ЗАКОН

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

от 09 июля 2012 года N 909/271–V–ОЗ

О депутатском расследовании Законодательного Собрания Оренбургской области

Принят Законодательным

Собранием области 20 июня 2012 года

Настоящий Закон устанавливает основания проведения депутатского расследования Законодательного Собрания Оренбургской области (далее - депутатское расследование), его организационные формы и основные положения, касающиеся процедуры депутатского расследования, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании.

Статья 1. Общие положения


1. Депутатское расследование - одна из форм деятельности Законодательного Собрания Оренбургской области (далее – Законодательное Собрание) в рамках специально созданной комиссии по депутатскому расследованию для выяснения фактов и обстоятельств, представляющих общественную значимость и имеющих негативные последствия для населения области, а также для выяснения причин и условий их возникновения (далее – комиссия).

2. Для целей настоящего Закона должностными лицами признаются лица, замещающие государственные должности Оренбургской области или муниципальные должности в муниципальных образованиях Оренбургской области, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах государственной власти Оренбургской области, государственных органах Оренбургской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, областных государственных и муниципальных учреждениях и организациях, действующих на территории Оренбургской области.

Статья 2. Предмет депутатского расследования


1. Депутатскому расследованию подлежат:

1) факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

2) обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) факты несоблюдения и неисполнения законов области, неисполнения областного бюджета, несоблюдения порядка распоряжения собственностью области.

2. Депутатскому расследованию не подлежит:

1) деятельность судов по осуществлению правосудия;

2) деятельность Губернатора Оренбургской области;

3) деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

3. Предметом депутатского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления.

4. В случае принятия федеральным судом общей юрисдикции, арбитражным судом или мировым судьей к производству дела, касающегося фактов и обстоятельств, расследуемых в соответствии с настоящим Законом, депутатское расследование не проводится в отношении фактов и обстоятельств, определенных:

1) содержанием обвинительного заключения или обвинительного акта и ограниченных объемом собственно состава преступления, сформулированного в них;

2) содержанием заявления о совершении преступления по уголовному делу частного обвинения, в том числе о событии преступления, месте, времени, а также обстоятельствах его совершения;

3) предметом иска или заявления, если в исковом заявлении или заявлении указаны факты и обстоятельства, возможные для определения и процессуального выделения и дающие основания для судебного спора;

4) содержанием протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и ограниченных объемом собственно состава административного правонарушения, в связи с совершением которого данный протокол составлен (данное постановление вынесено).

5. Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются комиссией по депутатскому рас-следованию без дополнительной проверки и не могут ставиться под сомнение.

Статья 3. Цели и принципы депутатского расследования


1. Целями депутатского расследования являются:

1) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

2) обеспечение Законодательным Собранием контроля деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования;

3) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, информирование о них населения области, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий;

4) внесение предложений по подготовке и принятию проектов нормативных правовых актов Оренбургской области, направленных на устранение причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

2. Депутатское расследование проводится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, объективности, гласности, коллегиальности обсуждения вопросов и принятия решений.

3. Депутатское расследование не подменяет собой дознание, предварительное следствие, прокурорский надзор и судопроизводство.

Статья 4. Срок депутатского расследования


1. Срок депутатского расследования определяется Законодательным Собранием и не может превышать одного года со дня создания комиссии.

2. Депутатское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Законодательного Собрания соответствующего созыва.

3. Законодательное Собрание вправе досрочно прекратить депутатское расследование либо продлить срок депутатского расследования, но не более чем на три месяца.

Статья 5. Основания для проведения депутатского расследования


1. Основаниями для проведения депутатского расследования являются события, ставшие известными депутатам Законодательного Собрания и связанные с фактами и обстоятельствами, указанными в части 1 статьи 2 настоящего Закона.

2. В соответствии с Законом Оренбургской области "Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области" основанием для проведе-ния депутатского расследования является также предложение Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области о создании комиссии по расследованию фактов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Закона.

3. Проведение депутатского расследования может быть инициировано при наличии фактов и обстоятельств, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, группой депутатов Законодательного Собрания численностью более одной пятой от установленного числа депутатов Законодательного Собрания, комитетами, комиссиями и депутатскими объединениями Законодательного Собрания.

4. Предложение о проведении депутатского расследования не может быть выдвинуто и комиссия не может быть сформирована в течение последних шести месяцев полномочий Губернатора или Законодательного Собрания Оренбургской области, а также в период избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания.

5. Предложение о проведении депутатского расследования направляется председателю Законодательного Собрания, в котором должны быть изложены факты и обстоятельства, подлежащие депутатскому расследованию, и обоснованы необходимость и возможность его проведения в соответствии с настоящим Законом.

Статья 6. Порядок принятия решения о проведении депутатского расследования


1. Предложение о проведении депутатского расследования должно быть внесено в порядке, предусмотренном Регламентом Законодательного Собрания Оренбургской области, и подлежит обязательному рассмотрению на заседании Законодательного Собрания.

2. Решение о проведении депутатского расследования считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов Законодательного Собрания, и оформляется постановлением.

Статья 7. Порядок формирования комиссии


1. В случае принятия решения о проведении депутатского расследования Законодательное Собрание формирует комиссию, состоящую из депутатов Законодательного Собрания, и избирает ее председателя.

2. Численный состав комиссии не может быть менее 7 и более 13 депутатов Законодательного Собрания.

В состав комиссии должно входить равное число представителей всех депутатских фракций (объединений) в Законодательном Собрании Оренбургской области. Отказ депутатской фракции (объединения) от направления

своих представителей в состав комиссии не является препятствием для ее создания.

В случае отказа депутатской фракции (объединения) от направления своих представителей в состав комиссии вакантные места членов комиссии могут быть замещены по согласованию между депутатскими объединениями (фракциями), направившими своих представителей в состав комиссии, представителями этих депутатских объединений (фракций).

По решению Законодательного Собрания в состав комиссии могут входить депутаты, не входящие в депутатские объединения в Законодательном Собрании.

3. Комиссия формируется на время проведения депутатского расследования и после его завершения распускается.

4. Членом комиссии не может быть депутат Законодательного Собрания, являющийся участником расследуемого комиссией события или состоящий в браке либо в родственных отношениях с лицом, являющимся участником расследуемого комиссией события.

Статья 8. Прекращение полномочий члена комиссии и замещение вакантных мест


1. Полномочия члена комиссии могут быть досрочно прекращены по решению Законодательного Собрания на основании его письменного заявления, в случае досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания либо выявления факта несоответствия члена комиссии требованиям, установленным частью 4 статьи 7 настоящего Закона.

2. Решение о досрочном прекращении полномочий оформляется постановлением Законодательного Собрания.

3. Вакантные места в составе комиссии замещаются другими представителями соответствующих депутатских объединений в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 9. Порядок работы комиссии


1. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют две трети от общего числа членов комиссии.

2. Заседания комиссии, как правило, являются открытыми. Порядок допуска граждан и представителей средств массовой информации на открытые заседания определяется комиссией самостоятельно.

В случае, если проведение открытого заседания может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, комиссия принимает решение о проведении закрытого заседания. Закрытые заседания могут проводиться также в случаях, если за это решение проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании.

3. Уполномоченный по правам человека в Оренбургской области вправе непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе комиссии.

4. Первое заседание комиссии проводится не позднее чем через пятнадцать дней со дня создания комиссии.

5. На первом заседании комиссии из числа ее членов избирается заместитель председателя комиссии, секретарь комиссии. Секретарь комиссии отвечает за организационное обеспечение деятельности комиссии, обеспечивает ведение стенограмм заседаний комиссии и протоколов опросов лиц, приглашенных на заседания комиссии для дачи объяснений, организует ведение делопроизводства комиссии.

6. Работу комиссии организует ее председатель (в его отсутствие - заместитель председателя), который:

1) созывает и ведет ее заседания;

2) выступает на заседаниях Законодательного Собрания с сообщениями о деятельности комиссии;

3) распределяет обязанности между членами комиссии;

4) обеспечивает защиту используемой при проведении депутатского расследования информации, отнесенной законодательством к категории информации ограниченного доступа;

5) подписывает запросы, направленные на обеспечение деятельности комиссии, протоколы проводимых заседаний комиссии, а также мотивированное заключение комиссии;

6) решает иные вопросы, касающиеся расследования фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

Статья 10. План работы комиссии


1. Комиссия разрабатывает и утверждает план работы, в котором определяются:

1) основные направления депутатского расследования;

2) вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении депутатского расследования;

3) сроки завершения основных этапов депутатского расследования (сбора информации, оценки и систематизации информации, подготовки мотивированного заключения комиссии);

4) круг лиц, приглашаемых на заседания комиссии для дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;

5) перечень поручений членам комиссии и сроки их выполнения.

2. В план работы комиссии могут быть включены также иные вопросы, касающиеся ее деятельности.

Статья 11. Порядок принятия решений комиссии


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»