7. В Тверской области сложились следующие основные проблемы в дорожной отрасли:
а) неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние и высокая степень износа сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального, местного значения и искусственных сооружений на них, отставание в развитии дорожной сети от потребностей экономики и населения Тверской области.
Основными проблемами развития автомобильных дорог общего пользования Тверской области являются следующие:
из общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области около 94 процентов относится к автомобильным дорогам IV - V технических категорий. По этому показателю Тверская область занимает последнее место среди субъектов Центрального федерального округа Российской Федерации;
прочностные характеристики региональных дорог и мостовых сооружений на них не позволяют осуществлять движение тяжеловесных транспортных средств. Существующая дорожная сеть Тверской области в основном формировалась по старым нормативам;
значительное количество сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, следовательно, свыше 23 тыс. человек в межсезонье становятся отрезанными от автодорог с твердым типом покрытия;
отсутствие соединительных и хордовых дорог регионального значения, которые обеспечивали бы связь между районами по кратчайшему пути, и прохождение транзитных потоков, минуя большие города Тверской области. В настоящее время межрегиональные транзитные потоки следуют по центральным улицам городов Тверской области, создавая пробки, увеличивая число дорожно-транспортных происшествий и ухудшая экологическую обстановку.
Результаты диагностики автодорог и межмуниципального значения и мостовых сооружений показывают, что более половины протяженности сети автомобильных дорог и искусственных сооружений нуждается в капитальном ремонте, не отвечает нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, имеет просроченные межремонтные сроки.
Низкие транспортно-эксплуатационные характеристики дорожной сети также связаны с тем, что за период 1993 - 2005 годов в сеть дорог регионального и межмуниципального значения было принято на баланс 6579 км бывших внутрихозяйственных автомобильных дорог, которые находились в неудовлетворительном состоянии и не отвечали техническим требованиям проезда автотранспорта. В настоящее время около 80 процентов этих дорог требуют срочного ремонта, капитального ремонта или реконструкции.
К существенным проблемам дорожной сети Тверской области относится высокая степень изношенности автомобильных дорог общего пользования. В целом степень износа автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения достигла 65,5 процента.
Остро стоит проблема вывода транзитного транспорта за пределы населенных пунктов Тверской области (Твери, Ржева и других);
б) недостаточные объемы финансирования дорожного хозяйства Тверской области за счет бюджетных средств.
В Тверской области отмечается недостаточность финансовых ресурсов как для обеспечения нормативного транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети, так и для строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Удельная обеспеченность дорожной сети средствами консолидированного областного бюджета Тверской области существенно меньше по сравнению с другими субъектами Центрального федерального округа Российской Федерации.
На протяжении многих лет не обеспечивается потребность в необходимом объеме финансирования работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, не соблюдаются нормативные сроки ремонта дорожных покрытий, что ведет к их постепенному разрушению и увеличивает последующие расходы на их восстановление;
в) развитие предприятий дорожного хозяйства и обеспечивающих отраслей.
На территории Тверской области выполнение работ по содержанию и ремонту региональных или межмуниципальных автомобильных дорог осуществляют 38 предприятий, в том числе: 6 государственных унитарных предприятий, 14 открытых акционерных обществ, доля участия Тверской области в уставном капитале которых составляет 100 процентов, 17 обществ с ограниченной ответственностью и одно закрытое акционерное общество.
К числу важнейших проблем дорожного хозяйства относятся низкая эффективность работы дорожных предприятий, их технологическое отставание, недостаточное количество квалифицированных проектных организаций в Тверской области, недостаточный уровень конкуренции на рынке подрядных дорожных работ;
г) несовершенство федерального законодательства, демпинг цен, отсутствие реальных рычагов влияния на подрядчиков, неисполнение подрядными организациями условий контракта. Необходимость формирования "черного списка" подрядных организаций на региональном уровне;
д) недостаток квалифицированных кадров как инженерно-технических, так и механизаторов, дорожных рабочих. Средний возраст трудящихся в тверских организациях близок к пенсионному. Отсутствие престижа профессии, низкая заработная плата.
8. В Тверской области сложились следующие основные проблемы в транспортной отрасли:
а) высокий уровень социальной нагрузки (высокая доля граждан, обладающих правом льготного проезда) и низкий платежеспособный спрос на услуги общественного транспорта привели к убыточности пассажирских перевозок;
б) отсутствие эффективного механизма финансовой компенсации перевозок льготных категорий пассажиров по единому социальному проездному билету;
в) отсутствие порядка возмещения расходов, связанных с государственным регулированием тарифов на перевозки в городском, пригородном и междугородном сообщении;
г) утратил силу с 17 февраля 2015 года. - Постановление Правительства Тверской области от 17.02.2015 N 68-пп;
д) территориальная неравномерность развития транспортной инфраструктуры. В настоящее время 40 процентов населенных пунктов региона не имеют устойчивой связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием (по нашим данным, сумма меньше 29 процентов). Более 190 крупных населенных пунктов не имеют автодорог с асфальтобетонным покрытием.
Последствиями указанных проблем являются следующие:
недостаток предложений транспортных услуг;
неудовлетворенность населения качествам перевозок;