Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ НА 2012 - 2015 ГОДЫ"

Рис. 2. Сравнительная характеристика объемов расчетной годовой лесосеки по лесничествам Сахалинской области


Лесные пожары губительно действуют на все живое в лесу, ухудшают условия среды для возобновления хозяйственно-ценных пород, вносят существенные изменения в численность и состав фауны и флоры.

Ущерб от развития лесных пожаров можно разделить на несколько типов:

· ущерб, наносимый жизни и здоровью лиц, находящихся в зоне действия лесного пожара;

· ущерб от повреждения имущества частных и юридических лиц, а также государственной собственности;

· ущерб от утраты лесами возможности осуществлять экологические, средообразующие и рекреационные функции;

· ущерб запасам древесины и иным лесным ресурсам;

· ущерб, наносимый редким и исчезающим видам флоры и фауны.

Учитывая многообразие форм ущерба от лесных пожаров, а также учитывая опыт 2010 года по ликвидации лесных пожаров в Российской Федерации и многолетний опыт в Дальневосточном регионе, в том числе и на территории Сахалинской области, необходимо отметить, что объемы ущерба от лесных пожаров существенно выше, нежели затраты на их профилактику и своевременно организованное тушение.

Рост доходов бюджетов, обеспечение занятости и удовлетворения потребностей местного населения в продукции лесов возможны только при обеспечении сохранности ресурсов леса и восстановлении погибших от лесных пожаров лесов (на гарях).

Учитывая потребности населения и хозяйственного комплекса области в лесных ресурсах, многообразие этих ресурсов, охрана лесов от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов, сокращение площадей, пройденных пожарами, и своевременное восстановление гарей являются одними из важнейших государственных задач, относящихся в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Обеспечение охраны лесов от пожаров на землях лесного фонда Сахалинской области осуществляется в рамках полномочий, переданных Российской Федерацией Сахалинской области согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Снижение рисков возникновения лесных пожаров и ущерба от них является одной из основных задач в области управления лесами, реализуемых на уровне субъектов Федерации, и в настоящее время стало приоритетной задачей субъектов Российской Федерации.

Система охраны лесов от пожаров на территории лесного фонда области включает в себя:

- министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - Министерство),

- специализированное областное автономное учреждение "Сахалинская база авиационной и наземной охраны лесов" (далее - Авиабаза), осуществляющее непосредственное исполнение функций по охране лесов и работ по тушению пожаров;

- государственное казенное учреждение "Сахалинские лесничества", имеющее филиалы (далее - лесничества) на территории 17 муниципальных образований области и исполняющее функции по государственному пожарному надзору в лесах.

В состав Авиабазы входят:

- 17 лесопожарных станций, расположенных в районах области;

- 2 авиаподразделения;

- 1 оперативная авиаточка;

- 2 укрупненных авианаземных группы.

Сеть лесопожарных формирований охватывает практически всю территорию Сахалинской области.

В настоящее время ряд лесопожарных формирований, входящих в структуру Авиабазы, не соответствуют нормативам оснащенности специализированной пожарной техникой. Кроме того имеющаяся техника, в том числе тяжелая, наиболее важная, при организации тушения лесных пожаров в значительной степени изношена (таблица N 3).