1. Развитие и широкое применение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) всеми слоями общества является глобальной тенденцией мирового развития. Использование ИКТ имеет решающее значение для повышения уровня жизни граждан и конкурентоспособности экономики, роста эффективности государственного управления и местного самоуправления.
2. Настоящая ДЦП направлена на решение проблем, которые затрудняют широкое распространение и эффективное использование ИКТ в социально-экономической сфере и сфере государственного и муниципального управления на территории Тверской области.
3. Первая проблема - отсутствие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, типовых решений и стандартов в области межведомственного взаимодействия, в том числе в части обмена данными в электронном виде с населением и организациями для обеспечения возможности оказания государственных услуг в электронном виде.
4. Причиной возникновения данной проблемы является незавершенность ранее начатых работ по информатизации органов государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области. В 2007 году были разработаны концепция и эскизный проект ЕИКС Тверской области и типовое решение системы электронного документооборота исполнительных органов государственной власти Тверской области (далее также - СЭД). В настоящее время в Правительстве Тверской области используется единая система электронного документооборота, которая не обеспечивает возможность юридически значимого взаимодействия между исполнительными органами государственной власти Тверской области при предоставлении государственных услуг. Кроме того, отсутствие развитой телекоммуникационной инфраструктуры на территории региона не позволяет обеспечить эффективное использование информационно-коммуникационных технологий при реализации функций исполнительными органами государственной власти Тверской области.
5. Вторая проблема - отсутствие единого информационного пространства, что обуславливает недоступность информации, содержащейся в различных информационных системах органов государственной власти Тверской области.
6. Причина возникновения данной проблемы заключается в том, что до настоящего времени используемые и создаваемые в исполнительных органах государственной власти Тверской области информационные системы формируются в условиях отсутствия единой нормативной правовой и технической базы.
7. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим органам государственной власти Тверской области для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, ее многократному сбору и дублированию в отдельных системах. В результате эти информационные системы содержат сведения разной степени актуальности и достоверности. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит также к несогласованности и противоречивости содержащихся в них данных.
8. Различные форматы хранения данных ограничивают возможности применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах. Все это снижает оперативность подготовки управленческих решений и качество государственных услуг, предоставляемых населению.
9. На 2008 год были запланированы работы по созданию территориальной информационной системы "Электронная карта Тверской области" (далее также - ТИС ЭКТО), которая обеспечит оперативное предоставление органам государственной власти Тверской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, гражданам и организациям информации, необходимой для управления, планирования их деятельности в привязке к территории Тверской области. Территориальная информационная система предусматривает интеграцию ведомственных информационных систем исполнительных органов государственной власти Тверской области и обеспечит графическое отображение в привязке к территории Тверской области в виде специализированных тематических слоев. В 2010 году завершены работы по разработке интеграционной платформы на базе территориальной информационной системы "Электронная карта Тверской области". Необходимо обеспечить разработку и внедрение в исполнительных органах государственной власти Тверской области типового решения учетной информационной системы для обеспечения возможности ведения и предоставления по запросу юридически значимой информации и ее графического отображения в виде специализированного тематического слоя.
10. Третья проблема - недостаточная эффективность предоставления адресной социальной помощи жителям Тверской области. Причиной возникновения данной проблемы является отсутствие единой базы данных, содержащей информацию о гражданах, относящихся к льготным категориям, и, кроме того, инструмента персонифицированного учета мер социальной поддержки. В целях решения проблемы на территории Тверской области с 2007 года ведутся работы по созданию информационной системы предоставления и учета социальных услуг населению, в том числе с использованием в качестве инструмента их учета универсальных электронных карт, включающей в себя единую базу данных граждан льготных категорий, имеющих место жительства на территории Тверской области, и инфраструктуру выдачи и обращения универсальных электронных карт жителя. Работы в настоящее время не завершены.
11. В 2007 году были разработаны Концепция создания информационной системы предоставления и учета социальных услуг населению с использованием унифицированных социальных карт и эскизный проект данной системы.
12. Информационная система предоставления и учета социальных услуг населению с использованием социальных карт состоит из автоматизированных информационных систем "Социальный регистр населения" и "Социальная карта жителя Тверской области" (далее также соответственно - АИС "Социальный регистр населения" и АИС "Социальная карта жителя Тверской области").
13. На 2008 год были запланированы работы по внедрению АИС "Социальный регистр населения" и АИС "Социальная карта жителя Тверской области" на пилотной территории города Кимры и Кимрского района и работы по внедрению АИС "Социальный регистр населения" в департаменте социальной защиты населения Тверской области.
14. Четвертая проблема - отсутствие доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет в кабинетах врачей общей практики.
15. Причина возникновения данной проблемы обусловлена необходимостью широкого и эффективного использования ИКТ врачами общей практики в целях повышения эффективности их работы и снижения смертности населения.
16. В 2008 году в Тверской области начаты работы по созданию сети оснащенных всем необходимым кабинетов врачей общей практики. Подключение к информационно-телекоммуникационной сети Интернет - обязательное условие осуществления непрерывного дистанционного обучения, повышения квалификации врачей и применения телемедицинских технологий.
17. Пятая проблема - недостаточный уровень развития инфраструктуры ИКТ для обеспечения доступа всего населения Тверской области к современным услугам связи, телевидения и информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
18. Суть данной проблемы состоит в следующем. Услуги фиксированной телефонной связи оказывают 29 операторов связи по 35 лицензиям. Общая монтированная емкость составляет 420840 номеров, из которой 87% принадлежит открытому акционерному обществу "ЦентрТелеком". Количество номеров городской телефонной сети на 100 жителей в Тверской области составляет 31,8 и номеров сельской телефонной сети - 17,92 соответственно. В 4451 населенном пункте открытое акционерное общество "ЦентрТелеком" установило 4498 таксофонов. Цифровые автоматические телефонные станции (далее - АТС) в городской местности составляют 63%, в сельской местности - 5%.
19. Из 9529 сельских населенных пунктов не телефонизированы 3629, что составляет 38% от общего количества населенных пунктов.
20. Услуги подвижной связи на территории Тверской области предоставляют 5 операторов: закрытое акционерное общество "Тверская сотовая связь", закрытое акционерное общество "Мобиком-Центр", открытое акционерное общество "ВымпелКоммуникации", открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы", открытое акционерное общество "ЦентрТелеком". Данные операторы имеют 518 базовых станций, которые обслуживают 1,5 млн. абонентов, что почти в 4 раза превышает количество абонентов фиксированной телефонной связи. Территория Тверской области и автомобильные дороги 1, 2 категорий неравномерно покрыты сотовой связью.
21. Телематические услуги оказывают 54 оператора связи. Наиболее крупными поставщиками услуг являются открытое акционерное общество "ЦентрТелеком", общество с ограниченной ответственностью "ВымпелКоммуникации", общество с ограниченной ответственностью "Аннет", открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы", общество с ограниченной ответственностью "Ратмир Телеком", закрытое акционерное общество "Тверская сотовая связь".
22. В 2008 году в Тверской области насчитывалось 601300 персональных компьютеров, или 44 компьютера на 100 жителей Тверской области. Крупнейшими поставщиками вычислительной техники в Тверской области являются общество с ограниченной ответственностью "Андреев СОФТ", общество с ограниченной ответственностью "Цифроном Холдинг", общество с ограниченной ответственностью "Триолит", общество с ограниченной ответственностью "ИНФОПРОМ "FORMOZA", общество с ограниченной ответственностью "ОМНИТЕК".
23. В 2008 году на 100 жителей Тверской области приходится 10,3 пользователя информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Предоставление данной услуги на территории Тверской области характеризуется низким качеством и высоким тарифом, который по сравнению с тарифами в Москве выше в несколько раз.
24. В целом качество и надежность инфраструктуры связи во многих случаях являются недостаточными для оказания услуг, отвечающих современным требованиям. Широко применяются морально и технически устаревшие средства и технологии. Темпы технической модернизации и развертывания современных услуг недостаточны для удовлетворения растущих потребностей населения Тверской области и обеспечения необходимых темпов экономического роста. Недостаточный уровень развития и доступности инфраструктуры связи становится важным препятствием на пути успешного социально-экономического развития Тверской области.
25. Причина возникновения данной проблемы обусловлена тем, что существующая инфраструктура ИКТ была сформирована на основе созданной во второй половине ХХ века сети телефонной связи и телерадиовещания, которая была предназначена для удовлетворения только нужд органов государственной власти Тверской области.
26. Шестая проблема - низкая эффективность применения ИКТ для снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций. Одним из путей повышения безопасности является использование технологии ГЛОНАСС/GPS для мониторинга транспортных средств, что позволит обеспечить возможность эффективного управления транспортом в чрезвычайных и критических ситуациях, а также при проведении плановых массовых мероприятий. Важность вопроса использования технологии ГЛОНАСС/GPS в целях повышения безопасности движения оценена на федеральном уровне, о чем свидетельствуют Федеральный закон от 14.02.2009 N 22-ФЗ "О навигационной деятельности" и Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", одним из обязательных условий при закупке автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, является оснащение вышеуказанных транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS.
27. Вышеперечисленные проблемы носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти Тверской области. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированных и согласованных действий органов государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области. Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода к обеспечению развития и совместимости государственных информационных систем, разработке стандартов и технологий их взаимодействия, а также к формированию межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.
28. Общими направлениями решения данных проблем являются: