Молодежь современной России - это фактически первое поколение, родившееся и выросшее в новой, постсоветской России. Это поколение росло в сложной обстановке разрушения стереотипов поведения, стремительной и не всегда гладко проходившей социально-экономической и общественной трансформации. В ходе проводимых реформ в России произошли существенные изменения базовых основ жизни общества, и новые социально-экономические реалии вызывают тесно связанные друг с другом противоречивые тенденции в развитии молодежи. Поэтому для сегодняшней России вопросы о том, что представляет собой современная молодежь, каков ее потенциал, особенно актуальны. Практика участия молодежи в жизни общества показывает, что ее значительная часть оказалась способна к быстрому восприятию ценностей демократии и рыночной экономики, сумела адаптироваться к современным социально-экономическим и политическим реалиям. Вместе с тем, велика доля социально неустроенных и неблагополучных молодых людей. Происходит рост численности уже существующих и возникновение новых групп риска. Все более заметно усиление и распространение протестных настроений, экстремизма и радикализма. При этом происходит ослабление воспитательного влияния на молодежь семьи, системы образования и сферы занятости.
В целях усиления роли молодежи и увеличения ее вклада в устойчивое социально-экономическое развитие страны Правительство Российской Федерации распоряжением от 18.12.2006 N 1760-р "Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации" утвердило Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации (далее - Стратегия). Впервые в истории страны принят документ, определяющий принципы и приоритеты государства в одном из наиболее важных направлений развития государства и общества.
Принятая Стратегия нацелена на развитие потенциала молодежи в интересах страны и предусматривает участие молодых граждан в разработке, оценке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики и механизмов ее реализации.
В Стратегии закреплен принципиально новый подход к реализации государственной молодежной политики. Она четко определяет ее цель и приоритеты. Реализация Стратегии будет осуществляться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В этой связи назрела серьезная необходимость принятия основополагающего документа, определяющего основные направления, приоритеты и принципы молодежной политики в Тверской области.
Принимая во внимание общие тенденции в молодежной среде в Российской Федерации, необходимо учитывать особенности Тверской области, ее социально-экономического положения и развития, социального состава молодежи, ее потребности и проблемы.
В настоящее время численность молодежи Тверской области - 295 тысяч человек, что составляет 21% от общего количества населения региона.
Произошедшие перемены в жизни страны и Тверской области привели к изменению состояния молодежной среды, которые характеризуются как отрицательными, так и положительными тенденциями.
С одной стороны, происходит ухудшение ряда объективных параметров, характеризующих условия жизни молодежи:
- уменьшается абсолютная численность и доля молодежи в структуре населения Тверской области в связи с негативными демографическими процессами. По сравнению с 1989 годом численность молодых людей уменьшилась на 7,6 тысячи (на 2,5%) (все население за это время сократилось на 14%). В городских поселениях число молодых людей снизилось на 4,7 тысячи человек (2%), в сельской местности - на 2,9 тысячи (4%). Налицо кризис молодой семьи - растет количество разводов и так называемых гражданских браков, большинство молодых семей ориентировано на рождение не более одного ребенка;
- ухудшается состояние здоровья, физическая и психическая дееспособность молодого поколения, что может привести к качественному снижению репродуктивного, интеллектуального, экономического потенциала российского общества. Самым уязвимым и незащищенным сегодня является здоровье молодых людей в возрастной группе 15-19 лет;
- продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды;
- снижается образовательный уровень, происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников.
Около одной трети молодых людей не в состоянии успешно адаптироваться к жесткой экономической ситуации и реализовать свои профессиональные устремления. В численности населения региона трудоспособного возраста молодежь составляет более трети - 35%: в городских поселениях - 36%, в сельской местности - 32%.
Далее ее доля будет увеличиваться на фоне абсолютного сокращения численности трудовых ресурсов. Доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в области составляет около 30%;
- происходит деформация морально-нравственных ориентиров, девальвируются такие базовые ценности, как семья, патриотизм.
Основная часть молодежи нуждается в услугах и помощи специализированных служб, компенсирующих недостаток жизненного опыта.
С другой стороны, можно говорить и о положительных тенденциях в молодежной среде:
- растет самостоятельность, практичность и расчетливость молодых людей, ответственность за свою судьбу;
- возрастает мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам;
- увеличивается престижность образования среди молодежи;
- растет экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья;
- в молодежной среде созревает мощный инновационный потенциал, растет число молодых людей, выбирающих новаторство в качестве модели решения своих проблем.
Необходимо отметить, что за последние 10 лет сформировались основные тенденции в развитии молодежной политики в Тверской области.
Во-первых, определены ее нормативно-правовые основы. В 1998 году Законодательным Собранием Тверской области был принят Закон Тверской области от 30.07.1998 N 27-ОЗ-2 "О государственной молодежной политике в Тверской области", в котором государственная молодежная политика в Тверской области была определена как составная часть молодежной политики Российской Федерации, представляющая собой деятельность органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц, направленная на обеспечение социально-экономического, политического, культурного и духовного развития молодежи, а также на соблюдение ее прав на территории Тверской области.
Во-вторых, созданы условия по институциональному обеспечению молодежной политики. Прежде всего это создание в 1996 году комитета по делам молодежи Администрации Тверской области, на который были возложены функции по реализации молодежной политики на территории тверского региона, в том числе межотраслевая координация по данному вопросу и формирование органов по молодежной политике на муниципальном уровне, учреждений по работе с молодежью. В настоящее время на территории Тверской области органы по делам молодежи действуют в 41 муниципальном образовании, созданы 15 учреждений (3 государственных и 12 муниципальных), оказывающих услуги для молодежи.
В-третьих, началось формирование кадрового корпуса молодежной политики. Складывающаяся система подготовки специалистов по работе с молодежью характеризуется вариативностью и многоуровневостью.
В-четвертых, в реализации молодежной политики одним из основных механизмов стал программно-целевой подход. На региональном уровне реализуется долгосрочная целевая программа Тверской области "Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан", утвержденная постановлением Администрации Тверской области от 01.09.2008 N 281-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области "Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан". Реализация программы сыграла положительную роль в создании механизмов и принципов реализации молодежной политики.