Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2013 года N 50-пп

О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 16.10.2012 N 608-пп

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании Постановления Правительства Тверской области от 30.12.2016 N 460-пп.
____________________________________________________________________

Правительство Тверской области постановляет:

1. Внести в государственную программу Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы, утвержденную постановлением Правительства Тверской области от 16.10.2012 N 608-пп "О государственной программе Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы", изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, подлежит официальному опубликованию и размещению на сайте Министерства сельского хозяйства Тверской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2013.

Губернатор области А.В. Шевелев


Приложение
к постановлению Правительства
Тверской области
от 19.02.2013 N 50-пп


"Приложение

к постановлению Правительства

Тверской области

от 16.10.2012 N 608-пп

Государственная программа Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы

Паспорт Государственной программы Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы


Наименование программы

Государственная программа Тверской области  "Сельское хозяйство Тверской области"  на 2013 - 2018 годы (далее - Программа)

Главный администратор программы

Министерство сельского хозяйства Тверской области

Администратор  программы

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области

Срок реализации программы

2013 - 2018 годы

Цели программы

Повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса Тверской области на внутреннем  рынке.
 Устойчивое развитие сельских территорий

Подпрограммы

Подпрограмма 1 "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства".
 Подпрограмма 2. "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства".
 Подпрограмма 3 "Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе".
 Подпрограмма 4 "Социальное развитие села Тверской области".
 Подпрограмма 5 "Создание общих условий функционирования сельского хозяйства Тверской области".
 Подпрограмма 6 "Обеспечивающая подпрограмма"

Ожидаемые результаты реализации программы

В результате реализации программы к 2018 году будут достигнуты следующие показатели, характеризующие состояние отрасли АПК в регионе:
 индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий  (в сопоставимых ценах) - увеличение до 121,7% к уровню 2012 года;

 индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - увеличение до 109,2% к уровню  2012 года;

 индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - увеличение до 131,7% к уровню  2012 года;

 индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства - увеличение до 134,0% к уровню 2012 года;

 рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий - увеличение до 10,6%;

 уровень газификации домов (квартир) сетевым газом - 33%;

 уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой - 37,6%;

 ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности -  21 840,0 тыс. кв. м.

Объемы и источники финансирования программы по годам ее реализации  в разрезе подпрограмм

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств областного бюджета Тверской области составляет 3 453 167,3 тыс. руб., в том числе на реализацию:
 подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" -  327 431,4 тыс. руб.:
 в 2013 году -  53169,4 тыс. руб.;

 в 2014 году -  53196,4 тыс. руб.;

 в 2015 году -  55266,4 тыс. руб.;

 в 2016 году -  55266,4 тыс. руб.;

 в 2017 году -  55266,4 тыс. руб.;

 в 2018 году -  55266,4 тыс. руб.;

   подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" -  1 712 989,2 тыс. руб.:
 в 2013 году -  286900,7 тыс. руб.;

 в 2014 году -  286873,7 тыс. руб.;

 в 2015 году -  284803,7 тыс. руб.;

 в 2016 году -  284803,7 тыс. руб.;

 в 2017 году -  284803,7 тыс. руб.;

 в 2018 году -  284803,7 тыс. руб.;

   подпрограммы "Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе" -  34 542,0 тыс. руб.:
 в 2013 году -  5 757,0 тыс. руб.;

 в 2014 году -  5 757,0 тыс. руб.;

 в 2015 году -  5 757,0 тыс. руб.;

 в 2016 году -  5 757,0  тыс. руб.;

 в 2017 году -  5 757,0 тыс. руб.;

 в 2018 году -  5 757,0 тыс. руб.;

   подпрограммы "Социальное развитие села Тверской области" - 197 934,2 тыс. руб.:
 в 2013 году -  40624,2 тыс. руб.;

 в 2014 году -  31462,0 тыс. руб.;

 в 2015 году -  31462,0 тыс. руб.;

 в 2016 году -  31462,0 тыс. руб.;

 в 2017 году -  31462,0 тыс. руб.;

 в 2018 году -  31462,0 тыс. руб.;

   подпрограммы "Создание общих условий функционирования сельского хозяйства Тверской области"  -  834 314,3 тыс. руб.:
 в 2013 году -  135956,3 тыс. руб.;

 в 2014 году -  139671,6 тыс. руб.;

 в 2015 году - 139671,6 тыс. руб.;

 в 2016 году - 139671,6 тыс. руб.;

 в 2017 году - 139671,6 тыс. руб.;

 в 2018 году - 139671,6 тыс. руб.;

   обеспечивающей подпрограммы -  345 956,2 тыс. руб.:
 в 2013 году -  57 823,2 тыс. руб.;

 в 2014 году -  57 626,6 тыс. руб.;

 в 2015 году -  57 626,6 тыс. руб.;

 в 2016 году -  57 626,6 тыс. руб.;

 в 2017 году -  57 626,6 тыс. руб.;

 в 2018 году -  57 626,6 тыс. руб.;

   Объем ресурсного обеспечения реализации Программы за счет средств областного бюджета Тверской области по годам составит:
 в 2013 году -  580 230,8 тыс. руб.;

 в 2014 году -  574 587,3 тыс. руб.;

 в 2015 году -  574 587,3 тыс. руб.;

 в 2016 году -  574 587,3 тыс. руб.;

 в 2017 году -  574 587,3 тыс. руб.;

 в 2018 году -  574 587,3 тыс. руб.

Раздел I Общая характеристика сферы реализации государственной программы


1. Государственная программа Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и постановлением Правительства Тверской области от 24.09.2012 N 545-пп "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Тверской области".

2. Приоритетами Программы являются повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса Тверской области на внутреннем рынке и устойчивое развитие сельских территорий. Программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства Тверской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий Программы и показатели их результативности.

3. Агропромышленный комплекс (далее - АПК) и его базовая отрасль – сельское хозяйство являются одними из основных секторов экономики Тверской области, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий Тверской области. В Тверской области имеется достаточно высокий производственный и ресурсный потенциал для развития сельского хозяйства.

4. За последние годы во многом благодаря государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей в рамках реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Государственная поддержка развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Тверской области на 2009 - 2014 годы", утвержденной постановлением Администрации Тверской области от 01.09.2008 N 287-па, региону удалось достичь ряда положительных результатов в развитии сельского хозяйства.

5. За период 2008 - 2010 годов, несмотря на неблагоприятный по погодным условиям 2010 год, наблюдался ежегодный рост объемов производства валовой продукции сельского хозяйства (в фактических ценах) в среднем на 10%. В 2011 году объем производства сельскохозяйственной продукции в регионе составил 24,75 млрд руб., что выше уровня 2010 года на 31,9% (объем производства валовой продукции 2010 года - 18,96 млрд руб.). Производство продукции растениеводства в 2011 году к уровню 2010 года увеличилось на 70,4%, производство продукции животноводства возросло на 12,2%. Доля продукции животноводства в общем объеме продукции сельского хозяйства региона занимает 59,5%, растениеводства – 40,5%.

6. Актуальным для Тверской области является вопрос расширения объемов посевных площадей за счет ввода в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель. Начиная с 2008 года в хозяйствах всех категорий Тверской области удалось сохранить тенденцию увеличения посевных площадей: если в 2008 году объем посевных площадей в хозяйствах всех категорий составлял 571,6 тыс. га, то в 2009 году - 617,6 тыс. га, в 2010 году – 633,2 тыс. га, в 2011 году – 652,4 тыс. га. Таким образом, за четыре года в сельскохозяйственный оборот введено неиспользуемых пахотных земель в объеме 80,8 тыс. га. Следует отметить, что в последние годы в Тверской области сельхозтоваропроизводителями под посев сельскохозяйственных культур фактически используется только 48,0% площадей пашни, площадь которой составляет 1 374,6 тыс. га.

7. Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, ежегодно составляет 16%. Использование на посев семян высших репродукций позволяет получить более высокую урожайность сельскохозяйственных культур без дополнительных затрат, увеличить валовое производство сельскохозяйственных культур, обеспечить животноводство кормами, перерабатывающую промышленность сырьем и в целом укрепить экономику региона.

8. Тверская область, которая многие десятилетия была лидером по посевным площадям и производству льноволокна в России, продолжает оставаться в числе крупнейших льносеющих регионов. На региональном уровне уделяется большое внимание развитию льноводства, принимаются все возможные меры для того, чтобы сохранить льняной комплекс и обеспечить его дальнейшее развитие.

9. Ведущую роль в сельскохозяйственном производстве Тверской области играет животноводство, оставаясь решающей составляющей финансовой устойчивости абсолютного большинства сельхозпредприятий.

10. В последние годы за счет реализации в регионе крупных инвестиционных проектов, одними из самых быстро развивающихся подотрослей животноводства является птицеводство и свиноводство. За 2008 - 2011 годы во всех категориях хозяйств поголовье птицы увеличилось на 30% и в 2011 году составило 3 137,1 тыс. голов, поголовье свиней увеличилось в 1,9 раза и в 2011 году составило 211,0 тыс. голов. За период 2008 - 2011 годов объем производства мяса скота и птицы (на убой в живом весе) увеличился в 1,5 раза и составил в 2011 году - 109,4 тыс. тонн (2007 год - 71,2 тыс. тонн).

11. В 2012 году на территории Тверской области сложилась неблагоприятная эпизоотическая обстановка в связи с распространением африканской чумы свиней (далее - АЧС). Всего по области было зарегистрировано 19 очагов АЧС среди домашней свиньи. В очагах АЧС и первой угрожаемой зоне уничтожено полностью и отчуждено в общей сложности 36 тыс. голов свиней. В основном пострадали личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства. Учитывая последствия АЧС, поголовье свиней в 2012 году сократилось на 11,0% к уровню 2011 года.

12. На протяжении пяти последних лет производство мяса птицы удерживает лидирующие позиции. По итогам 2011 года его доля в объеме мясных ресурсов региона составила 46,6% в убойном весе, удельный вес говядины в мясном потенциале области составил 16,5%, доля свинины - 35,9%. В сельхозпредприятиях региона концентрируется 86,5% производства скота и птицы, на долю крестьянских (фермерских) хозяйств приходится 2,6% от общего объема производства, на хозяйства населения 10,9%.

13. Наряду со скороспелыми отраслями - свиноводством и бройлерным птицеводством формируется специализированное мясное скотоводство.

14. В отрасли животноводства актуальными вопросами являются снижение поголовья крупного рогатого скота (далее - КРС) и, как следствие, сокращение объемов производства молока во всех категориях хозяйств. Начиная с 2009 года ежегодное сокращение объемов производства молока составляет порядка 9%, сокращение поголовья КРС около 8%. Это связано с перепрофилированием сельскохозяйственного производства области на скороспелые отрасли животноводства, такие, как свиноводство и птицеводство, что привело к изменению структуры поголовья сельскохозяйственных животных.

15. Многие достижения в отрасли АПК Тверской области стали возможны за счет реализации инвестиционных проектов, реализация которых в большинстве своем осуществляется с привлечением кредитных ресурсов. Немалое значение уделяется снижению нагрузки на сельхозтоваропроизводителей при привлечении ими кредитных средств на развитие сельского хозяйства Тверской области. Объем субсидируемых кредитов в 2012 году увеличился к уровню 2007 года в 2,3 раза.

16. Активно пользуются привлечением кредитов и малые формы хозяйствования (далее - МФХ). Объем субсидируемых кредитных ресурсов, привлеченных личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в 2012 году увеличился к уровню 2007 года в 1,3 раза. Крестьянские (фермерские) хозяйства пользуются всеми видами господдержки наравне с другими сельхозтоваропроизводителями области.

17. Вклад МФХ в общий объем производства продукции сельского хозяйства региона составляет 47% (доля продукции растениеводства, произведенной МФХ, составляет - 71,8%, продукции животноводства – 30,1%).

18. Одним из приоритетов комплексного развития АПК Тверской области по-прежнему является создание условий для комфортного проживания граждан на селе. Тверская область принимает участие в реализации большинства мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 (улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов; развитие газификации и водоснабжения в сельской местности). Всего за 2008 - 2011 годы введено и приобретено жилья 43,5 тыс. кв. м, введено в эксплуатацию 194,08 км газораспределительных и газовых сетей, 56,57 км водопроводных сетей. Это делает более комфортной и привлекательной жизнь на селе и создает условия для привлечения и закрепления молодежи для работы в сельскохозяйственной отрасли.

19. Привлекать молодежь на село также помогает реализация с 2004 года закона Тверской области от 10.01.2003 N 03-ЗО "О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств Тверской области", предусматривающего дополнительные выплаты молодым специалистам. За период действия закона в сельскохозяйственные организации Тверской области трудоустроилось 760 молодых специалистов. Доля трудоустроенных молодых специалистов с высшим образованием составляет 43,5%, со средним профессиональным образованием - 49%, с начальным профессиональным образованием – 7,4%.

20. Для сельхозтоваропроизводителей региона самым насущным является вопрос хранения, переработки и сбыта продукции. Именно отсутствие сбыта по приемлемой цене не дает возможности нормального функционирования и дальнейшего развития сельхозпроизводства.

21. С целью решения вопроса организации сбыта произведенной сельхозпродукции в Тверской области регулярно проводятся ярмарки выходного дня, на которых сельхозтоваропроизводители получают возможность реализовать свою продукцию без посредников. Предоставление торговых мест на ярмарках осуществляется в упрощенном порядке и бесплатно. Однако данной меры недостаточно, для того чтобы обеспечить реализацию продукции в полном объеме по приемлемым для сельхозтоваропроизводителей ценам.

22. Несмотря на отдельные положительные достижения, в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли:

а) высокая изношенность производственных фондов из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию;

б) низкие инвестиционные возможности в аграрном секторе;

в) проблемы сбыта сельскохозяйственной продукции;

г) ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

д) утрата почвенного плодородия, выведение из сельскохозяйственного оборота значительных пахотных площадей, сокращение внесения органических и минеральных удобрений;

е) медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи;

ж) сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности и низкий уровень оплаты труда работников, занятых в сельскохозяйственном производстве.

23. С учетом текущего состояния агропромышленного комплекса Тверской области, его потенциальных возможностей и перспектив развития, необходимо выделить ряд основных направлений:

а) развитие молочно-мясного животноводства, включая производство молока и мяса и продуктов их переработки;

б) развитие льноводства, включая его глубокую переработку и производство конечной продукции из льна;

в) развитие овощеводства, выращивание овощей, включая организацию их хранения и дистрибуции;

г) развитие сельскохозяйственной кооперации;

д) стимулирование развития малых форм хозяйствования.

24. Развитие каждого из вышеназванных направлений предполагает проведение мероприятий, направленных на внедрение и использование передовых технологий и полную вертикальную интеграцию производства, с включением в производственную кооперацию существующих сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области, тем самым обеспечивая общий эффект синергии и масштабного развития.

25. С целью решения системных проблем отрасли через решение проблемы сбыта сельскохозяйственной продукции в регионе необходима реализация мероприятий региональной целевой программы "Развитие переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в Тверской области на 2013 - 2014 годы".

26. Основные задачи, реализуемые в рамках развития производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, заключаются в создании благоприятной инвестиционной, инфраструктурной, маркетинговой и научно-образовательной среды, позволяющей:

а) привлечь инвестиции на создание новых, реконструкцию, капитальный ремонт и модернизацию действующих мощностей по производству и углубленной переработке сельскохозяйственной продукции;

б) создать эффективную товаропроводящую среду, в том числе оптово-розничные сбытовые площадки, провести комплекс мероприятий по брендованию, патентно-сертификатной, аккредитационной и лицензионной защите продукции сельхозтоваропроизводителей Тверской области;

в) обеспечить кооперацию и консолидацию сельхозтоваропроизводителей Тверской области, посредством стимулирования создания производственных, снабженческих и сбытовых кооперативов;

г) обеспечить повышение конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области, в том числе через снижение себестоимости производства продукции за счет снижения логистических издержек, эффекта масштаба производства, внедрения прогрессивных ресурсосберегающих технологий и новейших научных достижений;

д) обеспечить привлечение в отрасль высококвалифицированных кадров, в том числе через задействование научно-образовательной среды, создание надлежащих социально-бытовых условий для специалистов и их семей.

27. Оператором данного кластера будет являться специально созданное открытое акционерное общество "Корпорация развития сельского хозяйства Тверской области" со 100% участием области.

28. В целях снижения негативного влияния проблем, решение которых относится к компетенции Министерства сельского хозяйства Тверской области, а также, учитывая вышеуказанные направления развития, необходимо решить следующие задачи:

а) проводить мероприятия по повышению плодородия почв и вовлечению неиспользуемых земель сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственный оборот;

б) создать условия для развития приоритетных подотраслей растениеводства, племенного животноводства, мясного и молочного скотоводства;

в) обеспечить государственную поддержку крестьянским (фермерским) хозяйствам;

г) повысить доступность кредитов;

д) создать условия для обновления парка сельскохозяйственной техники и технологической модернизации основных фондов в сельском хозяйстве;

е) обеспечить улучшение жилищных условий в сельской местности и привлечение молодых специалистов для работы на селе.