Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 мая 2011 года N 185

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "СЕМЬЯ И ДЕТИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 07 января 2011 года N Пр-24 Правительство Сахалинской области постановляет:

1. Утвердить региональную программу "Семья и дети Сахалинской области на 2011 - 2015 годы" (прилагается).

2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области И.И.Трутневу.


Губернатор Сахалинской области А.В. Хорошавин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Сахалинской области

от 20.05.2011 N 185

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Семья и дети Сахалинской области на 2011-2015 годы"

Паспорт региональной программы "Семья и дети Сахалинской области на 2011 - 2015 годы"


Наименование Программы

Региональная программа "Семья и дети Сахалинской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Программа разработана во исполнение:
 - Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010;

 - перечня поручений Президента Российской Федерации от 07.01.2011 N Пр-24;

 - Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р;

 - Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99

Заказчик Программы

Правительство Сахалинской области

Разработчик - координатор Программы

Министерство социальной защиты Сахалинской области

Цели и задачи Программы

Цели:
 1. формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни детей и семей с детьми в Сахалинской области;

 2. формирование разноуровневого межотраслевого механизма оказания семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, своевременной эффективной и профессиональной помощи, обеспечивающей благоприятные условия воспитания и развития детей.
 Задачи:
 1. укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений;

 2. создание условий для сохранения репродуктивного здоровья населения Сахалинской области;

 3. разработка комплекса мер, способствующих повышению качества жизни детей и семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и снижению доли нуждающихся в социальной защите;

 4. обеспечение мер, стимулирующих рождение детей;

 5. оказание своевременной адресной социальной помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

 6. обеспечение системы мер по социальной поддержке семей с детьми;

 7. укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания;

 8. организация физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства, пропаганда навыков здорового образа жизни

Сроки реализации Программы

Программа реализуется в 2011 - 2015 годы

Основные мероприятия
 Программы

1. Укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование в обществе нравственных семейных ценностей, формирование ответственного родительства, повышение статуса здоровой многодетной семьи.
 2. Создание условий для сохранения репродуктивного здоровья населе ния Сахалинской области: обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, поддержка беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
 3. Развитие механизмов, обеспечивающих повышение качества жизни детей в семье: осуществление адресной социальной поддержки детям и семьям с детьми, ранняя профилактика семейного неблагополучия, удовлетворение потребностей детей и семей с детьми в оказании психологической помощи в кризисных ситуациях.
 4. Укрепление и развитие сети учреждений, оказывающих социальные, психолого-педагогические, медицинские, иные услуги семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;
реабилитация детей и семей с детьми с ограниченными возможностями.
 5. Организация физкультурно-спортивной работы с населением, оснащение спортивными сооружениями придомовых территорий, совместное использование инфраструктуры коллективами спортивных школ и учреждениями общего образования для проведения занятий с детьми, формирование устойчивых навыков здорового образа жизни

Исполнители мероприятий Программы

Министерство социальной защиты Сахалинской области, министерство здравоохранения Сахалинской области, министерство образования Сахалинской области, министерство культуры Сахалинской области, министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области, агентство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области, агентство государственной службы занятости населения Сахалинской области, агентство записи актов гражданского состояния Сахалинской области, администрации муниципальных образований Сахалинской области, областные и муниципальные учреждения здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры и центры занятости населения

Финансовое обеспечение
 Программы

Программа финансируется из бюджета Сахалинской области. Финансирование предусмотрено в действующих областных целевых программах Сахалинской области.
 Финансовые затраты на реализацию програм мы составят 10995,351 млн. рублей, в том числе:
 - в 2011 году в сумме 1555,843 млн. руб.;

 - в 2012 году в сумме 1862,762 млн. руб.;

 - в 2013 году в сумме 2024,820 млн. руб.;

 - в 2014 году в сумме 2063,632 млн. руб.;

 - в 2015 году в сумме 3488,294 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Обновление (совершенствование) законодательства Сахалинской области в сфере семейной политики.
 2. Повышение статуса семьи в общественном сознании, укрепление нравственных устоев семьи путем вовлечения в общественно-значимые мероприятия.
 3. Обеспечение активного досуга семей с детьми с использованием достижений Сахалинской и мировой культуры, организация работы клубов по интересам, проведение конкурсов, выставок.
 4. 100% диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в стационарных учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.
 5. Создание кабинетов медико-социальной помощи при женских консультациях в районах Сахалинской области.
 6. Максимальное удовлетворение потребностей детей и семей с детьми в оказании срочной помощи в кризисных ситуациях.
 7. Работа "телефона доверия" во всех детских социальных учреждениях и укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания, предоставляющих экстренную психологическую помощь.
 8. 100-процентный охват горячим питанием учащихся 1 - 4 классов и обучающихся в 5 - 11 классах детей из малоимущих семей и детей, находящихся в социально опасном положении, в общеобразовательных школах области.
 9. 100-процентное обеспечение социальными выплатами многодетных семей с детьми, имеющих право на их получение в соответствии с действующим законодательством.
 10. Формирование у детей и подростков из семей, находящихся в социально опасном положении, модели здоровой семьи, установок на здоровый образ жизни и семейные ценности.
 11. Рост уровня информированности молодых семей, детей и подростков в области сохранения и укрепления собственного здоровья.
 12. Увеличение количества массовых спортивных мероприятий для детей и семей с детьми.
 13. Отражение в средствах массовой информации и периодической печати вопросов семейной политики и демографии, деятельности органов исполнительной власти и учреждений социального обслуживания, образования, физкультуры и спорта, культуры, центров занятости населения, активизация работы по социальной рекламе семейной проблематики

Контроль за реализацией
 Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Сахалинской области

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Программа разработана во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 07.01.2011 N Пр-24.

Социальной группой населения, которую предполагается охватить в рамках настоящей Программы, являются проживающие на территории Сахалинской области дети и семьи с детьми.

Неотъемлемой частью государственной социальной политики и приоритетными направлениями социально-экономического развития Сахалинской области являются: поддержка семей с детьми; профилактика социального сиротства; жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья; создание необходимых условий для выявления и поддержки одаренных детей; организация отдыха и оздоровления детей.

Приоритетность решаемой проблемы неоднократно обозначалась в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р, ключевыми направлениями социальной защиты являются укрепление института семьи как основы стабильности общества, создание системы комплексной поддержки семьи и специализированных учреждений социальной помощи семье и детям.

Наиболее предпочтительным инструментарием, обеспечивающим максимальную эффективность координации и управления областными ресурсами и финансами всех уровней в соответствии с обозначенными приоритетами, является программно-целевой метод.

В условиях разграничения полномочий между уровнями власти отдельные нескоординированные меры семейной политики не смогут обеспечить эффективность принимаемых в области мер социальной поддержки семей с детьми, обеспечить полноценную защиту прав и интересов детей. Решение проблем семейной политики программно-целевым методом позволит переходить от политики выживания, проводимой в переходный период развития экономики, к политике семейного благополучия, экономической устойчивости семей, обеспечению их соответствующими современными стандартами качества и уровня жизни.

Реализация программно-целевого метода при организации деятельности по повышению качества жизни детей и семей с детьми, профилактике семейного неблагополучия на ранних этапах позволит максимально эффективно использовать систему координации деятельности органов исполнительной власти Сахалинской области, органов местного самоуправления, общественности.

Поддержка семьи - одно из основных направлений демографической политики.

Анализ демографического и социально-экономического развития Сахалинской области указывает на то, что демографическая обстановка в области продолжает оставаться нестабильной. Достигший пика в 2008 году показатель рождаемости снижается. В 2010 году зарегистрировано 6155 рождений, это на 118 детей (2%) меньше, чем в 2009 году и на 261 ребёнка (4%) меньше, чем в 2008 году (2007 - 6186, 2008 - 6416, 2009 - 6273). Миграционные настроения остаются присущими еще значительной части населения - оно выбирает более комфортные для жизни регионы.

Численность детского населения от 0 до 17 лет по состоянию на 01 января 2011 года составляет 96473 человека (2009 год - 97519 человек). По сравнению с предыдущим годом количество детей уменьшилось на 1046. В структуре численности населения области дети от 0 до 17 лет составляют 18,9% (2009 год - 18,9%, 2008 год - 19,2%). Удельный вес подростков (15 - 17 лет) - 3,1% (2009 год - 3,4%, 2008 год - 3,9%).

В области проводятся различные мероприятия, направленные на укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение семейных традиций и ценностей. Несколько стабилизировалась ситуация с заключением ранних браков. В 2010 году заключили брак 29 несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, то есть на уровне прошлого года. Наметилась положительная динамика снижения числа зарегистрированных разводов. В 2010 году по сравнению с 2009 годом сокращение произошло на 201 (6%) и составило 3124 развода, по сравнению с 2008 годом процент снижения ещё выше - на 322 развода меньше, или на 10%. Количество браков, заключённых в 2010 году, превысило количество разводов в 1,3 раза, (в 2009 году - в 1,5 раза, в 2008 году - в 1,4 раза). Для сохранения и улучшения ситуации работа в этом направлении должна быть продолжена.

В результате целенаправленной деятельности органов и учреждений здравоохранения в Сахалинской области в последнее время улучшились показатели эффективности работы службы родовспоможения и детского здравоохранения. Важной положительной тенденцией демографического развития Сахалинской области в 2010 году является продолжающееся снижение смертности детей в возрасте до 1 года, число которых уменьшилось с 48 в 2008 году до 37 в 2010 году. Коэффициент младенческой смертности снизился в 2010 году до 6,1 на 1000 родившихся живыми.

С 2012 года в Российской Федерации регистрация случаев младенческой смертности будет осуществляться в соответствии с критериями живорождения, рекомендованными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), в связи с чем показатель младенческой смертности увеличится за счет родившихся живыми в сроки беременности 22 - 27 недель и (или) с экстремально низкой массой тела при рождении (500,0 - 999,0 граммов).

Неустойчивым остается показатель заболеваемости детей в возрасте 15 - 17 лет. В 2010 году он увеличился на 11,7% и составил 176876,1 (2009 год - 158714,39). Основными причинами заболеваемости детей являются болезни органов дыхания, пищеварения и опорно-двигательного аппарата.

Целями деятельности органов власти в сфере здравоохранения являются развитие ресурсной базы государственной и муниципальной систем здравоохранения, повышение доступности и качества медицинской помощи населению, обеспечивающих вклад в улучшение демографической ситуации, повышение качества жизни населения области. У населения формируется мотивация на здоровый образ жизни, сохранение репродуктивного здоровья. В 2007 - 2010 годах подготовлены и размещены в эфире 22 телепрограммы и 4 телевизионных проекта по проблемам материнства и детства.

Пропаганда здорового образа жизни, семейных ценностей, ответственности за семью приобретает особое значение. Задача общества - всемерно поддерживать здоровую, как минимум двухдетную, семью. В современных условиях модернизации здравоохранения, направленной на повышение доступности и качества медико-социальной помощи, охрана материнства и детства является одним из приоритетных направлений.

В Сахалинской области последовательно проводится работа по сохранению репродуктивного здоровья населения, профилактике материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Внедряются современные семейно ориентированные перинатальные технологии. Анализ показывает, что если не продолжать действенные инновационные меры в этом направлении, то ситуация может измениться.

С 2009 года в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в Сахалинской области реализуется мероприятие "Дистанционное образование детей-инвалидов", а также комплекс мер в рамках Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", в ходе которой обеспечивается интеграция в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Эти мероприятия имеют выраженную социальную значимость и направлены на расширение доступа к качественному образованию детей, которые в силу особенностей своего здоровья не могут посещать школу и нуждаются в обучении на дому. В Программе нашла свое отражение необходимость обозначения на областном уровне приоритетов в решении проблем семей с детьми, создание благоприятных условий для реализации прав и законных интересов детей, постепенное создание условий, позволяющих обеспечить полноценную интеграцию в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

В целях создания условий для роста рождаемости продолжено решение задач по оказанию социальной помощи и поддержки многодетным, студенческим семьям, поддержки детей из малообеспеченных семей, повышение качества услуг медицинских учреждений, строительство и открытие новых мест в детских садах, содействие в улучшении жилищных условий многодетных и молодых семей.

Необходима ориентация в первую очередь на стимулирование рождения двух и трех детей и, соответственно, на поддержку многодетных семей. Первенцы не решают проблемы воспроизводства населения и обеспечения положительной демографической динамики. Ключевую роль в решении проблемы выхода из демографического кризиса играет рождение третьего ребенка, поэтому рождение и воспитание в семьях вторых и особенно третьих детей должно поддерживаться существенно более значимыми социально-экономическими мерами.

В области ведется целенаправленная работа по социальной поддержке семей с детьми. В целях повышения качества жизни семей с детьми законодательством Сахалинской области предусмотрены различные дополнительные меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета.

Вырос размер социальных пособий и ежемесячных денежных выплат, семьи с детьми активнее стали пользоваться материнским капиталом. Рост размера социальных выплат, сохранение всех социальных гарантий, принимаемые меры государственной социальной поддержки даже в период кризиса привели к уменьшению количества малоимущих семей с детьми и позволили в 2010 году снизить по сравнению с прошлым годом этот показатель на 1628 семей, или на 5,2%.

На учете в органах социальной защиты Сахалинской области состоит около двадцати двух тысяч семей с детьми. Из числа семей, нуждающихся в социальной поддержке: 9247 - неполные (2009 год - 10688, 2008 год - 10575), в них воспитывается 11598 детей (2009 год - 13472, 2008 год - 13438, 2007 год - 14993), 1054 семьи (2009 год - 1213, 2008 год - 1402) воспитывают 1080 детей с ограниченными возможностями здоровья (2009 год - 1252, 2008 год - 1447).

В Сахалинской области проживает более двух тысяч многодетных семей, воспитывающих 7244 ребенка. Удельный вес многодетных малоимущих семей по отношению к общей численности многодетных семей, проживающих в области, составляет более 70%. Выявленная тенденция указывает на то, что по-прежнему большая часть многодетных семей проживает в неблагоприятных финансово-экономических условиях и особенно остро нуждается в социальной поддержке со стороны государства. В связи с этим в Программе предусмотрены мероприятия по выплате областных семейных пособий, увеличение их размера и расширение категорий получателей.

Поддержка семьи - это не только меры материальной помощи, но и оказание семье различных услуг, способствующих повышению ее социального статуса, улучшению психологического самочувствия, охране здоровья матери и ребенка.

В системе социальной защиты населения Сахалинской области функционирует 12 специализированных детских социальных учреждений и автономное учреждение медико-социальной реабилитации для социального обслуживания детского (45 мест) и взрослого (50 мест) населения области. На базе детских социальных учреждений предоставляются различные виды услуг несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и осуществляется психологическая помощь в кризисных ситуациях, социальное сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении. Эти формы работы с семьей требуют своего продолжения и развития.

В Сахалинской области развивается и укрепляется детское и молодежное движение. В образовательных учреждениях создано 130 детских общественных организаций, которые объединяют более 12 тысяч школьников, создана Сахалинская областная ассоциация детских и молодежных общественных организаций и объединений "Содружество", более 17 тысяч школьников проявляли свою гражданскую активность в органах ученического самоуправления. Значительно активизировалась роль детской прессы в жизни образовательных учреждений, проводятся ежегодные конкурсы детской и молодежной прессы, объединяющие детей из различных муниципальных образований области.

Действенным стимулом активности обучающихся в творческой и общественной деятельности является поддержка талантливой молодежи. 231 победитель и призер областных мероприятий получил в 2010 году премию Сахалинской области.

Забота о развитии физической культуры и спорта - важнейшая составляющая социальной политики Сахалинской области, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

В области сложилась система массовых спортивных соревнований. Ежегодно с сентября по май проводятся региональная Спартакиада учащихся, Спартакиада учащихся ГОУ НПО и Спартакиада воспитанников государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 50-й Спартакиаде учащихся Сахалинской области участвовали все муниципальные образования области. В программе Спартакиады предусмотрено 14 зачетных видов спорта: русская лапта, настольный теннис, шахматы, лыжные гонки, волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика, спортивное ориентирование, пешеходный туризм. Ежегодно более 10000 детей являются участниками Спартакиады на разных ее этапах. Спортивные мероприятия должны стать еще более массовыми и активно привлекать к участию детей и семьи с детьми. Для этого нужно организовывать физкультурно-оздоровительную работу по месту жительства, увеличить обеспеченность спортивными сооружениями придомовые территории.

В системе образования Сахалинской области из 37 учреждений дополнительного образования детей 11 - спортивной направленности, в них 17 отделений зимних видов спорта по горным лыжам, хоккею, лыжным гонкам. Занимаются в них 1300 детей. Во всех детско-юношеских спортивных школах имеются лыжные базы, укомплектованные современным спортивным инвентарем. 90% общеобразовательных учреждений имеют оборудованные спортивные залы, спортивные площадки, в 50% учреждений имеются футбольные поля и лыжные базы. В связи с этим необходимо продолжить практику совместного использования спортивной инфраструктуры коллективами спортивных школ и учреждениями общего и профессионального образования для проведения занятий с детьми, подростками и молодежью.

В рамках совершенствования законодательства Сахалинской области должны быть разработаны и приняты в соответствии с законодательством Российской Федерации законы Сахалинской области, нормативные правовые акты Правительства Сахалинской области и органов исполнительной власти Сахалинской области, предусматривающие правовые нормы и направленные на своевременное правовое обеспечение реализации предусмотренных Программой мероприятий.

Предлагаемыми мероприятиями Программы в 2011 - 2015 годах будет продолжена активная работа по укреплению социального статуса семьи, пропаганде здорового образа жизни, созданию условий для активных занятий физкультурой и спортом, внедрению развивающих и спортивных программ для детей младшего возраста, в том числе и по месту жительства, использование спортивной инфраструктуры коллективами спортивных школ и учреждений общего и профессионального образования для проведения занятий с детьми, подростками и молодежью, социальной поддержке семей с детьми, удовлетворению потребностей детей и семей с детьми в оказании срочной помощи в кризисных ситуациях, укреплению материально-технической базы социальных учреждений, предоставляющих различные услуги семьям с детьми и населению Сахалинской области.

В приложении N 1 к настоящей Программе нашли отражение мероприятия, которые будут способствовать повышению качества жизни семей с детьми, формированию активной жизненной позиции, ответственного родительства, снижению риска социального сиротства через комплекс мер, направленных на социальную поддержку детей и семей с детьми, проведение культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, правовой всеобуч, расширение информационного поля.

Принятие Программы будет способствовать дальнейшей реализации государственной семейной политики в решении проблем семьи, материнства и детства, послужит основой для создания более эффективной и доступной системы оказания помощи детям и семьям с детьми.

2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы

Целями Программы являются формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни детей и семей с детьми в Сахалинской области и формирование разноуровневого межотраслевого механизма оказания семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, своевременной эффективной и профессиональной помощи, обеспечивающей благоприятные условия воспитания и развития детей.

Поставленные цели достижимы при решении следующих задач:

- укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений;

- создание условий для сохранения репродуктивного здоровья населения Сахалинской области;

- разработка комплекса мер, способствующих повышению качества жизни детей и семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и снижению доли нуждающихся в социальной защите;

- обеспечение мер, стимулирующих рождение детей;

- оказание своевременной адресной социальной помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;