Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ЗАКОН

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 16 июля 2009 года N 73-зо

О внесении изменений в закон Тверской области "Об основах деятельности по опеке и попечительству"

Принят Законодательным Собранием

Тверской области 09 июля 2009 года

Статья 1


Внести в закон Тверской области от 20.09.2001 N 173-ОЗ-2 "Об основах деятельности по опеке и попечительству" (с изменениями и дополнениями, внесенными законами Тверской области от 15.11.2005 N 136-ЗО, от 10.10.2006 N 101-ЗО, от 30.03.2007 N 21-ЗО, от 14.01.2008 N 6-ЗО) следующие изменения:

1) преамбулу изложить в следующей редакции:

"Настоящий закон регулирует отношения в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Тверской области.";

2) статью 1 изложить в следующей редакции:

"Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе

Основные понятия, используемые в настоящем законе, применяются в тех же значениях, что и в федеральных законах.";

3) статью 2 изложить в следующей редакции:

"Статья 2. Органы опеки и попечительства Тверской области

1. Органами опеки и попечительства Тверской области являются органы исполнительной власти Тверской области, уполномоченные Администрацией Тверской области.

2. Структура органов исполнительной власти Тверской области, уполномоченных в сфере опеки и попечительства, определяется Губернатором Тверской области.";

4) статью 3 изложить в следующей редакции:

"Статья 3. Правовая основа организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству

Правовую основу организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон), иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Тверской области, настоящий закон, другие законы и иные нормативные правовые акты Тверской области.";

5) статью 4 признать утратившей силу;

6) статью 5 изложить в следующей редакции:

"Статья 5. Задачи органов опеки и попечительства Тверской области

Задачами органов опеки и попечительства Тверской области являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) реализация единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, на территории Тверской области;

5) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, и их устройства;

6) обеспечение приоритета семейных форм жизнеустройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства;

7) иные задачи в соответствии с законодательством.";

7) статью 6 изложить в следующей редакции:

"Статья 6. Полномочия органов опеки и попечительства Тверской области

К полномочиям органов опеки и попечительства Тверской области относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с законодательством опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с законодательством разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Тверской области или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с Федеральным законом;

12) издание актов по вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства;

13) организация направления совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве в форме патронажа по состоянию здоровья, а также лиц, признанных недееспособными вследствие психического расстройства, и несовершеннолетних детей-инвалидов с глубокой умственной отсталостью и детей, оказавшихся в социально опасном положении, в стационарные учреждения социального обслуживания;

14) обеспечение взаимодействия с другими областными исполнительными органами государственной власти Тверской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общественными объединениями и иными организациями;

15) осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Тверской области в области защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

16) обеспечение устройства и временного содержания детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов социальной защиты населения (социально-реабилитационные центры, социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей);

17) обеспечение назначения и выплаты денежных средств на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и размерах, установленных настоящим законом;

18) предоставление бесплатных социальных услуг детям, оставшимся без попечения родителей, на основании их обращений, а также обращений их законных представителей;

19) предоставление региональному оператору государственного банка данных о детях сведений о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью, в срок, установленный статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации;

20) принятие решения о помещении ребенка в учреждения всех типов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при невозможности устроить его на воспитание в семью;

21) принятие решения о помещении граждан, признанных в установленном порядке недееспособными, а также несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, в стационарные учреждения социального обслуживания;

22) разрешение разногласий между родителями относительно имени и/или фамилии ребенка; разрешение на изменение имени ребенка, не достигшего 14 лет, а также на замену присвоенной ребенку фамилии на фамилию другого родителя;

23) проведение обследования условий жизни ребенка, лица, претендующего на его воспитание, представляют в суд заключение по спорам, связанным с содержанием, воспитанием и образованием детей;

24) участие при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей;

25) участие в исполнении решения судов о принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам);

26) осуществление охраны интересов не родившегося наследника при разделе наследственного имущества;

27) ведение учета детей, в отношении которых произведено усыновление, проводят ежегодное в течение 3-х лет контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка с составлением отчета;

28) возбуждение в судах дел о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных статьей 28 Семейного кодекса Российской Федерации, и другие дела в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, выдача заключений по данным вопросам;

29) принятие решения об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным в соответствии с законодательством;

30) осуществление иных полномочий по опеке и попечительству в соответствии с законодательством.";

8) статью 7 признать утратившей силу;

9) статью 8 изложить в следующей редакции:

"Статья 8. Акты и договоры, принимаемые и заключаемые органами опеки и попечительства Тверской области

1. В рамках реализации полномочий по опеке и попечительству органы опеки и попечительства Тверской области принимают следующие акты:

1) о признании ребенка оставшимся без попечения родителей;

2) о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное попечение;

3) о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя;

4) о разрешении сделок в соответствии с законодательством;

5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным;

6) об отстранении опекунов и попечителей от исполнения возложенных на них обязанностей;

7) о прекращении опеки;

8) об отобрании ребенка;

9) о согласии на установление отцовства по заявлению отца;

10) о назначении и выплате денежных средств на содержание детей;

11) о направлении подопечных в установленном порядке в стационарные учреждения социального обслуживания;

12) о даче согласия на снятие с регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

13) о предварительной опеке или попечительстве;

14) иные акты в соответствии с законодательством.

2. В рамках реализации полномочий по опеке и попечительству органы опеки и попечительства Тверской области заключают следующие договоры:

1) об осуществлении опеки и попечительства;

2) о приемной семье;

3) о доверительном управлении имуществом подопечного;

4) о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), постинтернатном воспитании и социальном патронате;

5) иные договоры в соответствии с законодательством.";

10) часть 1 статьи 9 изложить в следующей редакции: