Региональная целевая программа "Старшее поколение" введена в действие Постановлением Губернатора области от 30.06.98 г. N 445 во исполнение Указа Президента Российской федерации от 13.06.96 г. N 883 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 г.г." и Постановления Правительства РФ от 28.08.97 г. N 1090 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 г.". Вследствие недостаточности финансовых средств в областном бюджете программа была отозвана.
Постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 г. N 706 программа "Старшее поколение" продлена на 2001 г. Областная программа "Старшее поколение" на 2001 г. утверждена постановлением Губернатора области от 17.07.00 г. N 332.
Принятие программы на 2002 г. имеет важнейшее значение для всей системы социальной защиты населения области, так как она определяет основные, наиболее актуальные направления развития отрасли, обусловленные продолжающимся увеличением численности пожилых граждан, обострением проблем их жизнеобеспечения.
В настоящее время в области действует сеть многообразных по форме учреждений по работе с пожилыми, в которую входят:
- 13 домов - интернатов на 4313 мест;
- 16 центров социального обслуживания населения;
- 5 отделений дневного пребывания на 111 мест;
- 92 отделения социальной помощи на дому, обслуживающих 8619 пожилых граждан;
- 23 отделения срочной социальной помощи;
- 17 домов милосердия на 310 мест.
Действующие формы социальной защиты населения требуют постоянного развития и совершенствования. За истекший год в области открыты 2 отделения социальной помощи на дому, отделение срочной социальной помощи, введены 5 муниципальных домов милосердия малой вместимости. Принятой на 2001 г. программой "Старшее поколение" предусмотрено открытие 2 отделений дневного пребывания на 40 мест, 3 специализированных отделений медико - социальной помощи пожилым гражданам, 7 домов милосердия на 175 мест.
Целью программы на 2002 г. являются:
- расширение сферы действия социальной защиты населения путем развития нестационарных форм обслуживания, требующих наименьших затрат;
- укрепление материально - технической базы действующих стационарных учреждений социального обслуживания;
- развитие материальной базы, улучшение оснащенности транспортом, технологическим и медицинским оборудованием муниципальных учреждений социального обслуживания;
- привлечение внимания к проблемам пожилых людей юридических лиц всех форм собственности посредством проведения общественных акций;
- выделение принципиально нового концептуального направления деятельности всех органов и структур, общественных организаций, взаимосвязанных с учреждениями и органами социальной защиты населения;
- комплексная работа социо - культурного направления.
Актуальность программы "Старшее поколение" подтверждается ее действием на федеральном уровне: в 1999 - 2000 г.г. учреждения социальной защиты населения получили по линии Министерства труда и социального развития РФ оборудование на сумму 980 тыс. руб., две единицы автотранспортных средств. Действие федеральной программы пролонгировано на текущий год. Принятие областной программы "Старшее поколение" предопределяет возможность включения объектов социальной защиты населения в федеральную программу 2002 года, что является одной из задач управления.
Начальник Управления
социальной защиты населения
администрации Тверской области В.Н.ДАНИЛОВ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
К числу основных причин, вызвавших необходимость пролонгирования региональной целевой программы "Старшее поколение", относятся:
- падение жизненного уровня населения в целом, в том числе и нетрудоспособного. Основная масса населения в силу объективных причин не может заработать на достойное существование. Жесткие требования рыночной экономики к самообеспечению личности приводят к тому, что трудоспособные члены семьи не могут предоставить должный уровень ухода за пожилыми и больными людьми, в особенности за теми из них, кто утратил возможность к самообслуживанию и нуждается в посторонней помощи, надзоре или уходе. Стоимость "потребительской корзины" высока и рост ее продолжается.
Возрастает численность лиц с доходами ниже прожиточного минимума: в 1995 г. она составляла 30,6 % от общей численности населения Тверской области, в 1996 г. - 28,8 %, 1997 г. - 27,9 %, 1998 г. - 37,6 %, 1999 г. - 68,7 %. На 1 января 2001 г. численность этой категории составила 614,2 тыс. чел. из общей численности населения области 1575,0 тыс. чел. Сохраняется низкий уровень пенсионного обеспечения, не позволяющий в полной мере удовлетворять основные жизненные потребности. На фоне общего роста цен на основные продукты питания растет также стоимость медикаментов, получают все большее распространение платные медицинские услуги, возрастает стоимость коммунальных платежей. На фоне общего спада жизненного уровня разрушаются многие этические, моральные понятия и принципы, в том числе и в сфере семейных отношений. Наблюдается процесс распада семейных связей и в отношении пожилых. Не являются ценностными обязанности детей по содержанию своих престарелых родителей. Пожилые и больные люди зачастую остаются беспомощными, выброшенными за пределы семьи. Увеличивается численность маргинальных слоев населения. Значительно возросло число лиц, не способных адаптироваться к новым жизненным условиям, утративших социальные связи и жилье, - граждан без определенного места жительства, беженцев, вынужденных переселенцев.
2002 - 2006 годы будут характеризоваться дальнейшим увеличением численности пожилых людей и снижением численности трудоспособного населения. В связи этим многообразие и сложность социальных проблем, обусловленных старением населения области, имеют долгосрочный характер.