В настоящее время система профессионального образования Сахалинской области представляет собой 5 уровней образования: начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское и дополнительное профессиональное образование.
В области функционирует 38 образовательных учреждений профессионального образования. Из них 10 учреждений высшего профессионального образования (2 вуза и 8 филиалов), 18 учреждений среднего профессионального образования (9 ссузов и 9 филиалов) и 10 учреждений начального профессионального образования. В ведении Сахалинской области находятся 3 ссуза с одним филиалом и 10 учреждений начального профессионального образования с одним филиалом.
Общая численность обучающихся - 27,5 тыс. человек, в том числе в учреждениях начального профессионального образования - 3,6 тыс. чел., среднего профессионального образования - 8,1 тыс. чел., высшего профессионального образования - 15,8 тыс. чел.
Учебные заведения области готовят кадры для энергетики, нефтегазодобывающей отрасли, торговли и общественного питания, морского транспорта, строительства, выпускают банковских работников, экономистов, юристов, работников образования, здравоохранения, культуры и искусства и ряд других специалистов.
Подготовка кадров ведется по 150 профессиям и специальностям: по 31 профессии начального профессионального образования, 53 специальностям среднего профессионального образования, 66 специальностям высшего профессионального образования. За последние 3 года наметилась тенденция расширения технических профессий и специальностей. Перечень профессий и специальностей технического профиля в учреждениях НПО области составляет 19 наименований (61% общей численности профессий), в ссузах - 17 наименований (32% общей численности), в вузах - 21 наименование (33% общей численности).
В учреждениях начального и среднего профессионального образования сохраняется отраслевой характер структуры учебных заведений, выражающийся в преобладании подготовки рабочих кадров и специалистов по профессиям для производственной сферы экономики. В учреждениях высшего профессионального преобладает гуманитарное направление подготовки специалистов.
В учреждениях профессионального образования области обеспечена подготовка по 63 программам дополнительного профессионального образования (курсовая подготовка, переподготовка). Ежегодно проходят обучение в среднем 3 тысячи человек.
Ежегодный прием в учреждения профессионального образования области за последние 3 года в среднем составляет 11,6 тыс. чел., в том числе в учреждения начального профессионального образования - 1,7 тыс. чел., в учреждения среднего профессионального образования - 4,0 тыс. чел., из них на бюджетные места - 2,5 тыс. чел., в учреждения высшего профессионального образования - 5,8 тыс. чел., из них на бюджетные места - 700 чел.
Ежегодный выпуск в учреждениях профессионального образования в среднем составляет 10,3 тыс. чел., в том числе в учреждениях начального профессионального образования - 1,9 тыс. чел., в учреждениях среднего профессионального образования - 3,6 тыс. чел., в учреждениях высшего профессионального образования - 4,8 тыс. чел.
Учитывая, что основными отраслями промышленности области являются топливно-энергетическая, лесная, рыбная, деревообрабатывающая, сохраняется спрос на специалистов технического профиля как в группе инженерно-технических работников, так и в группе рабочих. Кроме этого, существует потребность в специалистах компьютерных технологий, туризма, строительной деятельности и транспорта.
В целом политика в сфере профессионального образования области направлена на решение проблем подготовки кадров для ведущих отраслей экономики области.
Вместе с тем с момента начала работ по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" для технологической модернизации предприятий потребовались специалисты качественно нового уровня, а рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно отреагировать на эти изменения, что не позволило решить проблему дефицита квалифицированных кадров и ликвидировать диспропорцию спроса и предложения на локальных рынках труда.
Одним из важнейших показателей, отражающих состояние спроса и предложений на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе, является соотношение вакансий рабочих и служащих. В течение последних лет до 80% заявляемых работодателями вакансий - это рабочие профессии. В то же время соотношение выпуска специалистов высшего, среднего и начального профессионального образования области составляет 1:1,1:0,8 при необходимости соотношения 1:3:5, обеспечивающего нормальное функционирование рынка труда.
Количественный анализ выпуска специалистов показывает, что эта тенденция пока сохраняется, в области высшего профессионального образования число выпущенных специалистов будет опережать расчетную потребность рынка труда, при этом специалистов со средним и начальным профессиональным образованием будет существенно не хватать. Диспропорция на рынке труда и рынке образовательных услуг связана с тем, что учреждения высшего и среднего профессионального образования отдают предпочтение подготовке специалистов гуманитарно-социального профиля, сферы экономики и управления как наименее затратных в части создания учебно-лабораторной базы и подготовки научно-педагогических кадров. В то же время образовательные учреждения, традиционно осуществляющие подготовку специалистов для промышленных отраслей экономики, сельского хозяйства, строительства, утратили связь с профильными предприятиями, а следовательно, возможность организации полноценной производственной практики для учащихся, что отрицательно сказалось на качестве подготовки специалистов.
Названные проблемы привели к осложнению вопросов занятости молодых специалистов, что подтверждается невысокими показателями их трудоустройства в 2009 году: в ГОУ НПО - 41,1% (в 2008 году - 37,0%), выпускников учреждений СПО - 46,2% (в 2008 году - 42,5%), выпускников вузов - 57,1% (в 2008 году - 54,5%).
Во многих образовательных учреждениях профессионального образования отсутствует современная учебно-материальная база, особенно по высокотехнологичным профессиям и специальностям, что затрудняет профессиональную и экономическую мобильность обучающихся.
Реализация задач развития профессионального образования области без использования программно-целевого метода может привести к непоследовательности принятия управленческих решений, нерациональному использованию финансовых средств, снижению качества предоставления образовательных услуг.
На протяжении последних лет для Сахалинской области были характерны положительные тенденции роста производства и существенные изменения в социальной сфере. Динамичное развитие Сахалина способствовало формированию мобильной экономики, ориентированной на открытость и добросовестное партнерство, обладающей значительными возможностями и потенциалом социально-экономического роста.
Несмотря на положительную динамику, в настоящее время экономика Сахалинской области, как и страны в целом, вслед за большинством стран мира сталкивается со сложными проблемами. Появились новые внешние и внутренние вызовы устойчивому социально-экономическому развитию области.
Первый вызов - нестабильность мировой экономики, колебания мировых финансовых рынков, что влияет на ситуацию в реальном секторе экономики области. При этом результативная диверсификация экономики и полноценное инфраструктурное обустройство области должны смягчить влияние мировых кризисных процессов.
Второй вызов - значительное усиление роли человеческого фактора во всех областях экономики и общества. Квалифицированный персонал, который является носителем знаний, стал главным источником инноваций, определяющим в конечном счете глобальную конкурентоспособность социально-экономической системы. Отсюда повышение роли социальных сфер - образования, здравоохранения и др.
Структурная перестройка и оптимизация производственных процессов привели к изменению потребности в рабочей силе, определив повышенный спрос работодателей на высококвалифицированные кадры. Начиная с 2008 года рынок труда начал формироваться под воздействием нарастающего дефицита рабочей силы из-за снижения численности населения трудоспособного возраста.
Существующая сегодня система профессионального образования смогла адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации. За последние 10 лет она совершила инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений, в том числе во внедрении нового организационно-экономического механизма, оптимизации сети образовательных учреждений, развитии системы общественно-государственного управления образованием и модернизации учебно-материальной базы и др.
Следующий вызов - ускорение технологических изменений. В мире назревает переход к качественному обновлению технологической базы на основе энергосберегающих, информационных и коммуникационных технологий. С учетом этого в системе профессионального образования области начата модернизация материально-технической базы. Для преодоления очевидного ее отставания от требований современного высокотехнологичного производства были приняты меры по оснащению образовательных учреждений современным учебным оборудованием.
В целях осуществления процесса непрерывного профессионального образования, необходимого для подготовки кадров, способных работать на высокотехнологичных производствах по наукоемким технологиям, в области создаются многоуровневые учреждения профессионального образования путем реорганизации учреждений начального профессионального образования в средние специальные учебные заведения, в которых начато обучение по интегрированным программам начального и среднего профессионального образования.
Важная роль отводится инновационной деятельности образовательных учреждений. Внедрение в учебный процесс современных технологий, средств и методов обучения стало нормой жизнедеятельности учебных заведений. Дальнейшее развитие получило сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования с общеобразовательными учреждениями по организации профориентационной работы, направленной на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников.
Активно формируется современный корпус педагогов и управленцев, владеющих инновационной управленческой культурой, реализующих современные подходы к функционированию учреждений образования в режиме развития и способствующих повышению качества образования в целом.
Образовательный процесс и обеспечение жизнедеятельности учреждений начального и среднего профессионального образования осуществляют 983 чел., из них инженерно-педагогических - 579 работников.