Наименование программы | Долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие архивного дела в Тверской области на 2009-2011 годы" (далее - ДЦП) |
Администратор ДЦП | Архивный отдел Тверской области |
Дата утверждения ДЦП | 01.09.2008 |
Стратегические цели и/или тактические задачи ДЦП с указанием ведомственной целевой программы (или ведомственных целевых программ), в рамках которой(ых) планируется их достижение | Стратегическая цель ДЦП - качественное улучшение условий хранения документов Архивного фонда Тверской области. |
Сроки реализации ДЦП | 2009 - 2011 годы |
Ожидаемые конечные результаты ДЦП | Обеспечение сохранности документов Архивного фонда Тверской области, предотвращение и ликвидация последствий утраты и повреждения документов. |
Объемы и источники финансирования (в разрезе годов и кодов разделов классификации расходов бюджета области) с указанием объемов финансирования по ведомственной целевой программе (далее - ВЦП) | Общий объем финансирования ДЦП на 2009-2011 годы - 1 850,0 тыс. рублей, |
Основные механизмы реализации ДЦП | Реализация ДЦП осуществляется Архивным отделом Тверской области и подведомственным учреждением - государственным казенным учреждением "Государственный архив Тверской области" (далее – Архив) – в течение 2009-2011 годов путем достижения качественного улучшения условий хранения документов Архивного фонда Тверской области, исходя из необходимости достижения плановых значений показателей ДЦП |
Основные механизмы мониторинга реализации ДЦП | В течение всего периода реализации ДЦП Архивным отделом Тверской области осуществляется полугодовой и ежегодный мониторинги реализации ДЦП посредством составления отчетов о ее реализации. |
I. Характеристика проблем
Современное информационное сообщество рассматривает архивы как крупные информационные центры, обеспечивающие общество ретроспективной документной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, для обеспечения законных интересов граждан, посредством исполнения запросов социально-правового характера, для изучения историко-культурного наследия Российской Федерации. В отличие от других материальных ценностей архивные документы, включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации, являются частью национального достояния, историко-культурный потенциал которого не всегда восполним при утрате документов. Утрата архивных документов, в том числе содержащих информацию социально-правового характера, может лишить сотни тысяч граждан страны возможности получить необходимую информацию об их трудовом стаже, награждениях, реабилитации и т.п.
Общую ситуацию с обеспечением сохранности архивных документов в государственных архивах Тверской области можно определить как сложную. Улучшение сложившейся ситуации возможно при решении ряда проблем.
Как первую и наиболее масштабную следует выделить проблему предотвращения повреждения и утраты документов Архивного фонда Тверской области. Появление данной проблемы обусловлено резким возрастанием объемов поступающих на государственное хранение документов, приводящим при общей нехватке площадей архивных хранилищ к увеличению степени загруженности архивохранилищ, что, в свою очередь, приводит к ухудшению физических условий хранения документов (нарушение температурно-влажностного и санитарно-гигиенического режимов хранения, деформация дел при их выемке и вкладке и пр.) и увеличивает степень опасности их повреждения. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденные приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 N 19 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.03.2005, регистрационный номер N 9059), содержат требования к архивохранилищам, направленные на предотвращение повреждения и утраты архивных документов, которые на сегодняшний день не могут быть выполнены государственными архивами Тверской области на 100%. Причинами такого положения являются финансирование архивов по остаточному принципу в советское время, острая нехватка денежных средств на их содержание в 90-е годы прошлого века и ограниченность финансовых ассигнований в настоящее время.
Вторая проблема, стоящая перед архивными учреждениями Тверской области в сфере сохранения историко-документального наследия Тверской области, заключается в отсутствии возможности полноценного страхового копирования архивных документов. Проблема вызвана ограниченными возможностями архивов, в первую очередь финансовыми, в создании страховых копий на уникальные и особо ценные документы, поступившие в государственные архивы. Отсутствие страховых копий уникальных и особо ценных документов может привести к утрате ценной информации при форс-мажорных обстоятельствах. Три документа, хранящиеся в Архиве, включены в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, то есть признаны единственными в своем роде, порча или утрата их признана невосполнимой потерей для культурного и исторического наследия России. Современные информационные технологии позволяют изготавливать копии высокого качества и в короткие сроки. Однако приобретение оборудования требует значительных финансовых затрат. Дорогостоящей работой является и реставрация уникальных документов.
Третья проблема, решение которой предполагается осуществить в рамках ДЦП, обусловлена необходимостью реального увеличения информационного потенциала государственных архивов и обеспечения максимально высокого процента положительных ответов на запросы социально-правового характера от общего числа запросов, поступающих от граждан. Причина появления данной проблемы вызвана низким качеством оформления документов по личному составу, передаваемых в государственные архивы из ликвидированных организаций и предприятий в связи с их несостоятельностью, а в ряде случаев и прямого отказа негосударственных организаций, проходящих процедуру банкротства, от упорядочения документов, относящихся к государственной собственности. В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" на упорядочение документов, относящихся к государственной собственности, при их передаче в государственные архивы должны предусматриваться бюджетные финансовые ассигнования.
Четвертая проблема, решаемая в рамках ДЦП, направлена на расширение доступа к социально значимой информации. В последние два-три года наблюдается резкое увеличение запросов о предоставлении информации генеалогического характера, направленных в государственные архивы Тверской области. Изучение многих вопросов новейшей истории оказалось затруднительно, а в ряде случаев невозможно без анализа биографических и генеалогических данных о людях - участниках исторических событий - их именах, возрасте, образовании, социальном положении, обстоятельствах их общественной и служебной деятельности. Существенно расширился диапазон практического применения информации о человеке. Биографическая и генеалогическая информация документируется на протяжении всей жизни человека (от его рождения до погребения) различными государственными, общественными и иными организациями. Документы этих организаций в значительном объеме представлены в составе Архивного фонда Российской Федерации. Выявление и публикация информации генеалогического и биографического характера о выдающихся деятелях России сделает ее доступной для широкого круга пользователей.
ДЦП направлена в первую очередь на решение вопросов обеспечения сохранности документов Архивного фонда Тверской области, предотвращения и ликвидации последствий утраты документов вследствие пожаров, краж, порчи документов пользователями при одновременном расширении доступа пользователей к архивной информации. Для успешного решения поставленных задач необходимы значительные финансовые вложения в архивную отрасль области. При формировании бюджетов государственных архивов Архивный отдел Тверской области ежегодно предусматривает определенные финансовые средства на модернизацию материально-технической базы архивных учреждений Тверской области, ремонт зданий и помещений архивов. Однако в рамках действующего механизма текущего бюджетного финансирования решить данную проблему в приемлемые сроки не представляется возможным, в силу чего необходимы меры дополнительной государственной поддержки.
В этом качестве наиболее целесообразным представляется использование программно-целевого метода, позволяющего конкретизировать усилия для комплексного и системного решения приоритетных проблем архивного дела в среднесрочной перспективе, а также обеспечить контроль за эффективностью расходования бюджетных средств и достижением конечных общественно значимых результатов.