Тверская область занимает второе место по возможному объему заготовки древесины в Центральном федеральном округе Российской Федерации. Лесистость Тверской области - 54,2%. Расчетная лесосека Тверской области (допустимый объем изъятия древесины) составляет 8746,6 тыс. куб.м. Площадь земель лесного фонда на территории области составляет 4875,6 тыс.га.
Данные о расчетной лесосеке по субъектам Центрального федерального округа (далее - ЦФО) за 2009 год (тыс. куб.м)
Площадь покрытых лесной растительностью земель Тверской области составляет 4421,4 тыс. га, из них хвойные насаждения занимают 42,7%, мягколиственные - 57,3%.
По группам возраста площади покрытых лесом земель лесного фонда распределены следующим образом:
Группа возраста | Всего % | В т.ч. по хозяйствам | |
хвойное | мягколиственное | ||
Молодняки | 16,5 | 63,5 | 36,5 |
Средневозрастные | 36,3 | 41,2 | 58,8 |
Приспевающие | 19,9 | 47,1 | 52,9 |
Спелые и перестойные | 27,0 | 29,1 | 70,9 |
Динамика изменения возрастной структуры по отношению к 2005 году характеризуется увеличением в 2009 году площади спелых и перестойных насаждений:
- всего - на 25% (с 965,8 тыс.га до 1205,9 тыс. га);
- хвойных - на 19,4% (с 293,5 тыс. га до 350,7 тыс. га);
- мягколиственных - на 27% (с 672,3 тыс. га до 855,2 тыс. га).
Накопился ряд проблем, не позволяющих в полной мере использовать имеющиеся природные богатства.
1. Объем рубок лесных насаждений с 1 гектара покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в 2009 году составил 0,47 куб.м. при среднем приросте 3,35 куб.м. на 1 гектар покрытых лесной растительностью земель лесного фонда.
Данные об использовании расчетной лесосеки в субъектах ЦФО за 2009 год (%):
Низкий уровень освоения действующей расчетной лесосеки связан с тем, что в настоящее время в Тверской области около 40 крупных и средних предприятий-лесозаготовителей. Значительный сегмент рынка представлен местным населением, индивидуальными предпринимателями, что не обеспечивает концентрацию производств и комплексное, рациональное использование древесины.
Экстенсивное развитие и непропорциональное размещение лесоперерабатывающих предприятий оказало негативное влияние на состояние лесного фонда. На значительной площади лесного фонда продолжается нежелательная смена пород, происходит накопление спелых и перестойных лиственных насаждений.
Развитие арендных отношений по предоставлению лесных участков для заготовки древесины и иных видов использования будет способствовать более интенсивному использованию накопившихся древесных ресурсов и их переработке, что, в свою очередь, обеспечит развитие лесопромышленного комплекса области, увеличит объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов.
Обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах является одной из задач, служащей для повышения эффективности использования лесного фонда.
Приоритетными направлениями использования лесов Тверской области являются использование лесов для заготовки древесины и осуществление рекреационной деятельности.
Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности и заготовки древесины следует отличать от таких самостоятельных видов использования лесов, как ведение охотничьего хозяйства, использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Лесохозяйственная деятельность и лесопользование должны обеспечивать рациональное сочетание интересов охотничьего хозяйства, недропользования и лесного хозяйства без нанесения последнему серьезного ущерба.
В целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов используются прежде всего нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения линейных объектов.
Использование лесов осуществляется в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации.
2. В настоящее время около 20% лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, имеют давность лесоустройства более 12 лет.
Все важнейшие документы текущего планирования (лесной план и лесохозяйственные регламенты Тверской области, проекты освоения лесов на арендуемых лесных участках) разрабатываются на основании материалов лесоустройства, срок действия которых из-за давности значительно устарел, что не могло не сказаться на качестве подготовки документов лесного планирования. Ситуация ухудшилась и в связи с прекращением с 2007 года плановых лесоустроительных работ за счет федерального бюджета. Отсутствие проведения плановых лесоустроительных работ не позволяет актуализировать таксационные и картографические базы данных предыдущего лесоустройства и соответственно вести обновленный государственный лесной реестр, крайне необходимый для организации устойчивого управления лесами.
Все это подчеркивает важность и необходимость проведения лесоустройства как комплекса мероприятий по получению достоверной и разносторонней информации о лесном фонде.
Важнейшей составляющей планирования в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в соответствии со статьями 85,86 Лесного кодекса Российской Федерации является Лесной план. Лесной план определяет цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов, а также зоны такого освоения.
Основным документом, регламентирующим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, в соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации, является лесохозяйственный регламент, составляемый на срок до 10 лет. Всего в Тверской области создано и действуют 11 лесничеств. В рамках мероприятий по актуализации лесохозяйственных регламентов планируется проведение анализа существующих особо защитных участков с целью снятия с них особого статуса и выявления новых социально значимых ценных лесных участков.