ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2012 года N 591-пп
О внесении изменений в постановление Администрации Тверской области от 11.03.2011 N 99-па
(в редакции постановлений Правительства Тверской области от 20.12.2011 N 245-пп, от 19.06.2012 N 312-пп)
Правительство Тверской области постановляет:
1. Внести в целевую программу Тверской области "Модернизация здравоохранения Тверской области на 2011 - 2012 годы", утвержденную постановлением Администрации Тверской области от 11.03.2011 N 99-па (далее - Программа), следующие изменения:
а) раздел 3 Программы изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
б) в разделе 2 Программы:
строку 2.13 изложить в следующей редакции:
"
2.13 | Количество пациентов, | % | 0 | 0 | 0 | 11 |
";
в) раздел 18 Программы изложить в следующей редакции:
"18. Внедрение современных информационных систем в здравоохранении
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" достигнуты результаты в укреплении материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений Тверской области.
При этом число персональных компьютеров на 100 занятых в лечебно-профилактических учреждениях составляет 11,3 единиц. Большая часть средств вычислительной техники применяется в целях обеспечения административно-хозяйственной деятельности медицинских организаций, а не для автоматизации лечебно-диагностического процесса. В настоящее время большинство медицинских организаций (далее - МО) используют только локальное программное обеспечение для ведения бухгалтерского учета. В подавляющем большинстве МО отсутствует инфраструктура для внедрения современных информационных систем, существующая вычислительная техника не объединена в локальные вычислительные сети.
Большинство учреждений здравоохранения Тверской области имеет возможность выхода в сеть Интернет и работы с электронной почтой, при этом только в 15% из них обеспечивается широкополосный доступ.
Используемые прикладные системы не позволяют в полной мере обеспечить поддержку решений актуальных задач как в области управления отраслью, так и в области непосредственного оказания медицинской помощи населению Тверской области.
В сфере управления здравоохранением Тверской области наиболее острыми являются проблемы:
оперативного получения достоверных первичных данных об объемах и качестве медицинской помощи;
планирования обоснованных затрат;
своевременного принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
контроля над расходованием бюджетных средств на медицинское и лекарственное обслуживание населения;
оптимизации распределения и загрузки людских и материальных ресурсов.
В этой сфере реализованы процессы обобщения и предоставления на вышестоящий уровень агрегированной информации, однако существующая система государственной медицинской статистики и персонифицированного учета базируется на устаревших компьютерных технологиях и требует существенной модернизации путем внедрения медицинских информационных систем, включающих ведение электронных историй болезни во всех лечебно-профилактических учреждениях Тверской области.
В настоящий момент в тестовом режиме развернута сеть защищенного информационного обмена (с использованием программного обеспечения и оборудования ViPN et). Клиентами этой сети являются все центральные районные больницы, ряд областных лечебно-профилактических учреждений и города Твери, страховые медицинские организации области, осуществляющие обязательное медицинское страхование граждан. Также в ряде медицинских организаций Тверской области успешно функционирует система "Максимед".
При этом требуется создание интегрированной системы сбора, обработки, анализа и движения медико-статистической и финансово-экономической информации, характеризующей деятельность учреждений здравоохранения.
В области непосредственного оказания медицинской помощи наиболее значимыми являются проблемы:
профилактики и раннего диагностирования заболеваний, своевременного оказания медицинской помощи пациентам различных групп риска;
максимально эффективного использования имеющихся ресурсов в здравоохранении;
справочно-информационной поддержки принятия врачебных решений;
получения врачебных консультаций лицами, не имеющими возможности посещения медицинских организаций;
качественного образования, непрерывного обучения, проведения эффективных научных исследований;
интеграция используемого медицинского оборудования с медицинскими информационными системами и внедрения цифровых систем для получения, диагностики и архивирования медицинских изображений и данных.
В диагностической и лечебно-профилактической работе реализуются телемедицинские технологии. Закуплены телемедицинские комплексы в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Областная клиническая больница" и в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница".
Проводится дистанционное обучение врачей с применением телемедицинских технологий силами преподавателей государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тверская государственная медицинская академия" однако использование телемедицинских технологий носит локальный, разовый характер.
В сфере взаимодействия органов управления здравоохранением, медицинских организаций и медицинского персонала с населением Тверской области и организациями по вопросам здравоохранения наиболее значимыми являются задачи:
повышения уровня медицинской грамотности граждан;
более полного и эффективного вовлечения граждан в процесс наблюдения за собственным здоровьем;
создания удобного для граждан механизма реализации права на выбор страховой и медицинской организации, а также права на выбор лечащего врача;
повышения точности соблюдения пациентами полученных назначений за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий;
оптимизации административных процедур, связанных с получением гражданами полисов обязательного медицинского страхования и иных документов, подтверждающих право на получение бесплатной или льготной медицинской помощи, поэтапный переход на использование универсальной электронной карты гражданина в качестве единого средства подтверждения такого права;
оптимизации административных процедур, связанных с получением организациями необходимых разрешений на осуществление деятельности в сфере здравоохранения, иных разрешительных документов;
перевода в электронный вид государственных и муниципальных услуг в здравоохранении Тверской области.
Целью реализации настоящей Программы является обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи в Тверской области.
Созданные в рамках реализации Программы региональные компоненты единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения позволят обеспечить решение комплекса задач по следующим направлениям:
повышение эффективности управления в сфере здравоохранения Тверской области на основе информационно-технологической поддержки решения задач;
прогнозирование и планирование расходов на оказание медицинской помощи;
контроля соблюдения государственных гарантий по объему и качеству ее предоставления;
повышение качества оказания медицинской помощи в Тверской области на основе совершенствования информационно-технологического обеспечения деятельности медицинских и фармацевтических организаций;
учащихся медицинских и фармацевтических учреждений, студентов медицинских и фармацевтических средних профессиональных и высших учебных заведений;
научно-исследовательских организаций;
повышение информированности населения Тверской области по вопросам:
ведения здорового образа жизни;
профилактики заболеваний;
получения медицинской помощи;
качества обслуживания в медицинских организациях;
осуществления деятельности в сфере здравоохранения на основе обеспечения возможностей электронного взаимодействия с соответствующими уполномоченными органами;
Для решения этих задач в соответствии с Методическими рекомендациями по составу прикладных компонентов регионального уровня единой информационной системы в сфере здравоохранения" (далее - Система) за 2011-2012 годы в Тверской области будут созданы:
региональные транзакционные системы, включающие:
медицинскую информационную систему;
системы выдачи и обслуживания льготных рецептов, а также рецептов на контролируемые лекарственные средства;
системы удаленного мониторинга состояния здоровья отдельных категорий пациентов;
системы архивного хранения и предоставления доступа к медицинским изображениям;
обеспечивающие системы, функциональность которых не реализована в рамках прикладных компонентов федерального уровня Системы;
иные региональные информационные системы в сфере здравоохранения, в том числе поддерживающие деятельность Министерства здравоохранения Тверской области и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере здравоохранения;
компоненты для интеграции прикладных компонентов регионального
уровня Системы с федеральными информационными системами,
поддерживающими деятельность учреждений здравоохранения;
В настоящей Программе описываются организационные и технические решения, обеспечивающие:
подключение учреждений к сети Интернет, их оснащение компьютерной техникой, телекоммуникационным оборудованием и средствами информационной безопасности;
интеграцию информационных систем, поддерживающих деятельность учреждений здравоохранения, органов управления здравоохранением и территориальных фондов обязательного медицинского страхования с общесистемными компонентами, создаваемыми на региональном уровне Системы;
интеграцию прикладных компонентов регионального уровня Системы с компонентами федерального уровня Системы;
проектирование прикладных компонентов регионального уровня Системы, нормативному правовому, методическому и организационному обеспечению его создания;
обучение сотрудников учреждений здравоохранения, а также организаций управления здравоохранения (далее - ОУЗ) по вопросам использования информационных систем.
Для обеспечения удаленного доступа учреждений здравоохранения, подлежащих автоматизации до конца 2012 года, с учетом требований к информационным системам, создаваемым на федеральном и региональном уровне Системы, в Тверской области будет:
предоставлено защищенное подключение учреждений здравоохранения с использованием широкополосных каналов доступа к сети общего пользования Интернет, в том числе:
областных учреждений здравоохранения - со скоростью доступа не ниже 2 Мбит/сек по основному и резервному (со скоростью доступа не ниже 1 Мбит/сек) каналам доступа;
городских и районных стационарных учреждений здравоохранения - со скоростью доступа не ниже 1 Мбит/сек по основному и резервному (со скоростью доступа не ниже 512Кбит/сек) каналам доступа;
иных городских и районных учреждений здравоохранения - со скоростью доступа не ниже 512 Кбит/сек по основному и резервному (со скоростью доступа не ниже 256Кбит/сек) каналам доступа;
обеспечена защита информации, передаваемой учреждениями здравоохранения в информационные системы федерального и регионального уровней Системы, в соответствии с требованиями законодательства о защите персональных данных;
обеспечено наличие в каждом учреждении здравоохранения:
необходимого количества автоматизированных рабочих мест (персональных компьютеров) и локальных печатающих устройств на два рабочих места, в том числе как минимум одного многофункционального устройства (далее - МФУ), с учетом минимальных функциональных требований к их информационно-технологическому обеспечению;
необходимого количества автоматизированных рабочих мест для доступа к Системе, обеспечивающей проведение телемедицинских консультаций и консилиумов, создаваемой на федеральном уровне, с учетом технических требований, разрабатываемых Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Основной проблемой при реализации программы является низкий уровень развития информационной и технологической инфраструктуры учреждений здравоохранения Тверской области, который выражается в следующем: