За два предшествующих десятилетия в Сахалинской области, как в целом в Российской Федерации, коренные преобразования в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан сопровождаются обострением межпоколенческих и межнациональных конфликтов. Резко снизился воспитательный потенциал культуры, искусства, образования - важнейших факторов формирования патриотизма. Особенно остро духовный кризис переживают люди старшего и молодого поколения и те, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Социальные и политические изменения общества существенно затронули молодежь, привели молодое поколение к духовному кризису, необходимости приспособиться к жизни, главным образом ориентируясь на достижение материальных благ. Вследствие указанных выше причин в настоящее время наблюдаются проявления экстремизма, наркотизации, межнациональной розни, насилия. Многие молодые люди не желают служить в Российской Армии.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Проблема духовности и идейно-мировоззренческой целостности молодого гражданина России начала третьего тысячелетия, личности нашего соотечественника, готового к служению Отечеству, своему народу, выполнению патриотического долга по защите интересов государства должна рассматриваться как главное звено развития российского общества.
В Сахалинской области принимаются меры по развитию патриотического воспитания граждан, особенно детей и молодежи. Сложившаяся система затрагивает все субъекты патриотического воспитания, начиная с семьи, образовательных учреждений, трудовых, воинских и иных коллективов и заканчивая органами государственной власти.
Патриотическое воспитание, обладающее высоким уровнем комплексности, охватывающее своим воздействием все поколения, различные стороны жизни, значительно более эффективно тогда, когда оно осуществляется программно-целевым методом.
Многоплановая, масштабная и ежедневная деятельность по патриотическому воспитанию, осуществляемая учреждениями образования, спорта, культуры, социальной сферы области, нуждается в координации как на региональном, так и на муниципальном уровнях.
Программа позволит значительно повысить эффективность функционирования системы патриотического воспитания населения, максимально использовать ресурсы учреждений образования, спорта и культуры.
Потребность в решении задач патриотического воспитания в течение ограниченного времени, необходимость концентрировать финансовые ресурсы на проведении наиболее важных мероприятий, возможность осуществлять постоянный мониторинг результатов делают необходимым использование программно-целевого метода. Данный подход позволяет строить деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики, что будет способствовать более эффективным действиям и ощутимому результату. Преимуществом использования программно-целевого метода при финансировании мероприятий Программы являются также более эффективные формы и методы контроля за использованием средств бюджетов всех уровней.