Недействующий

Об областной целевой программе Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Тверской области на 2003-2010 годы

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами


Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Тверской области представляет комплекс систем жизнеобеспечения городов и населенных пунктов. Около 30% всех основных фондов, расположенных на территории муниципальных образований, находится в системе ЖКХ, в том числе 574 котельных, 43 комплекса по очистке сточных вод, более 3 тыс. км водопроводных, 2 тыс. км канализационных, 1 тыс. км тепловых сетей. Муниципальные предприятия ЖКХ области, на которых работает свыше 24 тыс. человек, оказывают 24 вида коммунальных услуг, в том числе по тепло-, водоснабжению и водоотведению.

В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство Тверской области находится в критическом состоянии. Недостаток финансовых средств на содержание жилищно-коммунального комплекса области на протяжении целого ряда лет привел к резкому увеличению физического износа основных фондов.

Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Срочной модернизации требуют 170 котельных, 30% мощности водозаборных сооружений, около 30% водопроводных, 17% канализационных сетей, 50% очистных сооружений канализации требуют проведения реконструкции. Резко обострилась проблема снабжения населения области питьевой водой, возник дефицит мощностей водоотведения, очистки сточных вод.

Количество аварий и отказов на объектах ЖКХ за последние 10 лет постоянно возрастает, потери в тепловых сетях достигают 30% от произведенной тепловой энергии. Из-за неудовлетворительной химводоподготовки и неотлаженного процесса горения перерасход топлива в угольных котельных малой мощности составляет 12% и выше. Коэффициент полезного действия (КПД) таких котельных колеблется от 20 до 40%.

Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же котельных. Это ещё более усугубляет нехватку ресурсов, ведёт к резкому падению надёжности при эксплуатации указанных систем.

Из-за большого физического износа инженерного оборудования и недостатка тепловых мощностей котельных крайне необходимо проведение реконструкции квартальных котельных в городах Весьегонске, Нелидово, Старице, в районах Кувшиновском, Вышневолоцком, Пеновском, Кесовогорском, Ржевском и других.

Для обеспечения предоставления населению области качественных услуг по водоснабжению и водоотведению необходимо проведение реконструкции станций очистки сточных вод в городах Бологое, Бежецке, Вышнем Волочке, Конаково, Калязине, Торопце, Торжке, Ржеве. Требуется строительство новых очистных сооружений в городе Красный Холм, поселках Фирово, Сонково, Кесова Гора и в ряде других населенных пунктах.

В целях улучшения экологической обстановки, повышения безопасности условий эксплуатации и надёжности работы в последние годы в Тверской области ведётся реконструкция и строительство ряда объектов инженерных систем жизнеобеспечения ЖКХ. Это - реконструкция напорных канализационных трубопроводов в городах Нелидово, Торжок, Бологое, Белый; реконструкция муниципальных котельных в поселках Белый Городок Кимрского района, Орша Калининского района, Озерки и Изоплит Конаковского района, Молоково, Оленино, Жарковский, Пено, Спирово, Кесова Гора; городах Нелидово, Старица, Ржев, Калязин; расширение очистных сооружений сточных вод в поселке Новозавидовский Конаковского района и городе Ржеве; строительство теплотрассы в микрорайоне "Юность" г.Твери: замена ветхих инженерных сетей в поселках Оленино, Васильевский Мох Калининского района, Редкино, Озерки, Конаковского района и ряд других объектов.

Учитывая кризисное состояние объектов коммунальной инфраструктуры, социальную направленность модернизации инженерных систем ЖКХ, следует отметить, что решение данной проблемы возможно только при принятии экстренных мер бюджетной поддержки. Консолидированные бюджетные ресурсы и привлеченные внебюджетные средства будут направлены на решение задач модернизации и технического переоснащения объектов инженерной инфраструктуры с использованием современных энергосберегающих технологий.