Год | Всего, чел. | Намерены продолжить обучение, чел. | Подлежат призыву в Вооруженные силы Российской Федерации, чел. | Трудоустроены, чел. | Не определились с трудоустройством, чел. | Планируют уйти в отпуск по уходу за ребенком, чел. |
2010 | 4606 | 1059 (23%) | 949 (21%) | 2247 (49%) | 211 (4%) | 140 (3%) |
2011 | 3673 | 740 (20%) | 769 (22%) | 1753 (48%) | 317 (8%) | 94 (2%) |
2012 | 3209 | 494 (15%) | 854 (27%) | 1555 (49%) | 190 (6%) | 116 (3%) |
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 755-р утвержден перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации.
При этом на региональном уровне перечень образовательных программ среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Тверской области, не определен.
На основании вышеизложенного необходимо:
- определить приоритетные направления развития экономики Тверской области;
- создать систему прогноза потребности в кадрах на краткосрочную и среднесрочную перспективы;
- изменить процедуры формирования заказа на обучение кадров по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения для экономики с учетом региональной специфики.
5. Несоответствие материально-технической базы требованиям подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Материально-техническая база организаций профессионального образования Тверской области находится в состоянии, не соответствующем требованиям, предъявляемым к подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Уровень износа основных фондов составляет 50 - 70%. По оценкам работодателей, техническое оборудование, используемое в учебном процессе, физически и морально устарело.
6. Сетевая организация образовательных ресурсов.
Сетевая организация образовательных ресурсов, в рамках которой происходит совместное использование различных ресурсов, имеющихся в отдельных организациях профессионального образования Тверской области, другими учебными организациями на основе взаимовыгодных соглашений, выступает одним из стратегических решений в рамках модернизации систем профессионального образования Тверской области.
Сетевая организация образовательных ресурсов предполагает сконцентрировать уникальные образовательные ресурсы в ряде организаций профессионального образования Тверской области; управленческими решениями обеспечить использование ресурсов, сосредоточенных в одной из организаций профессионального образования Тверской области, другими учебными организациями (сетевое взаимодействие).
Для организаций среднего профессионального образования Тверской области, реализующих программы технического профиля, сетевой принцип организации образовательных ресурсов наиболее актуален, так как техническое образование является одним из наиболее затратных (особенно при подготовке высококвалифицированных рабочих), что связано с дорогостоящим материально-техническим оснащением (в виде станочного оборудования, лабораторных комплексов, расходных материалов).
Начиная с 2006 года с целью усиления взаимодействия однопрофильных организаций профессионального образования, повышения качества профессионального обучения, проведения маркетинговых исследований на рынке образовательных услуг и рынке труда, развития социального партнерства с предприятиями и организациями Тверской области на базе 7 образовательных организаций профессионального образования открыты структурные подразделения - региональные ресурсные центры (далее - РРЦ).
Коллективного использования эксклюзивных и дорогостоящих ресурсов, сосредоточенных в организациях среднего профессионального образования, на базе которых открыты РРЦ, не произошло. Неэффективно территориальное расположение созданных РРЦ: 5 из 7 из них находятся в городе Твери, один рядом с г. Тверь (г. Кимры), что существенно затрудняет реализацию сетевой формы взаимодействия организаций профессионального образования Тверской области.
Для развития сетевой формы взаимодействия организаций профессионального образования Тверской области необходимо институциональное закрепление статуса РРЦ; формирование новой сети РРЦ; обновление материально-технической базы РРЦ.
7. Развитие кадрового потенциала.
В системе профессионального образования ощущается острая нехватка мастеров производственного обучения с высшим профессиональным образованием и преподавателей специальных дисциплин, что обусловлено низкой заработной платой инженерно-педагогических работников. Средний возраст работников организаций профессионального образования Тверской области составляет 50 лет. Отсутствуют возможности для повышения профессиональной квалификации инженерно-педагогического персонала системы профессионального образования Тверской области. Работодатели не заинтересованы в привлечении своих кадров для участия в реализации образовательного процесса и предоставления базы для повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения.
Необходимо изменить систему повышения квалификации инженерно-педагогического персонала, систему стимулирования труда работников организаций профессионального образования.
Описанные проблемы не позволяют считать систему профессионального образования ресурсом развития экономики тверского региона.
Выявленные проблемы требуют преобразования системы профессионального образования Тверской области в ресурс кадрового обеспечения социально-экономического развития тверского региона путем введения организационно-финансовых и экономических механизмов управления деятельностью системы профессионального образования Тверской области, консолидации ресурсов для улучшения качества подготовки рабочих и специалистов.