обработку, развитием аквакультуры, изучением и вовлечением в хозяйственный оборот новых водно-биологических ресурсов.
На протяжении последних лет для рыбной отрасли Сахалинской области характерны положительные тенденции роста натуральных и финансовых показателей по основным видам экономической деятельности: рыболовство, рыбоводство, переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов. Отрасль развивается достаточно динамично. Среднегодовой объем вылова водных биологических ресурсов в Сахалинской области в 2010-2011 годах составлял 688 тысяч тонн, это 22% промысла рыбы и морепродуктов в Дальневосточном федеральном округе и 15% общероссийских уловов.
В Дальневосточном федеральном округе по вылову водных биоресурсов и выпуску товарно-пищевой продукции область занимает стабильное третье место. Уникальное островное расположение Сахалинской области позволяет вести рыбохозяйственную деятельность в морских акваториях со значительным потенциалом их не истощительного использования.
Рыбохозяйственной деятельностью на территории Сахалинской области занимается более 1356 организаций и предприятий различных форм собственности, из них промысловых организаций - 518, промыслово-перерабатывающих - 171, рыбоперерабатывающих - 380.
Среднесписочная численность работников рыбохозяйственных предприятий в Сахалинской области на 01 января 2012 года составила 12,1 тыс. человек. В прибрежных поселениях рыбная отрасль является градообразующей, основным источником доходов местного бюджета. В период лососевой путины занятость населения достигает 18 тыс. человек. В области действует 38 лососевых рыбоводных заводов, обеспечивающих 14% от выпуска молоди лососевых государствами Северной части Тихого океана, более 80% - российского.
В Сахалинской области заложены основы для перехода к экологически и экономически прогрессивному способу освоения водных биологических ресурсов (рыбоводное/аквакультурное хозяйство - добыча - переработка). По оценке ФГУП "СахНИРО" промысловый возврат в результате деятельности лососевых рыбоводных заводов ежегодно составляет около 28 тыс. тонн кеты и 34 тыс. тонн горбуши. Существенная часть объемов возврата осваивается предприятиями этого типа.
Ресурсное обеспечение рыбопромышленного комплекса Сахалинской области позволяет добывать около одного миллиона тонн водных биологических ресурсов ежегодно. Оно складывается из объемов, установленных предприятиям приказами Федерального агентства по рыболовству и агентства по рыболовству Сахалинской области в объемах общих допустимых уловов, а также объемами возможного вылова объектов, общий допустимый объем которых не устанавливается.
Основными объектами промысла традиционно являются минтай, треска, сельдь, камбалы, навага, терпуг, сайра, тихоокеанские лососи и крабы. В тоже время многие объекты промысла, такие как кальмар, анчоус, ламинария и др., несмотря на значительные объемы возможного вылова (например: квота по бурым водорослям на 2011 год - 160,3 тысяч тонн) осваиваются незначительно.
Общее количество рыбодобывающих и транспортных судов, имеющих приписку к портам Сахалинской области, составляет 670 единиц. За последний год флот сократился на 15 судов. Средний возраст судна в рыбной промышленности Сахалинской области составляет более 25 лет. Доля новых судов возрастом менее 10 лет не превышает 3,4% (новострой обеспечен деятельностью областного предприятия "Сахалинлизингфлот").
С 2000 года по 2011 год включительно предприятием поставлено 22 единицы малых рыболовных судов. Общая стоимость судов и оборудования составила 367,5 млн. рублей (321,5 млн. рублей - суда и 46 млн. рублей - рыбоперерабатывающее оборудование). Это позволило дополнительно создать более 250 рабочих мест в промысле и увеличить объемы и качество поставляемого на береговую переработку сырца.
Рыбоперерабатывающие мощности позволяют производить широкую номенклатуру рыбной продукции: мороженую, консервную, пресервную, копченую, вяленую, кулинарную и т. д. Производственный потенциал береговой переработки располагает: 10385,7 тонн/сутки морозильных емкостей, холодильниками на 147,3 тыс. тонн единовременного хранения, 2,6 муб/сутки производства консервов. Стоимость основных фондов береговых перерабатывающих мощностей рыбохозяйственного комплекса (далее - РХК) составляет 12,4 млрд. рублей.
Продукция сахалинских производителей рыботоваров пользуется устойчивым спросом. Объем реализованной продукции собственного производства составил 22492,9 млн. рублей. Рост объема реализации продукции составил к прошлому году 22,1% (+4066,3 млн. рублей). По сравнению с предыдущими годами в 2011 году изменилась структура экспортных поставок. Увеличились поставки продукции с высокой добавленной стоимостью: рыбы охлажденной, филе рыбного и субпродуктов.
Целенаправленная государственная политика в области рыболовства, направленная на закрепление за хозяйствующими субъектами долгосрочного права на доступ к промыслу водных биологических ресурсов, ликвидацию избыточных административных барьеров, финансовую поддержку предприятий отрасли (в т.ч. налоговыми льготами), обусловила рост натуральных и финансовых показателей рыбохозяйственной деятельности.
Если в 2008 году убытки предприятий отрасли в регионе составили 236 млн. рублей, то по итогам 2011 года совокупная прибыль предприятий составила около 2 млрд. рублей. Инвестиции в основной капитал рыбохозяйственных предприятий превышают 1 млрд. 900 млн. рублей, а это новые рабочие места с достойной заработной платой.
Растет производительность труда. Если в 2008 году на одного работающего приходилось 1,4 млн. рублей выпущенной товарной продукции, то в 2011 году уже 1,8 млн. рублей. Повышается заработная плата и налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Несмотря на достигнутые положительные тенденции в рыбохозяйственном комплексе Сахалинской области, в отрасли существует ряд внешних и внутренних угроз, являющихся общими для рыбохозяйственного комплекса страны.
К внешним угрозам относятся:
- обострение глобальной конкуренции за право добычи водных биоресурсов;
- нестабильная конъюнктура мировых цен на рыбные товары;
- значительное удорожание топливно-энергетических ресурсов;
- рост конкурентоспособности импортируемой на территорию Российской Федерации рыбной продукции.