Недействующий

Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Содействие занятости населения Сахалинской области" (с изменениями на 26 декабря 2023 года)



2. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы


Подпрограмма разработана во исполнение Указа, ее разработка обусловлена потребностью Сахалинской области в дополнительных трудовых ресурсах и нормализации демографической ситуации.


По данным Росстата в 2014 году среднегодовая численность постоянного населения Сахалинской области составила 489,7 тыс. человек. По состоянию на 1 января 2019 года численность населения Сахалинской области по сравнению с аналогичной датой 2018 года снизилась на 0,5 тыс. человек (на 0,1%) и составила 489,6 тыс. человек.


Современная демографическая ситуация в Сахалинской области обусловлена социально-экономическими процессами, происходящими в регионе, реализацией федеральных и региональных проектов, в том числе: созданием территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток; внедрением уникального механизма поддержки инвестиционных проектов; бесплатным предоставлением земельных участков на Дальнем Востоке гражданам Российской Федерации; обеспечением комплексного социально-экономического развития региона путем реализации мероприятий специальных разделов по опережающему развитию Дальнего Востока в рамках областных и федеральных государственных программ; комплексным развитием Курильских островов Сахалинской области.


Миграционный отток населения на протяжении последних 25 лет был основной причиной сокращения численности региона (максимальный отток отмечен в 1994 и 1995 годах - 21 и 20 тыс. человек соответственно). Миграционные потери обусловлены причинами личного, семейного характера, продолжающимся процессом переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.


Миграционный отток за 2018 год составил 324 человека. По итогам 2017 года зафиксирован миграционный прирост населения в количестве 2373 человек.


Естественный прирост населения фиксируется начиная с 2014 года (с 1993 по 2013 год - смертность ежегодно превышала рождаемость).


Однако уменьшение числа женщин детородного возраста (последствие спада рождаемости в 1990-х годах) оказало влияние на рождаемость населения. В результате по итогам 2018 года естественная убыль населения составила 219 человек.


Кроме того, коэффициент рождаемости в 2018 году на 1000 населения снизился до 12,2 против 13,0 в 2017 году.


В 2018 году отмечается увеличение коэффициента смертности до 12,7 умерших в расчете на 1000 населения против 12,0 в 2017 году.


Предпосылками высокого уровня смертности является процесс старения населения, а также высокий уровень смертности среди лиц трудоспособного возраста вследствие несчастных случаев, травм, отравлений и т.д. По причинам смерти первое место занимают болезни органов кровообращения, на втором - новообразования и несчастные случаи.


Одной из приоритетных сфер деятельности Правительства Сахалинской области является работа по поддержке семей, материнства и детства.


К мерам социальной поддержки семьи и детей, предоставляемым в денежной форме, относятся: единовременная социальная помощь на выплату ипотечного жилищного кредита (при рождении второго ребенка); ежемесячное пособие на ребенка малоимущим семьям; ежемесячная денежная выплата на каждого ребенка из многодетной семьи; единовременная денежная выплата при одновременном рождении трех и более детей; единовременная социальная помощь при рождении ребенка и ежемесячная социальная помощь студенческим семьям и др. В регионе сохранен социальный пакет мер, предоставляемых различным категориям семей без учета их доходов.


Начиная с 2014 года средства областного материнского (семейного) капитала могут быть направлены на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), получение платных медицинских услуг.


Позитивное влияние на состояние рынка труда Сахалинской области оказывают: положительная динамика по основным макроэкономическим показателям, осуществление инвестиционной деятельности в различных отраслях региональной экономики, выполнение мероприятий областных и федеральных государственных программ, а также осуществление мер, направленных на эффективное использование трудовых ресурсов.