АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2006 года N 265-па
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОМ
В целях повышения эффективности системы управления долгом и совершенствования долговой политики Сахалинской области администрация области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Методику расчета долговой нагрузки на областной бюджет и определения платежеспособности областного бюджета (прилагается).
2. Утвердить Методику расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств (прилагается).
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
4. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора, начальника главного финансового управления Сахалинской области (Новикову Н.М.).
Губернатор области И.П.Малахов
МЕТОДИКА расчета долговой нагрузки на областной бюджет и определения платежеспособности областного бюджета
1. Общие положения
1.1. Методика расчета долговой нагрузки на областной бюджет и определения платежеспособности областного бюджета (далее - Методика) разработана в целях оценки способности областного бюджета полностью и в срок исполнять свои расходные и долговые обязательства.
1.2. В рамках настоящей Методики оцениваются следующие расходные и долговые обязательства Сахалинской области:
- кредитные соглашения и договоры;
- государственные займы Сахалинской области, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;
- договоры и соглашения о получении Сахалинской областью бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- договоры о предоставлении государственных гарантий Сахалинской области;
- соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени Сахалинской области, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет;
- просроченная кредиторская задолженность областных бюджетных учреждений.
1.3. Обязательства Сахалинской области классифицируются как прямые и условные.
1.4. Прямое обязательство определяется как совокупность всех обязательств, которые требуют выплаты процентов, и основного долга должником кредитору в установленные сроки. В прямые обязательства включаются долговые обязательства, определенные статьей 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением государственных гарантий.
1.5. Условное обязательство определяется как обязательство Сахалинской области по предоставленной государственной гарантии.
1.6. Временной интервал, по которому оценивается платежеспособность областного бюджета, состоит из:
- фактического периода, включающего два предыдущих финансовых года и прошедшую часть текущего года, для расчета некоторых показателей;
- прогнозного периода - от начала текущего года до года, в котором производится погашение долгового обязательства с максимальным сроком погашения, а также на планируемый финансовый год (в целях использования для подготовки проекта бюджета) и предстоящий трехлетний период (в целях использования для подготовки перспективного финансового плана).
Интервал расчета платежеспособности областного бюджета разбивается на годовые периоды.
1.7. Виды заимствований классифицируются по целям их привлечения:
- инвестиционные заимствования - заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов областного бюджета;
- заимствования на рефинансирование - заимствования с целью рефинансирования, привлекаемые для погашения уже существующих обязательств. Рефинансирование может быть вынужденным, когда объемы обслуживания и погашения уже существующих обязательств превышают возможности областного бюджета в текущий период, или добровольным, когда оно осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения имеющихся прямых обязательств;
- заимствования на покрытие кассовых разрывов - краткосрочные заимствования в пределах финансового года на финансирование кассовых разрывов областного бюджета (далее - заимствования).
1.8. Расчет платежеспособности областного бюджета проводится при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и при разработке перспективного финансового плана. Расчет платежеспособности областного бюджета может проводиться также при возникновении необходимости привлечения заимствований (предоставления гарантий) в течение года, а также при проведении операций рефинансирования, реструктуризации или досрочного выкупа действующих долговых обязательств.
1.9. Настоящей Методикой предусматривается, что расчет платежеспособности областного бюджета осуществляется на основании двух прогнозов - оптимистического и консервативного в соответствии с:
- прогнозами основных макроэкономических показателей Сахалинской области;
- прогнозами основных показателей областного бюджета;
- предположениями о графике платежей по долговым обязательствам Сахалинской области;
- предположениями о состоянии кредитного рынка, доступного для Сахалинской области;
- оценками возможных изменений стоимости заимствований (в случае наличия долговых обязательств с плавающей процентной ставкой).
1.10. В расчет оценки платежеспособности областного бюджета заложены следующие принципы:
- текущие расходы областного бюджета должны покрываться доходами. Данный принцип должен соблюдаться для всех уровней платежеспособности выше критического;
- новые заимствования должны привлекаться только для финансирования капитальных расходов. Данный принцип должен соблюдаться для абсолютного и нормального уровней платежеспособности. Для неустойчивого уровня платежеспособности допускается ограниченный объем рефинансирования долга.
Незначительные краткосрочные заимствования на финансирование кассовых разрывов областного бюджета допустимы:
- в пределах месяца для абсолютного уровня платежеспособности;
- в пределах квартала для нормального уровня платежеспособности;
- в пределах финансового года для неустойчивого уровня платежеспособности.
1.11. Для оценки соблюдения указанных в пункте 1.10. настоящей Методики принципов используются понятия долговой емкости областного бюджета и доступной долговой емкости областного бюджета.
1.12. Долговая емкость бюджета (ДЕ) определяется как превышение доходов областного бюджета над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание существующих долговых и условных обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени. Расчет долговой емкости областного бюджета осуществляется по следующей процедуре. При средне- и долгосрочном планировании ДЕ строится с периодом, равным году, при краткосрочном планировании (в пределах одного финансового года) - равным кварталу, при оперативном - равным месяцу.
В каждом i-ом периоде расчета на основе прогнозных данных рассчитывается превышение доходов над текущими расходами бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых и условных обязательств, ДЕi:
ДЕi = Дi + Пi - ТРi , где
Дi - доходы, поступившие в бюджет, в i-ом периоде;
Пi - поступления от приватизации - поступления в бюджет в i-ом периоде от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
TPi - текущие расходы бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых и условных обязательств, произведенные в i-ом периоде.
Набор ДЕi для всех периодов (например, кварталов) представляет собой долговую емкость бюджета на выбранном интервале времени.
ДЕ = (ДЕi , где i = 1 ... n, где n - число периодов в интервале расчета.
Долговая емкость бюджета является прогнозной величиной и определяется в процессе бюджетного планирования исходя из консервативного сценария социально-экономического развития Сахалинской области.
1.13. Доступная долговая емкость для новых заимствований определяется как разница между долговой емкостью бюджета и сводным графиком погашения и обслуживания долговых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению государственных гарантий (ДДЕi ):
ДДЕi = ДEi - СГi , где i = 1 ... n
ДЕi - долговая емкость в i-ом периоде;
СГi - платежи по исполнению уже принятого долга и условных обязательств;
i - период расчета,
n - число периодов расчета в интервале планирования.
Сумма ДДЕi для всех периодов представляет собой доступную долговую емкость бюджета для новых заимствований на выбранном интервале планирования ДДЕ = ( ДДЕi , где i = 1 ... n.
При среднесрочном и долгосрочном планировании ДДЕ строится с периодом, равным году, при краткосрочном планировании (в пределах одного финансового года) - равным кварталу, при оперативном - равным месяцу.
Если доступная долговая емкость для новых заимствований положительна на всем интервале планирования, то возможно привлечение новых заимствований.
Если доступная долговая емкость для новых заимствований отрицательна в каком-либо периоде, то в зависимости от длительности периода возможны два случая:
- если доступная долговая емкость отрицательна по итогам какого-либо года внутри интервала планирования, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой емкости бюджета. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году, до проведения рефинансирования или досрочного погашения не допускается;
- если доступная долговая емкость положительна для каждого планируемого года в целом, но отрицательна для какого-либо более короткого периода внутри какого-то года, то это означает, что возникает кассовый разрыв бюджета. Кассовый разрыв бюджета в этом случае может быть устранен с помощью рефинансирования или частичного досрочного погашения имеющихся обязательств, либо профинансирован за счет привлечения в соответствующем году краткосрочного заимствования на финансирование кассового разрыва. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году, допускается.
Доступная долговая емкость первого финансового года в интервале планирования является свободными средствами бюджета, которые могут быть направлены на:
- инвестиционные заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов областного бюджета и погашаемых вне пределов финансового года, в котором они были привлечены;
- досрочное погашение обязательств с целью снижения долговой нагрузки на государственные бюджеты будущих лет.
Значения доступной долговой емкости в последующие годы являются ограничениями по объему при планировании новых долговых и условных обязательств.
Планирование привлечения долговых и условных обязательств производится раздельно. При этом доступная долговая емкость для новых заимствований (ДДЕ) делится на три части (данное соотношение выполняется для каждого i-ого периода интервала планирования):
ДДЕ = ДДЕy + ДДЕn + ДДЕо , где:
ДДЕy - часть доступной долговой емкости бюджета, предназначенная для покрытия ожидаемой ответственности по вновь принимаемым условным обязательствам (резерв по возможной ответственности);
ДДЕn - часть доступной долговой емкости бюджета, отводимая на платежи по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых долговых обязательств;
ДДЕо - неиспользуемая ("страховочная") часть доступной долговой емкости, компенсирующая риск ликвидности бюджета, возникающий вследствие ошибок прогнозирования. Величина ДДЕо устанавливается в объеме не менее 20% ДДЕ.
2. Порядок расчета платежеспособности областного бюджета
2.1. Процедура расчета уровня платежеспособности областного бюджета включает следующие этапы:
а) построение прогноза основных макроэкономических показателей Сахалинской области на весь интервал расчета (оптимистический и консервативный прогнозы);
б) построение прогноза основных показателей областного бюджета на весь интервал расчета (оптимистический и консервативный прогнозы);
в) построение графика платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств (оптимистический и консервативный прогнозы);
г) расчет платежеспособности областного бюджета.
2.2. Построение прогноза основных макроэкономических показателей Сахалинской области на весь интервал расчета осуществляется на основе среднесрочных макроэкономических прогнозов для Российской Федерации и Сахалинской области, а также фактических значений макроэкономических показателей за предыдущие три года.
Прогнозируются показатель валового регионального продукта (далее - ВРП), индекс потребительских цен (далее - инфляция) в Сахалинской области. Для показателя ВРП прогнозируются номинальный объем, реальный рост (или снижение) ВРП и дефлятор ВРП.
На ближайшие три года значения показателей ВРП и инфляции берутся из прогноза социально-экономического развития Сахалинской области на соответствующий период.
На период от четырех лет и до конца периода интервала расчета показатели ВРП и инфляции определяются на основании долгосрочных федеральных макроэкономических прогнозов и ориентиров по указанным показателям для Российской Федерации в целом. Для этого построенный прогноз показателей для Российской Федерации корректируется с учетом сопоставления динамики указанных показателей в Российской Федерации и Сахалинской области по фактическим данным за предшествующие три года и прогнозных данных социально-экономического развития Российской Федерации и Сахалинской области на ближайшие три года.