ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2011 года N 323
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА"
{Утратило силу: постановление Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 N 331}
{Изменения:
постановление Правительства Сахалинской области от 05.10.2011 N 409;
постановление Правительства Сахалинской области от 24.11.2011 N 496;
постановление Правительства Сахалинской области от 13.01.2012 N 14;
постановление Правительства Сахалинской области от 19 04.2012 N 184;
постановление Правительства Сахалинской области от 29.06.2012 N 324;
Постановление Правительства Сахалинской области от 13.11.2012 N 549;
постановление Правительства Сахалинской области от 06.02.2013 N 46;
Постановление Правительства Сахалинской области от 03.10.2013 N 564;
Постановление Правительства Сахалинской области от 27.12.2013 N 781}
Во исполнение распоряжения Правительства Сахалинской области от 23 марта 2011 года N 153-р "О Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие профессионального образования Сахалинской области на период до 2018 года" Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие профессионального образования Сахалинской области на период до 2018 года" (далее - Программа) (прилагается).
2. Министерству финансов Сахалинской области и министерству экономического развития Сахалинской области при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.
3. Установить, что в ходе реализации Программы программные мероприятия и объемы их финансирования подлежат корректировке в соответствии с ассигнованиями, предусмотренными в законе Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области И.И.Трутневу.
Губернатор Сахалинской области
А.В. Хорошавин
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие профессионального образования Сахалинской области на период до 2018 года"
Наименование Программы | Развитие профессионального образования Сахалинской области на период до 2018 года |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Сахалинской области от 23 марта 2011 года N 153-р "О Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие профессионального образования Сахалинской области на период до 2018 года" |
Заказчик Программы | Правительство Сахалинской области |
Разработчик Программы | Министерство образования Сахалинской области |
Цель (цели) Программы | Переориентация системы профессионального образования Сахалинской области на наиболее полное удовлетворение потребностей экономики региона в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах, создание механизма согласования указанных потребностей с участием всех социальных партнеров, модернизацию организационно-экономического механизма функционирования системы профессионального образования |
Задачи Программы | 1. Обеспечение тесной взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг. |
Мероприятия Программы | 1. Совершенствование процесса управления учреждениями начального и среднего профессионального образования. |
Сроки реализации Программы | 2011 - 2018 годы |
Исполнители Программы | Министерство образования Сахалинской области, агентство государственной службы занятости населения Сахалинской области, министерство экономического развития Сахалинской области, министерство строительства Сахалинской области, государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Сахалинской области", государственные бюджетные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования Сахалинской области, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сахалинский государственный университет" |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем средств, направляемых на |
Планируемые результаты Программы | 1. Создание мобильной системы профессионального образования, соответствующей требованиям рынка труда Сахалинской области. |
В настоящее время система профессионального образования Сахалинской области представляет собой 5 уровней образования: начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское и дополнительное профессиональное образование.
В области функционирует 38 образовательных учреждений профессионального образования. Из них 10 учреждений высшего профессионального образования (2 вуза и 8 филиалов), 18 учреждений среднего профессионального образования (9 ссузов и 9 филиалов) и 10 учреждений начального профессионального образования. В ведении Сахалинской области находятся 3 ссуза с одним филиалом и 10 учреждений начального профессионального образования с одним филиалом.
Общая численность обучающихся - 27,5 тыс. человек, в том числе в учреждениях начального профессионального образования - 3,6 тыс. чел., среднего профессионального образования - 8,1 тыс. чел., высшего профессионального образования - 15,8 тыс. чел.
Учебные заведения области готовят кадры для энергетики, нефтегазодобывающей отрасли, торговли и общественного питания, морского транспорта, строительства, выпускают банковских работников, экономистов, юристов, работников образования, здравоохранения, культуры и искусства и ряд других специалистов.
Подготовка кадров ведется по 150 профессиям и специальностям: по 31 профессии начального профессионального образования, 53 специальностям среднего профессионального образования, 66 специальностям высшего профессионального образования. За последние 3 года наметилась тенденция расширения технических профессий и специальностей. Перечень профессий и специальностей технического профиля в учреждениях НПО области составляет 19 наименований (61% общей численности профессий), в ссузах - 17 наименований (32% общей численности), в вузах - 21 наименование (33% общей численности).
В учреждениях начального и среднего профессионального образования сохраняется отраслевой характер структуры учебных заведений, выражающийся в преобладании подготовки рабочих кадров и специалистов по профессиям для производственной сферы экономики. В учреждениях высшего профессионального преобладает гуманитарное направление подготовки специалистов.
В учреждениях профессионального образования области обеспечена подготовка по 63 программам дополнительного профессионального образования (курсовая подготовка, переподготовка). Ежегодно проходят обучение в среднем 3 тысячи человек.
Ежегодный прием в учреждения профессионального образования области за последние 3 года в среднем составляет 11,6 тыс. чел., в том числе в учреждения начального профессионального образования - 1,7 тыс. чел., в учреждения среднего профессионального образования - 4,0 тыс. чел., из них на бюджетные места - 2,5 тыс. чел., в учреждения высшего профессионального образования - 5,8 тыс. чел., из них на бюджетные места - 700 чел.
Ежегодный выпуск в учреждениях профессионального образования в среднем составляет 10,3 тыс. чел., в том числе в учреждениях начального профессионального образования - 1,9 тыс. чел., в учреждениях среднего профессионального образования - 3,6 тыс. чел., в учреждениях высшего профессионального образования - 4,8 тыс. чел.
Учитывая, что основными отраслями промышленности области являются топливно-энергетическая, лесная, рыбная, деревообрабатывающая, сохраняется спрос на специалистов технического профиля как в группе инженерно-технических работников, так и в группе рабочих. Кроме этого, существует потребность в специалистах компьютерных технологий, туризма, строительной деятельности и транспорта.
В целом политика в сфере профессионального образования области направлена на решение проблем подготовки кадров для ведущих отраслей экономики области.
Вместе с тем с момента начала работ по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" для технологической модернизации предприятий потребовались специалисты качественно нового уровня, а рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно отреагировать на эти изменения, что не позволило решить проблему дефицита квалифицированных кадров и ликвидировать диспропорцию спроса и предложения на локальных рынках труда.
Одним из важнейших показателей, отражающих состояние спроса и предложений на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе, является соотношение вакансий рабочих и служащих. В течение последних лет до 80% заявляемых работодателями вакансий - это рабочие профессии. В то же время соотношение выпуска специалистов высшего, среднего и начального профессионального образования области составляет 1:1,1:0,8 при необходимости соотношения 1:3:5, обеспечивающего нормальное функционирование рынка труда.
Количественный анализ выпуска специалистов показывает, что эта тенденция пока сохраняется, в области высшего профессионального образования число выпущенных специалистов будет опережать расчетную потребность рынка труда, при этом специалистов со средним и начальным профессиональным образованием будет существенно не хватать. Диспропорция на рынке труда и рынке образовательных услуг связана с тем, что учреждения высшего и среднего профессионального образования отдают предпочтение подготовке специалистов гуманитарно-социального профиля, сферы экономики и управления как наименее затратных в части создания учебно-лабораторной базы и подготовки научно-педагогических кадров. В то же время образовательные учреждения, традиционно осуществляющие подготовку специалистов для промышленных отраслей экономики, сельского хозяйства, строительства, утратили связь с профильными предприятиями, а следовательно, возможность организации полноценной производственной практики для учащихся, что отрицательно сказалось на качестве подготовки специалистов.
Названные проблемы привели к осложнению вопросов занятости молодых специалистов, что подтверждается невысокими показателями их трудоустройства в 2009 году: в ГОУ НПО - 41,1% (в 2008 году - 37,0%), выпускников учреждений СПО - 46,2% (в 2008 году - 42,5%), выпускников вузов - 57,1% (в 2008 году - 54,5%).
Во многих образовательных учреждениях профессионального образования отсутствует современная учебно-материальная база, особенно по высокотехнологичным профессиям и специальностям, что затрудняет профессиональную и экономическую мобильность обучающихся.
Реализация задач развития профессионального образования области без использования программно-целевого метода может привести к непоследовательности принятия управленческих решений, нерациональному использованию финансовых средств, снижению качества предоставления образовательных услуг.
На протяжении последних лет для Сахалинской области были характерны положительные тенденции роста производства и существенные изменения в социальной сфере. Динамичное развитие Сахалина способствовало формированию мобильной экономики, ориентированной на открытость и добросовестное партнерство, обладающей значительными возможностями и потенциалом социально-экономического роста.
Несмотря на положительную динамику, в настоящее время экономика Сахалинской области, как и страны в целом, вслед за большинством стран мира сталкивается со сложными проблемами. Появились новые внешние и внутренние вызовы устойчивому социально-экономическому развитию области.
Первый вызов - нестабильность мировой экономики, колебания мировых финансовых рынков, что влияет на ситуацию в реальном секторе экономики области. При этом результативная диверсификация экономики и полноценное инфраструктурное обустройство области должны смягчить влияние мировых кризисных процессов.
Второй вызов - значительное усиление роли человеческого фактора во всех областях экономики и общества. Квалифицированный персонал, который является носителем знаний, стал главным источником инноваций, определяющим в конечном счете глобальную конкурентоспособность социально-экономической системы. Отсюда повышение роли социальных сфер - образования, здравоохранения и др.
Структурная перестройка и оптимизация производственных процессов привели к изменению потребности в рабочей силе, определив повышенный спрос работодателей на высококвалифицированные кадры. Начиная с 2008 года рынок труда начал формироваться под воздействием нарастающего дефицита рабочей силы из-за снижения численности населения трудоспособного возраста.
Существующая сегодня система профессионального образования смогла адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации. За последние 10 лет она совершила инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений, в том числе во внедрении нового организационно-экономического механизма, оптимизации сети образовательных учреждений, развитии системы общественно-государственного управления образованием и модернизации учебно-материальной базы и др.
Следующий вызов - ускорение технологических изменений. В мире назревает переход к качественному обновлению технологической базы на основе энергосберегающих, информационных и коммуникационных технологий. С учетом этого в системе профессионального образования области начата модернизация материально-технической базы. Для преодоления очевидного ее отставания от требований современного высокотехнологичного производства были приняты меры по оснащению образовательных учреждений современным учебным оборудованием.
В целях осуществления процесса непрерывного профессионального образования, необходимого для подготовки кадров, способных работать на высокотехнологичных производствах по наукоемким технологиям, в области создаются многоуровневые учреждения профессионального образования путем реорганизации учреждений начального профессионального образования в средние специальные учебные заведения, в которых начато обучение по интегрированным программам начального и среднего профессионального образования.
Важная роль отводится инновационной деятельности образовательных учреждений. Внедрение в учебный процесс современных технологий, средств и методов обучения стало нормой жизнедеятельности учебных заведений. Дальнейшее развитие получило сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования с общеобразовательными учреждениями по организации профориентационной работы, направленной на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников.
Активно формируется современный корпус педагогов и управленцев, владеющих инновационной управленческой культурой, реализующих современные подходы к функционированию учреждений образования в режиме развития и способствующих повышению качества образования в целом.
Образовательный процесс и обеспечение жизнедеятельности учреждений начального и среднего профессионального образования осуществляют 983 чел., из них инженерно-педагогических - 579 работников.
В настоящее время около 60 процентов педагогических работников учреждений профессионального образования области работают в инновационном режиме. Внедряются такие продуктивные инновационные технологии, как технология модульного обучения, основанная на компетентностном подходе, рейтинговое обучение, позволяющее оперативно повышать уровень сформированности знаний у обучающихся, метод проектов, технология "портфолио". Практически во всех учреждениях начального и среднего профессионального образования активно используются информационно-коммуникативные технологии.
В целях стимулирования педагогических работников к непрерывному повышению квалификации, обеспечения результативности их работы совершенствуется процедура проведения аттестации.
Одним из главных факторов и значительным резервом повышения качества работы педагогов в системе профессионального образования области является новая система дифференцированной оплаты труда, введенная с 01 августа 2009 года в соответствии с постановлением администрации Сахалинской области от 22 июля 2009 года N 283-па "О системе оплаты труда работников государственных учреждений образования Сахалинской области". Она направлена на повышение эффективности и результативности деятельности каждого из них. Во всех образовательных учреждениях создана стимулирующая часть фонда оплаты труда, которая распределяется администрацией учреждения совместно с управляющим советом в зависимости от качества труда педагогических работников.
С 2009 года учреждения начального и среднего профессионального образования переведены на нормативное финансирование. Вместе с тем существующая система финансирования образовательных учреждений не в полной мере учитывает затраты, необходимые для своевременного обновления учебного и технологического оборудования в соответствии с требованиями образовательных программ.
Сегодня совершенно очевидно отставание ресурсной базы некоторых учреждений начального и среднего профессионального образования от требований современного производства, что заведомо ведет к низкому качеству профессиональной подготовки выпускников. Износ основных фондов учебных заведений достигает до 80 процентов.
Государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования остаются одним из важнейших институтов воспитания молодого поколения. В них созданы условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Сформирована целостная система физического воспитания, включающая урочную и внеурочную деятельность, проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий. Для обеспечения 6 - 8-часовой двигательной активности в учреждениях начального профессионального образования функционируют 70 спортивных секций и кружков. В 2010 году охват учащихся регулярными занятиями в спортивных кружках и секциях составил около 30 процентов. Ежегодно проводится более 60 крупных спортивных мероприятий разного уровня. Наиболее массовой является областная спартакиада среди обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования, которая включает самые популярные и доступные виды спорта.
Российская профессиональная школа в отличие от западных моделей, помимо профессионального обучения, выполняет функцию социальной поддержки, которая остается крайне востребованной и в настоящее время. Более 60 процентов обучающихся в учреждениях начального профессионального образования составляют дети из малообеспеченных и неполных семей. Среди них постоянно увеличивается количество детей-сирот, детей с девиантным поведением. Это требует особых мер материальной поддержки данной категории обучающихся, таких, как обеспечение их льготным питанием, стипендиями, а также возможностью получения бесплатного оздоровления и лечения в период зимних и летних каникул.
Проблемой, которую необходимо решить, становится профессиональная ориентация выпускников общеобразовательных школ с учетом обеспечения экономики необходимыми кадровыми ресурсами. Отсутствие надлежащего уровня профориентационной работы в школе привело к снижению популярности профессии рабочего. Опросы старшеклассников школ показывают, что лишь 8 процентов готовы обучаться рабочим профессиям. Приоритетным критерием успешности общеобразовательной школы остается количество выпускников, поступивших в вузы. Концепция непрерывного профессионального образования трактуется преимущественно как вертикальная траектория, вершина которой - диплом о высшем образовании. В итоге необходимые любому обществу рабочие профессии оказались невостребованными, в обществе стало бытовать мнение о том, что стыдно быть рабочим.
Названные вызовы в совокупности определяют необходимость дальнейшего качественного преобразования всей системы непрерывного профессионального образования.