Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИНДУСТРИАЛЬНОГО ДОМОСТРОЕНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 16.12.2014)

Раздел VI. Оценка рисков

Реализация Программы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.

Макроэкономические риски относятся к группе внешних рисков. Влияние макроэкономических рисков на возможность реализации Программы значительно, что связано с последствиями мирового финансового кризиса, негативно влияющего на экономику Российской Федерации.

Ухудшение макроэкономической ситуации может привести к дальнейшему снижению объемов вложения инвестиций в экономику в целом, одним из последствий которого будет уменьшение объемов строительства в стране. Начавшийся во второй половине 2008 года финансово-экономический кризис в Российской Федерации уже привел к значительному падению доходов населения. Прямым ее последствием стало снижение спроса населения на жилье в связи с уменьшением платежеспособности населения, уменьшение объемов строительства и соответственно снижение производства строительных материалов, а также неснижающиеся цены на жилье.

Не меньшую роль в снижении объемов строительства играет финансовое положение строительных организаций. В настоящее время почти все компании Тверской области испытывают большие трудности в оборотных средствах в связи с ограниченностью доступа к кредитному финансированию строительства.

В целом с учетом имеющегося в настоящее время высокого уровня износа основных средств производства, в случае резкого повышения потребности в строительных материалах в краткосрочной перспективе, может сформироваться дефицит продукции отечественного производства, который станет препятствием для роста темпов капитального строительства и ремонтных работ.

В случае реализации наиболее благоприятного сценария развития экономики страны, при росте объемов инвестиций в строительство и в производство строительных материалов следует ожидать повышения цен на услуги естественных монополий и, как следствие, повышения себестоимости возводимого жилья при слабо развитой конкурентоспособности на внутреннем рынке жилья.

После вступления Российской Федерации в ВТО может усилиться риск, связанный с возрастающей экспансией импортных строительных материалов на внутреннем рынке. Это связано не только с тем, что в развитых странах низкая себестоимость производства строительных материалов обусловлена использованием современного технологического оборудования, но и с возможным снижением потребления данного вида строительного материала в данном регионе, т.е. с диверсификацией сбыта.

Наиболее существенное влияние на эффективность реализации Программы оказывают внутренние риски, непосредственно связанные с реализацией мероприятий, обеспечивающих достижение целевых показателей. В числе внутренних рисков, непосредственно связанных с реализацией Программы, следует выделить инновационно-технологический риск - риск инновационной деятельности, который проявляется в неблагоприятном осуществлении процесса модернизации производств отрасли, строительства новых предприятий.

Одним из факторов этого риска является неготовность бизнеса к модернизации производственных мощностей по причине ее капиталоемкости и слабо развитой конкурентоспособности на внутреннем рынке строительных материалов и жилья.

Для нейтрализации данных рисков необходимо следовать политике формирования инновационных территориальных кластеров в строительной отрасли, в рамках которых реализуется деятельность объединений предприятий и исследовательских лабораторий в целях достижения эффекта по осуществляемым проектам.

Производственный риск - это в первую очередь риски технического состояния производства, испытательного и опытного оборудования. В настоящее время высок износ основных фондов отрасли. Ухудшение технического состояния предприятий отрасли может привести к возрастанию вероятности техногенных аварий.

Кроме того, организационная компонента производственных рисков формируется под влиянием недостатков в снабжении отечественным высокоэффективным оборудованием из-за отсутствия производства в Российской Федерации.

Коммерческий риск - это риски, связанные с падением и неустойчивостью спроса на конкретную продукцию, и риски невыполнения обязательств по коммерческим сделкам.

В условиях экономического роста возрастает риск, связанный со слабой конкурентоспособностью выпускаемой продукции и усилением монополизации на внутреннем рынке строительных материалов.

В случае недостаточно оперативного изменения законодательных норм на федеральном и региональном уровнях, обеспечивающих интенсивное развитие строительной отрасли и промышленности строительных материалов, возможно усиление целого ряда законодательных рисков, существенно влияющих на положительные результаты выполнения Программы.

Негативным фактором является отсутствие должного взаимодействия руководителей предприятий с исполнительными органами государственной власти области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.

Отсутствие достаточных мощностей объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для обеспечения бесперебойной работы предприятий и перевозки стройматериалов может являться серьезным ограничением при реализации инновационного сценария реализации Программы. Для нейтрализации данного риска следует планировать реализацию инвестиционных проектов в отрасли в общей увязке с инфраструктурным развитием территорий, размещением новых предприятий.

В краткосрочной перспективе в условиях кризиса и в связи с сокращением объемов производства, многие предприятия вынуждены переходить на режим неполной рабочей недели, проводить реорганизационные мероприятия с последующим высвобождением и сокращением основного и вспомогательного персонала.

Способы реагирования на отдельные виды рисков определяются в процессе мониторинга реализации Программы, осуществляемого ежеквартально по итогам работы предприятий промышленности строительных материалов.