ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 июля 2011 года N 273
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ НА 2012 - 2015 ГОДЫ"
{Утратило силу: постановление Правительства Сахалинской области от 18.07.2013 N 353}
{Изменения:
Постановление Правительства Сахалинской области от 28.10.2011 N 436;
Постановление Правительства Сахалинской области от 02.08.2012 N 394;
Постановление Правительства Сахалинской области от 20.09.2012 N 464;
Постановление Правительства Сахалинской области от 05.10.2012 N 480;
Постановление Правительства Сахалинской области от 28.03.2013 N 146;
Постановление Правительства Сахалинской области от 26.07.2013 N 381;
Постановление Правительства Сахалинской области от 26.09.2013 N 544}
В целях предупреждения возникновения лесных пожаров на территории лесного фонда Сахалинской области, их своевременного обнаружения, ограничения распространения и создания условий для успешной борьбы с ними, а также достижения целей Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу Сахалинской области "Охрана лесов от пожаров на 2012 - 2015 годы" (прилагается).
2. Министерству финансов Сахалинской области (Н.М.Новикова), министерству экономического развития (С.А.Карпенко) при разработке Закона Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2012 год" предусмотреть средства на реализацию долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Охрана лесов от пожаров на 2012 - 2015 годы" (далее - Программа) и включить Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.
3. Установить, что в ходе реализации Программы программные мероприятия и объемы их финансирования подлежат корректировке в соответствии с ассигнованиями, предусмотренными в законе Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
Губернатор Сахалинской области А.В. Хорошавин
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА Сахалинской области "Охрана лесов от пожаров на 2012-2015 годы"
Наименование Программы | "Охрана лесов от пожаров на 2012-2015 годы" |
Основание для разработки | Распоряжение Правительства Сахалинской области "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Охрана лесов от пожаров на 2012 - 2015 годы" |
Заказчик Программы | Правительство Сахалинской области |
Разработчик Программы | Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области |
Цель Программы | Обеспечение сохранения средообразующего, экологического и ресурсного потенциала лесов и минимизация рисков для жизни и здоровья жителей Сахалинской области |
Задачи Программы | - совершенствование нормативной базы субъекта по проблемам борьбы с лесными пожарами; |
Мероприятия Программы | Представлены в приложении N 1 к настоящей Программе |
Сроки реализации Программы | 2012 - 2015 годы |
Исполнители Программы | Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, министерство образования Сахалинской области, ГКУ "Сахалинские лесничества", специализированные областные автономные учреждения, подведомственные министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области |
Подпрограммы | Отсутствуют |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий Программы - 1175,68 млн. руб., |
Планируемые результаты Программы (количественные значения индикаторов результативности Программы и оценка социально-экономической эффективности реализации Программы) | Доведение доли обнаруженных лесных пожаров с применением авиации по отношению к общему их количеству с 31,3% до 50% |
Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области одним из ключевых направлений развития обозначено рациональное использование природных ресурсов области и, в том числе лесов.
Земли лесного фонда занимают основную часть (около 80%) территории Сахалинской области. Леса, являясь одним из немногих возобновляемых природных ресурсов и основой экологического каркаса территории, нуждаются в обеспечении грамотного и рационального управления и неистощительного использования.
Средообразующие и экологические функции леса в сочетании с высоким ресурсным потенциалом, обусловленным возможностью заготовки древесины, пищевых и иных ресурсов леса, обеспечивают необходимые условия комфортного проживания человека в условиях природной среды Дальнего Востока.
Леса Сахалина расположены в обособленном природно-климатическом районе и повсеместно характеризуются высокой степенью пожарной опасности.
Это обуславливается преобладанием в них хвойных, преимущественно елово-пихтовых древостоев (69,5%), а также значительного количества территорий, заросших вейником и курильским бамбуком. Последние отличаются слабой влагоудерживающей способностью, вследствие чего возможность возникновения пожаров наступает уже через 1-2 дня после выпадения дождей. Особую высокую пожарную опасность имеют значительные площади естественных молодняков и лесных культур хвойных пород.
Количество зарегистрированных лесных пожаров на территории земель лесного фонда Сахалинской области и площадь, пройденная ими в разрезе муниципальных образований, представлены в таблице N 1.
Сводная информация о количестве и площадях лесных пожаров на территории Сахалинской области в 2005 - 2010 годах в разрезе муниципальных образований
Муниципальное образование | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | ||||||
шт. | S | шт. | S | шт. | S | шт. | S | шт. | S | шт. | S | |
Городской округ "Охинский | 3 | 135,5 | 2 | 6,1 | 4 | 147,0 | 4 | 7 | 11 | 311 | 2 | 124 |
"Городской округ "Ногликский" | 2 | 17,5 | 1 | 21,0 | 1 | 25,0 | 15 | 6203 | 5 | 21 | 1 | 0 |
"Тымовский городской округ" | 2 | 5,5 | 2 | 3,8 | 4 | 419 | 3 | 2 | ||||
Городской округ "Александровск-Сахалинский район" | 1 | 0,01 | 3 | 2 | 1 | 0,01 | 1 | 12 | ||||
Городской округ "Смирныховский" | 13 | 501,2 | 15 | 676,0 | 8 | 30 | 7 | 159 | 11 | 331 | ||
Углегорский муниципальный район | 1 | 0 | 1 | 1 | ||||||||
Городской округ "Поронайский" | 3 | 7,7 | 1 | 3,3 | 18 | 5038,6 | 6 | 47 | 1 | 0 | 4 | 3 |
"Макаровский городской округ" | 2 | 25,0 | 2 | 9,5 | 1 | 5 | 1 | 7 | ||||
"Томаринский городской округ" | 5 | 1,4 | 4 | 11,3 | ||||||||
Городской округ "Долинский" | 1 | 10,0 | ||||||||||
"Холмский городской округ" | 2 | 1,3 | 2 | 0,7 | 10 | 46,0 | 15 | 70 | 6 | 2 | 5 | 12 |
Невельский муниципальный район | 3 | 14,8 | 2 | 5,01 | 4 | 37 | 1 | 15 | ||||
Городской округ "Город Южно-Сахалинск" | 2 | 6,1 | 1 | 1,0 | 1 | 1 | ||||||
"Анивский городской округ" | 7 | 32,1 | 1 | 10,0 | 1 | 20 | 1 | 30 | 2 | 6 | ||
"Корсаковский городской округ" | 7 | 26,4 | 8 | 48,8 | 1 | 1 | 6 | 1 | ||||
"Южно-Курильский городской округ" | 1 | 15 | 1 | 1 | ||||||||
"Курильский городской округ" | ||||||||||||
ВСЕГО | 49 | 769,0 | 11 | 41,6 | 67 | 6027,1 | 64 | 6855,5 | 36 | 534,3 | 36 | 505,8 |
из них по 5 северным лесничествам | 18 | 654,21 | 6 | 32,6 | 22 | 851,8 | 34 | 6660,9 | 24 | 491,8 | 18 | 469,2 |
отношение к общему показателю (%) | 37 | 85 | 55 | 78 | 33 | 14 | 53 | 97 | 67 | 92 | 50 | 93 |
Выполнение в условиях Сахалинской области мероприятий по охране лесов (в том числе тушение лесных пожаров) осложняется горным рельефом местности, высокой природной горимостью лесов, сильными ветрами и отсутствием развитой дорожной сети.
Анализ лесопожарной обстановки в Сахалинской области на протяжении ряда лет показывает (таблица N 2), что основной причиной возникновения лесных пожаров являются антропогенный фактор и природные явления (сухие грозы).
Ежегодно по вине человека возникает более 70% лесных пожаров от общего их количества, зарегистрированных на территории земель лесного фонда Сахалинской области, а от грозовых разрядов - до 20%.
Анализ причин возникновения лесных пожаров на территории земель лесного фонда Сахалинской области в 2005 - 2010 годах
Причины | Годы | Итого | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Местное население | 35 | 7 | 50 | 49 | 17 | 25 | 183 |
Грозы | 10 | 2 | 9 | 2 | 2 | 7 | 42 |
Лесопользователи | 0 | ||||||
Сельскохозяйственные палы | 2 | 2 | |||||
С земель иных категорий | 3 | 1 | 1 | 2 | 7 | ||
Не выявленные причины | 1 | 1 | 8 | 1 | 16 | 2 | 29 |
ВСЕГО лесных пожаров | 49 | 11 | 67 | 64 | 36 | 36 | 263 |
из них: | |||||||
Отношение возникших лесных пожаров по вине местного населения к от общему количеству зарегистрированных лесных пожаров (%) | 71% | 64% | 75% | 77% | 47% | 69% | |
Отношение возникших лесных пожаров от грозового фронта к от общему количеству зарегистрированных лесных пожаров (%) | 20% | 18% | 13% | 19% | 6% | 19% |
Кроме указанных причин возникновения лесных пожаров, существуют циклические колебания горимости лесов, требующие дополнительной мобилизации лесопожарных систем. По данным многолетних наблюдений можно сделать вывод о цикличности горимости лесов Сахалинской области с периодом колебаний 4-5 лет.
Особое беспокойство вызывает явная недостаточность ресурсов для обеспечения противопожарных мероприятий на территории северных лесничеств, наиболее значительных по площади (рис. 1).
Эти же лесничества являются и наиболее перспективными с точки зрения обеспечения заготовки древесины. В частности на территории пяти лесничеств сконцентрированы 87% от общей годовой расчетной лесосеки по Сахалинской области (рис. 2).
Лесные пожары губительно действуют на все живое в лесу, ухудшают условия среды для возобновления хозяйственно-ценных пород, вносят существенные изменения в численность и состав фауны и флоры.
Ущерб от развития лесных пожаров можно разделить на несколько типов:
· ущерб, наносимый жизни и здоровью лиц, находящихся в зоне действия лесного пожара;
· ущерб от повреждения имущества частных и юридических лиц, а также государственной собственности;