В 2010 году по данным управления Росприроднадзора по Сахалинской области суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составили 164,9 тыс. тонн, в том числе: от стационарных источников - 96,3 тыс. тонн (58% от суммарных выбросов), от передвижных источников - 68,6 тыс. тонн (42%).
Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят предприятия топливной промышленности - 32,2%, электроэнергетики - 31,4%, непроизводственных отраслей - 29,7%.
В большей степени загрязняют воздушный бассейн предприятия муниципальных образований:
- "Городской округ Ногликский" - 20,3%;
- городской округ "Город Южно-Сахалинск" - 19,7%;
- городской округ "Поронайский" - 18,7%;
- "Корсаковский городской округ" - 7,4%;
- Углегорский муниципальный район - 7,2%;
- городской округ "Охинский" - 7,0%;
- "Холмский городской округ" - 5,5%.
В 2010 году выбросы загрязняющих веществ уменьшились по сравнению с 2009 годом на 48,3 тыс. тонн, в связи с тем, что:
- в 2010 году не представили отчеты 22 предприятия, имеющие значительные выбросы в атмосферу от стационарных источников загрязнения (ориентировочно - 5,0 тыс. тонн);
- выбросы от автотранспорта уменьшились на 26,7 тыс. тонн в связи с изменением методики расчета выбросов от автотранспорта, хотя количество автотранспорта увеличилось на 4 419 единиц;
справочно: "Рекомендации Минприроды России по составлению Обзора выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории республики (края, области, автономного округа) за 2010 год".
- произошли аварийные выбросы загрязняющих веществ на объекте ОБТК Ногликского филиала компании "Сахалинская энергия" в 2009 году в количестве 18,7 тыс. тонн.
Согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года качество окружающей среды должно стать важнейшим из показателей социально-экономического развития территории.
Для изменения сложившейся ситуации и решения проблемы улучшения качества атмосферного воздуха в Сахалинской области необходимо принятие Программы на региональном уровне.
Программно-целевой метод обеспечит последовательность решения задач по реализации Программы.
Эффективность реализации настоящей Программы зависит от финансового обеспечения мероприятий и полноты их выполнения.
Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблемы, представлены в нижеприведенной таблице.