Ранжирование государственных учреждений здравоохранения Сахалинской области, расположенных на территории муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", по укомплектованности штатных должностей среднего медицинского персонала за 2011 год (в %)
Государственные | Всего | В том числе | ||||||||
Медсестры | Фельдшера | Акушерки | Другие | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
Всего | 63 | 64 | 68 | 73 | 60 | |||||
ГБУЗ "Сахалинская | 69 | 68 | 80 | 81 | 65 | |||||
ГБУЗ "Областная | 86 | 83 | - | - | 91 | |||||
ГКУЗ "Сахалинская | 50 | 51 | - | - | 41 | |||||
ГКУЗ "Сахалинский | 71 | 71 | - | - | 74 | |||||
ГБУЗ "Сахалинский | 64 | 65 | - | - | 58 | |||||
ГБУЗ "Сахалинский | 62 | 64 | - | - | 53 | |||||
ГБУЗ "Сахалинский | 64 | 68 | - | - | 60 | |||||
ГБУЗ "Сахалинский | 74 | 65 | - | - | 87 | |||||
ГБУЗ "Сахалинский | 63 | 61 | - | - | 64 | |||||
ГБУЗ "Сахалинский | 66 | 72 | - | - | 0 | |||||
ГБУЗ "Сахалинское | 37 | 100 | - | - | 35 | |||||
ГКУЗ "Сахалинская | 66 | 77 | 0 | - | 37 | |||||
ГБУЗ "Областная | 66 | 67 | - | - | 60 | |||||
ГБУЗ Сахалинской области "Южно-Сахалинская городская больница | 55 | 61 | 100 | - | 55 | |||||
ГБУЗ Сахалинской области "Южно-Сахалинская детская городская | 62 | 54 | 52 | - | 86 | |||||
ГБУЗ Сахалинской области "Консультативно-диагностический | 70 | 63 | - | - | 79 | |||||
ГБУЗ Сахалинской области "Городской родильный дом города Южно-Сахалинска" | 63 | 54 | - | 67 | 85 | |||||
ГБУЗ Сахалинской области "Городская поликлиника N 1 города Южно-Сахалинска" | 56 | 44 | 66 | 100 | 78 | |||||
ГБУЗ Сахалинской области "Городская поликлиника N 2 города Южно-Сахалинска" | 72 | 60 | 88 | 80 | 92 | |||||
ГБУЗ Сахалинской области "Городская поликлиника N 4 города Южно-Сахалинска" | 70 | 58 | 100 | 100 | 88 | |||||
ГБУЗ Сахалинской области "Городская поликлиника N 5 города Южно-Сахалинска" | 75 | 62 | - | - | 95 | |||||
ГБУЗ Сахалинской области "Городская поликлиника N 6 города Южно-Сахалинска" | 78 | 77 | 80 | 66 | 80 | |||||
ГБУЗ Сахалинской области "Городская поликлиника N 7 города Южно-Сахалинска" | 71 | 64 | - | - | 78 | |||||
ГБУЗ "Сахалинский | 50 | - | 50 | - | - | |||||
ГКУЗ Сахалинской области "Станция скорой медицинской помощи города Южно-Сахалинска" | 52 | 50 | 50 | - | 40 | |||||
ГБУЗ "Областная станция переливания крови" | 57 | 61 | 381 | - | - | |||||
ГБУЗ "Сахалинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" | 32 | 16 | 25 | - | 27 | |||||
ГОБУ СПО "Сахалинский базовый медицинский колледж" | 40 | 0 | 100 | - | 57 | |||||
ГБУЗ "Сахалинский | 66 | 83 | - | - | - | |||||
ГБУЗ "Сахалинский территориальный центр медицины катастроф и мобилизационного резерва" | 0 | - | 0 | - | - | |||||
ГБУЗ санаторий "Аралия" | 67 | 67 | - | - | - | |||||
ГБСКУЗ "Детский | 54 | 54 | - | - | - | |||||
ГКУЗ "Дом ребенка" | 64 | 59 | - | - | - | |||||
ГКУЗ "Специализированный Дом ребенка" | 85 | 82 | - | - | - | |||||
ГБУЗ "Детский пульмонологический санаторий | 88 | 88 | - | - | - | |||||
ГБУЗ Сахалинской | 61 | 66 | 100 | 0 | 52 | |||||
ГБУЗ Сахалинской | 100 | 100 | - | - | - | |||||
ГБУЗ Сахалинской | 72 | 84 | 0 | - | 61 |
Город Южно-Сахалинск, на территории которого расположены специализированные медицинские учреждения, по укомплектованности средним медицинским персоналом находится на 14 месте - 64%.
Несмотря на высокую, по сравнению с другими регионами России, укомплектованность учреждений здравоохранения Сахалинской области средним медицинским персоналом, большую озабоченность вызывает текучесть кадров данной категории специалистов.
Проведенный мониторинг текучести кадров среди специалистов среднего звена показал, что количество выбывших специалистов превышает число прибывших в учреждения здравоохранения Сахалинской области в среднем ежемесячно на 5 человек. За 10 месяцев 2012 года в учреждения здравоохранения прибыло специалистов среднего звена 334 человека, выбыло - 388 человек.
Показатель обеспеченности средним медицинским персоналом на 10000 населения сельской местности в 2010 году составил 34,4, а в 2011 году - 42,06, темп прироста - 7,66%. В сельской местности темп прироста среднего медицинского персонала по особо востребованным специальностям (фельдшер, акушерка, лаборант, медицинские сестры) составил 1,45%.
С учетом оптимального коэффициента совместительства 1,25 укомплектованность специалистами должна составлять не менее 75% для обеспечения своевременности, доступности и качества оказания медицинской помощи.
Анализ кадрового состава учреждений здравоохранения по возрастному критерию свидетельствует о росте доли специалистов пенсионного возраста. В целом в медицинских учреждениях области доля работающих пенсионеров среди врачей составляет 49,2%. В муниципальных учреждениях здравоохранения лица пенсионного возраста составляют более 50% и в 4 раза превышают число лиц в возрасте до 30 лет.
Состояние и перспективное развитие здравоохранения Сахалинской области в значительной степени зависит от обеспеченности медицинскими кадрами, вместе с тем развитие системы здравоохранения невозможно без высокого уровня профессиональной подготовки и квалификации медицинских работников.
Медицинская профессия сохраняет свою популярность, конкурс среди абитуриентов, поступающих в медицинские вузы, остается стабильно высоким.
Образовательные учреждения, реализующие программы подготовки кадров для здравоохранения, активно взаимодействуют с субъектами Российской Федерации, в том числе и с Сахалинской областью, по реализации целевого прием. В связи с выраженной потребностью регионов в медицинских кадрах Минздрав России ежегодно увеличивает до 50% количество мест на 1 курс подведомственных образовательных учреждений для целевого приема абитуриентов. Для Сахалинской области в 2011 году было выделено 45 целевых мест, из них зачислено на первый курс обучения 24 человека (57%), в 2012 году - 52 места, зачислен - 41 человек (78,8%). Данный анализ показывает, что возрос интерес к профессии врача, однако не все специалисты, обученные в рамках целевой подготовки, возвращаются в область.
Сохраняется отток специалистов в другие сферы экономической деятельности, где выше заработная плата, предоставляется жилье, осуществляются социальные выплаты и предоставляются другие льготы.
Остаются нерешенными ряд основных проблем в области региональной кадровой политики и управления трудовыми ресурсами:
- неадекватность численности и структуры медицинских кадров объемам выполняемой деятельности, задачам и направлениям модернизации здравоохранения;
- несбалансированность медицинского персонала по структуре между: врачами общего профиля и узкими специалистами; врачами и сестринским персоналом; городской и сельской местностью; медицинскими организациями первичного звена и специализированных видов помощи;
- несоответствие подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения;
- недостаточное использование методов планирования численности медицинского персонала;
- невысокий, в сравнении со средними показателями производственной деятельности в регионе, уровень заработной платы, особенно среднего медицинского персонала;
- риск тенденции оттока из региональной системы здравоохранения молодых и опытных специалистов.
Одной из основных проблем низкой укомплектованности специалистами в учреждениях здравоохранения Сахалинской области остается отсутствие жилья.
В 2010 года было выделено всего 15 служебных квартир для врачей-специалистов государственных учреждений здравоохранения Сахалинской области. В муниципальных учреждениях - 45 квартир и 3 комнаты в общежитии. В 2011 году служебных квартир для врачей-специалистов государственных учреждений здравоохранения не выделялось.
В 2012 году получили жилье 33 специалиста, из них: 27 врачей, 6 - средних медицинских работников
На 01 ноября 2012 года: из 1940 врачей-специалистов нуждаются в улучшении жилищных условий 324; из 5531 специалиста среднего звена нуждаются в улучшении жилищных условий 528, в том числе 371 специалист, работающий в учреждениях здравоохранения, расположенных на территории города Южно-Сахалинска.
Доля врачей, обеспеченных жильем, из числа привлеченных в Сахалинскую область составляет 26,3%, средних медицинских работников из числа привлеченных - 11,1%.
Правительством Сахалинской области предпринимаются меры социальной поддержки для привлечения специалистов в региональное здравоохранение, но при этом отсутствие жилья, низкая заработная плата у начинающих врачей не вызывают у выпускников ВУЗов и врачей со стажем желания ехать на работу в Сахалинскую область.
По этим же причинам не удается удержать на длительное время в учреждениях здравоохранения Сахалинской области средний медицинский персонал.