ЗАКОН
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
от 04 апреля 2000 года N 493/109-ОЗ
О социальном партнерстве в Оренбургской области
[Утратил силу законом Оренбургской области от 02.07.2003 г. N 334/40-III-ОЗ, НГР RU 56000200300085]
Настоящий Закон устанавливает правовую основу становления и развития социального партнерства на территории Оренбургской области с целью регулирования социально-трудовых отношений для достижения экономических интересов сторон и общественного согласия.
Социальное партнерство - взаимоотношения между работниками (их представителями в лице профсоюзов и их объединений или иных органов общественной самодеятельности, уполномоченных работниками), работодателями (их объединениями), органами исполнительной власти, местного самоуправления, являющимися социальными партнерами (сторонами), основанные на законодательстве Российской Федерации и Оренбургской области, выражающиеся во взаимных консультациях, переговорах, заключении соглашений и договоров, выработке и принятии совместных решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечивающих оптимальный баланс их основных интересов, социальный мир и общественное развитие.
Система социального партнерства - совокупность постоянно действующих органов, формируемых социальными партнерами, определенного порядка взаимодействия и функционирования данных органов, совместных документов (соглашений, договоров, решений и других), принимаемых социальными партнерами.
Система социального партнерства включает: участников, действующие органы социального партнерства, принятые участниками совместные документы и их реализацию.
Участники (стороны) социального партнерства:
Работники - физические лица, работающие в организации на основе трудового договора (контракта), либо занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, либо обучающиеся в образовательном учреждении.
Представители работников - первичные профсоюзные организации, профессиональные союзы и их объединения, иные органы общественной самодеятельности, уполномоченные на представительство работников в соответствии с их уставами, положениями и законодательством Российской Федерации.
Работники, не являющиеся членами профсоюзов, могут уполномочить профсоюзы на представительство своих интересов.
Не допускается представительство интересов работников органами, созданными и финансируемыми работодателями или имеющими в своем составе представителей работодателей.
Работодатели - организации (юридические лица) независимо от форм собственности и подчиненности, представляемые их руководителями (администрацией), либо физические лица, с которыми работники состоят в трудовых отношениях.
Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с их уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями представители.
Представитель исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления (их подразделений) - руководитель этих органов (их подразделений) или иные уполномоченные ими лица.
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями, а при необходимости и органами исполнительной власти и местного самоуправления, заключаемый на уровне региона (области), территории (района, города или иного субъекта местного самоуправления), отрасли (в масштабе области или территории), профессии (в масштабе области или территории).
Коллективный договор - правовой акт, заключаемый работниками организаций с работодателем и регулирующий социально-трудовые отношения между ними.
Основной целью социального партнерства является совместная разработка, принятие и реализация социально-экономической политики в области, основанной на сбалансированности интересов сторон и общества в целом.
Основными принципами социального партнерства являются:
полномочность представителей сторон;
равенство сторон и недопустимость ущемления их законных прав;
соблюдение норм законодательства;
приоритетность примирительных методов и процедур в переговорах;
добровольность принятия обязательств;
гласность интересов сторон и открытость конфликта;
соответствие требований сторон ресурсным возможностям;
широкая информированность населения о результатах работы согласительных органов и реальной ситуации социально-экономической жизни области, территории;
обязательность исполнения достигнутых договоренностей и подписанных соглашений и договоров;
контроль за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров, решений;
ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений.
Уровни социального партнерства: региональный (областной), территориальный (районный, городской), отраслевой (межотраслевой), производственный в масштабе организации.
Формы и механизм реализации социального партнерства - консультации, совещания, переговоры сторон, заседания комиссий и другие методы, процедуры и способы взаимодействия сторон по согласованию интересов, подготовке и реализации принимаемых совместных решений. Основными формами реализации социального партнерства являются заключаемые на региональном и территориальном уровнях соглашения и в организациях коллективные договоры.
Правовой основой социального партнерства являются Конституция Российской Федерации, Кодекс законов о труде Российской Федерации, Законы Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", Федеральные законы "Об общественных объединениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Гражданский кодекс Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Оренбургской области по вопросам социально-трудовых отношений.
Система социального партнерства в Оренбургской области создается для выполнения следующих задач:
- обеспечения развития экономики области, эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений:
- обеспечения социально ориентированной политики экономических преобразований;
- обеспечения стабильности обстановки в области на основе объективного учета интересов всех слоев населения;
- совершенствования законодательства в установленном порядке;
- создания социального мира в области (предотвращение коллективных трудовых споров, содействие разрешению конфликтов).
Задачи социального партнерства решаются на основе проведения коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон для разработки и заключения соглашений, коллективных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Основными органами системы социального партнерства являются:
- областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально- трудовых отношений;
- областные отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- областные профессиональные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- иные виды комиссий.
Ими ведутся переговоры, подготавливаются и заключаются соглашения, рассматриваются ход и результаты их выполнения, координируется работа по колдоговорному регулированию социально-трудовых отношений.
В области могут создаваться постоянно действующие областная и территориальные трехсторонние, а также двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений формируются сторонами - партнерами по социально-трудовым отношениям на принципах паритетности и полномочности представительства, равноправия и взаимной ответственности партнеров и действуют в соответствии с законодательством, положениями, разрабатываемыми и утверждаемыми сторонами-партнерами по социально-трудовым отношениям.
Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений:
- регулирует социально-трудовые отношения и координирует всю деятельность в рамках системы социального партнерства на территории области;
- формирует проект областного трехстороннего соглашения;
- осуществляет контроль за выполнением областного соглашения;
- координирует деятельность территориальных и отраслевых комиссий.
Порядок формирования областной трехсторонней комиссии устанавливается положением об областной трехсторонней комиссии. Положение о комиссии разрабатывается и утверждается ее сторонами.
Территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений:
- регулирует социально-трудовые отношения и координирует всю деятельность в рамках системы социального партнерства на территории города или района;
- готовит проект территориального соглашения;
- осуществляет контроль за выполнением территориального трехстороннего соглашения.
Порядок формирования территориальной трехсторонней комиссии устанавливается положением о территориальной трехсторонней комиссии. Положение о комиссии разрабатывается и утверждается ее сторонами.
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений имеют право:
- вносить предложения об отмене или приостановке выполнения решении сторон;
- осуществлять контроль за выполнением сторонами условий соглашения;
- направлять членов комиссии, специалистов, экспертов в организации для ознакомления с трудовыми и социальными условиями работников;
- вносить предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, не обеспечивших выполнение условий соглашения;
- получать информацию для решения вопросов, входящих в их компетенцию, и принимать по ним решения.
Решения комиссий являются обязательными для всех участников соглашений.
Решения областной трехсторонней комиссии обязательны для территориальных и отраслевых комиссий.
Решения комиссий в десятидневный срок доводятся до участников социального партнерства и населения территорий средствами массовой информации.
Комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с порядком, изложенным в положениях о комиссиях, регламентах и планах работы, и с учетом решений текущих вопросов.
На территории области могут заключаться следующие виды соглашений:
региональное (областное);
отраслевые (межотраслевые);
территориальные.
Соглашения могут быть двусторонние и трехсторонние по количеству сторон, участвующих в переговорах и принятии решений.
Трехсторонние соглашения могут заключаться на любом уровне социального партнерства (кроме организации) между работниками, работодателями и органами исполнительной власти или местного самоуправления.