Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 января 2013 года N 31

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 09.08.2013 N 448.
____________________________________________________________________

В соответствии с распоряжением Правительства Сахалинской области от 04 июля 2012 года N 484-р "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы" Правительство Сахалинской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы" (далее - Программа) (прилагается).

2. Министерству финансов Сахалинской области (Т.В.Карпова), министерству экономического развития Сахалинской области (С.А.Карпенко) включить Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.

3. Установить, что в ходе реализации Программы программные мероприятия и объемы их финансирования подлежат корректировке в соответствии с ассигнованиями, предусмотренными в законе Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год.

4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".

Губернатор Сахалинской области А.В. Хорошавин

Утверждена
Постановлением Правительства
Сахалинской области
От 28.01.2013 N 31

Долгосрочная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы"

Паспорт долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы"


Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки
 Программы

Распоряжение Правительства Сахалинской области от
 04 июля 2012 года N 484-р "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области на
 2013 - 2018 годы"

Заказчик
 Программы

Правительство Сахалинской области

Разработчик
 Программы

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области

Исполнители Программы

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области, министерство культуры Сахалинской области, министерство здравоохранения Сахалинской области, управление делами Губернатора и Правительства Сахалинской области, муниципальные образования Сахалинской области

Цели и задачи Программы

Цель Программы: повышение конкурентоспособности регионального туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
 Основные задачи:
 - модернизация и создание объектов инфраструктуры на территории области;

 - повышение качества и доступности туристских услуг в Сахалинской области;

 - увеличение объемов въездного и внутреннего туризма;

 - повышение благосостояния и комфортности проживания населения Сахалинской области за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма;

 - формирование позитивного имиджа и узнаваемости Сахалинской области на внутреннем и международном туристских рынках

Мероприятия Программы

Система мероприятий Программы состоит из следующих разделов:
 1. Создание эффе ктивного туристского продукта и развитие объектов туристской инфраструктуры на территории Сахалинской области.
 2. Повышение качества региональных туристских услуг.
 3. Продвижение туристского продукта Сахалинской
 области на российском и международном туристских рынках

Сроки реализации

2013 - 2018 годы
 Первый этап (2013 - 2015 годы) - закрепление позитивных тенденций и создание условий для дальнейшего формирования конкурентоспособного туристского комплекса Сахалинской области.
 Второй этап (2016 - 2018 годы) - создание условий для повышения конкурентоспособности регионального туристского рынка

Целевые индикаторы и показатели

1. Объем внутреннего туристского потока в Сахалинскую область.
 2. Объем платных туристских услуг, оказанных населению.
 3. Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения.
 4. Поступление налоговых платежей от туристской деятельности в консолидированный бюджет области.
   5. Количество специалистов, прошедших обучение на курсах подготовки и переподготовки кадров в сфере
 туризма и сервиса.
 6. Количество туристских мероприятий.
 7. Количество новых туристских маршрутов.
 8. Количество благоустроенных объектов туристического посещения

Объемы и источники финансирования

Общий объем средств на реализацию Программы
 в течение 2013 - 2018 годов составит 861 240,0 тыс. руб., в том числе за счет средств:
 - областного бюджета - 583 250 ,0 тыс. руб.;

 - муниципальных бюджетов -3 490 ,0 тыс. руб.;

 - внебюджетных источников - 274 500,0 тыс. руб. ;

 в том числе по годам реализации:
 - 2013 год - 10 350,0 тыс. руб., из них средства
 областного бюджета - нет, внебюджетных источников - 10 350,0 тыс. руб.;

 - 2014 год - 127 940,0 тыс. руб., из них средства
 областного бюджета - 65 050,0 тыс. руб., местных
 бюджетов - 540,0 тыс. руб., внебюджетных источников -
 62 350,0 тыс. руб.;

 - 2015 год - 203 880,0 тыс. руб., из них средства
 областного бюджета - 138 800,0 тыс. руб., местных
 бюджетов - 2 130,0 тыс. руб., внебюджетных источников - 62 950,0 тыс. руб.;

 - 2016 год - 244 850,0 тыс. руб., из них средства
 областного бюджета - 158 500,0 тыс. руб., местных
 бюджетов - 400,0 тыс. руб., внебюджетных источников -
 85 950,0 тыс. руб.;

 - 2017 год - 137 970,0 тыс. руб., из них средства
 областного бюджета - 111 100,0 тыс. руб., местных
 бюджетов - 420,0 тыс. руб., внебюджетных источников -
 26 450 тыс. руб.;

 - 2018 год - 136 550,0 тыс. руб., из них средства
 областного бюджета - 109 800,0 тыс. руб., местных
 бюджетов - 0,0 тыс. руб., внебюджетных источников -
 26 450 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Экономическая эффективность реализации Программы оценивается с точки зрения увеличения к 2018 году:
 - объема внутреннего туристского потока в Сахалинскую область до 430, 0 тысяч;

 - объема платных туристских услуг до 900,0 млн. рублей;

 - объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения до 3800,0 млн. рублей.
 Социальная эффективность будет выражена в создании дополнительных рабочих мест в туристской отрасли посредством реализации инвестиционных проектов, появления новых субъектов туристской деятельности.
 Бюджетная эффективность оценивается с точки зрения увеличения налоговых поступлений от туристской деятельности в консолидированный бюджет области
 к 2018 году до 80,0 млн. руб.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Развитие туристической отрасли Сахалинской области характеризуется рядом индикаторов, отражающих динамику ее развития.

На территории области в 2011 году осуществляла туристскую деятельность 61 компания, что является наиболее высоким показателем за многолетний период развития отрасли. Непосредственно в турфирмах задействовано 0,08% от общего числа занятых в экономике области. Но туристская индустрия в целом затрагивает значительный спектр отраслей и услуг, участвующих в процессе обслуживания туриста, в связи с чем показатель числа занятых в туриндустрии составляет около 2%.

Объем туристских услуг, оказанных населению, имеет стабильную динамику роста, что подтверждает востребованность населением отдыха, путешествий и рекреации. За последние 5 лет объем туристских услуг увеличился в 2,7 раза и в 2011 году составил 390,5 млн. руб. Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области - 15,6 млн. руб., рост к уровню 2007 года - в 2 раза.

Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения - 1456,5 млн. руб., рост к уровню 2007 года - в 103,5%, среднегодовой коэффициент загрузки коллективных средств размещения не превышает 45%, что говорит о возможности увеличения заполнения гостиничного фонда за счет турпотока в несколько раз.

Структура регионального туристического рынка смещена в сторону выездного туризма, доля которого в общем турпотоке составляет 55%. Внутренний туризм - 32%, въездной - 13%. В целом активность развития выездного направления, которым занимаются около 80% турфирм Сахалина, обеспечивает стабильность поступления налоговых платежей в бюджеты разных уровней. Низкая доля внутреннего и въездного турпотока наглядно показывает необходимость активизации этих направлений.

Доля туризма в ВРП региона составляет менее 1% и не соответствует существующему в регионе туристско-рекреационному потенциалу.

Объем финансирования сферы туризма из областного бюджета за период 2005 - 2012 годов составил 13,9 млн. руб., основная часть которого была направлена на продвижение потенциала области, узнаваемости региона в многообразии туристских дестинаций и поддержке турпотока на минимальном уровне.

При этом инфраструктурная поддержка развития отрасли полностью отсутствовала, инвестиционная активность слабая, государственная поддержка на минимальном уровне, переизбыток кадров туристской сферы сочетается с их практической профнепригодностью, уровень сервиса всех служб, задействованных в туристской индустрии, не соответствует международным стандартам. Совокупность данных факторов и показателей в целом говорит об инерционном сценарии развития отрасли.

Практически каждое муниципальное образование области обладает туристскими ресурсами и имеет многоотраслевую специализацию - экологический, этнографический, историко-культурный, бальнеологический, спортивный и другие виды туризма. В связи с этим развитие туризма способно увеличить доходы местных бюджетов.

1. Группа наиболее благополучных районов, имеющих перспективу развития туристско-рекреационной деятельности: г. Южно-Сахалинск и территория всего района и муниципальное образование Корсаковский городской округ. Обладая комплексным туристско-рекреационным потенциалом эти районы имеют перспективу как многоотраслевые центры со специализацией на бальнеологическом, спортивном видах деятельности в сочетании с историко-культурным, ностальгическим, экологическим и деловым туризмом.

В г. Южно-Сахалинске и муниципальном образовании городской округ "Город Южно-Сахалинск" наиболее перспективны экскурсионный, экологический, лечебно-оздоровительный, историко-культурный, сельский и спортивный виды туризма (в том числе горнолыжный и конный), а также деловой туризм, в связи с ежегодно увеличивающимся количеством международных мероприятий, конференций и бизнес-встреч на высоком уровне.

Растет количество престижных гостиничных комплексов, ресторанов и кафе, развлекательных заведений, проводится благоустройство города, включая озеленение и реконструкцию тротуаров и дорог. Реализуются мероприятия по транслитерации - установлению дополнительных аншлагов с названиями (либо дублирование на имеющихся) на латинском языке основных и значимых в туристическом аспекте объектов.

Активно развивается СТК "Горный воздух", который как спортивный и туристический объект, отвечающий самым современным требованиям, уже стал весомым доводом в пользу привлечения туристов на Сахалин и приобщения сахалинцев к активному и здоровому образу жизни. Произведена реконструкция в исторически уникальном здании японского периода - областном краеведческом музее, включающая вновь созданный ландшафтный дизайн прилегающей территории, построено новое здание для размещения литературно-художественного музея книги А.П.Чехова "Остров Сахалин", активно реализуется программа по благоустройству областного центра.

В Корсаковском районе наиболее перспективны экологический, историко-культурный, ностальгический, пляжный, круизный, охотничий, рыболовный виды туризма.

Корсаковский порт - самый южный на Сахалине, работающий круглогодично. Это "ворота" нашего региона для туристов, пребывающих в область из Японии и других стран. В настоящий момент развивается туристский обмен посредством паромного сообщения Корсаков - Вакканай. В перспективе заходы больших круизных лайнеров.

В районе сосредоточено самое большое в области количество туристических баз отдыха. Перспективными территориями для развития туристской деятельности являются: озера Тунайча, Изменчивое, Буссе, Большое Вавайское, морские побережья, мыс Великан, мыс Свободный.

Исторические события оставили наглядные следы в виде памятников, которые должны стать перспективными объектами показа, наряду с отреставрированным зданием бывшего японского банка "Карафуто Гинко".

2. Группа сравнительно благополучных районов, имеющих достаточно высокий и разнообразный потенциал развития, в качестве многоотраслевых туристско-рекреационных районов, но обладающих невысоким уровнем развития инфраструктуры: Невельский, Холмский, Анивский, Александровск-Сахалинский, Южно-Курильский, Курильский.

В этих районах представлены уникальные природные объекты для развития экологического туризма, совмещенные с транспортной доступностью из областного центра (кроме Южно-Курильского и Курильского).

У Невельского района, за счет нахождения в пределах его административных границ острова Монерон, имеются все шансы на продвижение туристического имиджа.

В планах предусмотрено обустройство смотровой площадки для туристов, приезжающих полюбоваться лежбищем сивучей, являющихся своеобразной визитной карточкой Невельского района.

В Анивском районе основное внимание необходимо уделять развитию экологического туризма, решению главной проблемы - цивилизованной эксплуатации побережья Анивского залива с организацией полного набора "пляжных" услуг для отдыхающих. Эту проблему необходимо решать на основе государственно-частного партнерства и за счет привлечения внебюджетных источников.

В Южно-Курильском и Курильском районах, наряду с бальнеологией, перспективен экологический, круизный, историко-культурный, а также экстремальный туризм, обусловленный большим количеством труднодоступных и уникальных по красоте мест.

Использование минеральных источников Курил, их лечебно-оздоровительных факторов позволит обеспечить развитие туризма, ориентированного как на россиян, так и на иностранных граждан. Строительство туристско-рекреационных комплексов на базе источников, отвечающих требованиям международных стандартов, несомненно увеличит количество туристов. Для этого необходимо решить первостепенную задачу - обеспечение устойчивого транспортного сообщения и создание соответствующей инфраструктуры (гостиницы, предприятия общественного питания и т.п.).

В Холмском районе перспективно восстановление туристической базы на озере Верхнем. Возможна организация экстремальных маршрутов по реке Лютога, восстановление горнолыжной трассы. Необходимыми мероприятиями для развития туризма в данном районе должны стать: реконструкция памятников японского периода, капитальный ремонт дорожного покрытия Холмск - Чехов, благоустройство пляжной зоны в п. Садовники, берегоукрепление приморского бульвара.

В Александровск-Сахалинский районе экологический туризм может сочетаться с историко-культурным, этнографическим, охотничьим, рыболовным, экстремальным. Здесь имеются: природный комплекс "Три брата", водопады, чеховские и ссыльнокаторжные места, мыс и маяк Жонкиер, пляж в селе Арково и в районе "Три брата". При соответствующей организации инфраструктуры туристы будут с удовольствием приезжать в этот район, несмотря на удаленность от областного центра.

3. Группа районов со слабым уровнем развития инфраструктуры, но обладающих хорошим ресурсным потенциалом.

В Ногликском районе в перспективе необходимо развивать бальнеологический, охотничий, рыболовный и этнографический туризм. В настоящее время реализуется инвестиционный проект по строительству туристско-оздоровительного комплекса на термальных водах Дагинского месторождения. В дальнейшем планируется проведение работ по благоустройству данной территории.

Смирныховский район представляет интерес для этнографического, экологического, рыболовного, историко-культурного туризма. Также перспективным направлением может стать развитие спелеотуризма благодаря наличию на территории муниципального образования Вайдинских пещер.

Охинский, Тымовский, Поронайский, Углегорский, Макаровский, Томаринский и Долинский районы обладают хорошим потенциалом для развития экологического, историко-культурного, этнографического, охотничьего, рыболовного туризма в сочетании со спортивным и экстремальным, но из-за слаборазвитой инфраструктуры этот потенциал слабо реализуется.

В Поронайском районе возможно строительство туристической базы на озере Невском, а также в береговой зоне острова Тюлений.

В Долинском районе перспективно строительство туристической базы на озере Лебяжьем, а также обустройство пляжа на морском побережье и на "теплых" озерах в селе Стародубское.

В Макаровском районе возможно строительство туристического комплекса в с. Гребенское.

В Томаринском районе привлекательными могут стать экологические маршруты на гору Спамберг, озеро Айнское, Чермшанские водопады, а также обустройство смотровой площадки храмового комплекса "Томариору Дзинзя" японского периода.

Территория каждого муниципального образования области в той или иной степени обладает уникальными туристическими ресурсами, в большинстве своем относящимися к природным, поэтому перспективна для развития туризма. Но, безусловно, необходимо расставлять приоритеты, очередность их развития.

Востребованность развития внутреннего туризма продиктована крайне важным аспектом - использование местного турресурса населением области для отдыха и рекреации, а также гражданами России из других регионов.

В данной связи широкомасштабное развитие спортивно-туристского комплекса "Горный воздух" сопряжено с большими перспективами не только за счет максимальной загрузки в зимний сезон, но и создания туристско-спортивной зоны круглогодичного использования, соединяющей в себе парковую зону и лесной массив "Долины туристов".

Отсутствие инфраструктуры пляжного, бальнеологического, экологического, экстремального (для молодежи) туризма порождает равнодушие населения к окружающей среде, что проявляется в виде загрязнения территорий активного отдыха. Также отсутствует интерес частного бизнеса к развитию территорий с наибольшей посещаемостью, к их обустройству и созданию мини-кластеров для комплексного предоставления услуг.

Недостаточное благоустройство культурно-исторических памятников и территорий, прилегающих к ним, порождает не только вандализм подрастающего поколения и рост бездуховности в молодежной среде, но и формирует определенные стереотипы у иностранных туристов в отношении менталитета россиян.

Географически близкое расположение к странам АТР создает выгодные условия для привлечения туристов из этих регионов. В первую очередь, активная реклама России на международном туристском рынке способствует проявлению внимания иностранных туристов к многонациональному и колоритному ресурсу. В тоже время фактор затраченного на дорогу минимального времени важен для большинства путешествующих из расчета среднестатистического отпускного периода 10 - 14 дней.

Но уровень сервиса, безопасности, высокие авиатарифы, слабо развитая инфраструктура, в том числе портовая, для приема круизных судов, паромов, яхт и т.д. в настоящее время являются фактором, предопределяющим выбор иностранного туриста не в пользу нашего региона.

Существует и ряд проблем в подготовке кадров для туриндустрии. Современная система кадрового обеспечения в сфере туризма находится в стадии роста. Подготовка специалистов началась в 2000 году. Основными поставщиками кадров для туристской отрасли являются Сахалинский государственный университет, Южно-Сахалинский педагогический колледж. Тем не менее выпускники вузов, по мнению работодателей, недостаточно подготовлены и им необходимо повышать квалификацию. Отмечается разрыв между потребностями туристской отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений.

Основной проблемой профильного высшего образования является выраженная академичность при явном недостатке практических навыков и знаний. Подготовка специалистов ведется без достаточного учета содержания туристско-рекреационных ресурсов и возможностей, технологий их использования для приема туристов и методик адресного продвижения регионального турпродукта.

В настоящее время система подготовки кадров туристской отрасли в области, в первую очередь, направлена на подготовку "офис-менеджеров". Учитывая приоритетность государственной политики в развитии туристской отрасли (внутренний и въездной туризм), подготовка кадров должна быть нацелена на специальности, востребованные конъюнктурой рынка, уделяя особое внимание подготовке и повышению квалификации кадров смежных отраслей (персонал среднего звена в отрасли гостеприимства) и узкоспециализированных специалистов внутреннего и въездного туризма.

Таким образом, следует выделить основные проблемы туристской сферы, решение которых требует программного подхода:

1) инвестиции в этот сектор экономики практически отсутствуют;

2) государственная поддержка носит символический характер, комплекс государственных мер по развитию туристской инфраструктуры не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации;

3) слабая маркетинговая политика по продвижению турпродукта Сахалинской области на российский и международный туристские рынки; незначительное количество рекламно-информационных материалов и информации в средствах массовой информации о туристском потенциале области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»