Укрепление роли государства в экономической и общественной жизни требует разработки государственной политики, позволяющей обеспечить комплекс действий, направленных на развитие культуры как ресурса социальной стабильности, духовного здоровья нации, экономического роста и национальной безопасности.
С изменениями качественной роли в социально-экономических процессах, происходящих в стране, культура перестает быть одной из форм удовлетворения потребностей населения, становится мощным объединяющим фактором граждан России.
Основной целью государственной политики в области культуры на следующее десятилетие, как было заявлено на заседании Государственного совета Российской Федерации в декабре 2006 года (г. Москва), является обеспечение сохранения в едином культурном пространстве многообразия всей накопленной предыдущими поколениями системы ценностей.
В Перечне поручений Президента Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета отмечалось, что необходимо предусматривать в соответствующих бюджетах средства для укрепления материально-технической базы учреждений культуры и поддержки творческих проектов, направленных на сохранение и развитие традиционной народной культуры.
Сохранение и развитие российской культуры напрямую зависят от социально-культурных процессов, происходящих в регионах.
Оренбуржье обладает единым культурным пространством с яркими самобытными традициями подлинно народной культуры, высокой просветительской миссией библиотек и детских школ искусств.
Программа поддержки учреждений культуры и учреждений дополнительного художественного образования районов и городов области на 2009 - 2011 годы содержит инструменты и механизмы, обеспечивающие реализацию государственной культурной политики в Оренбургской области на муниципальном уровне и способствующие повышению качества жизни населения области через сохранение и развитие муниципальной культуры как важнейшего фактора социально-экономического развития области.
Анализ ситуации в отрасли культуры свидетельствует о том, что, с одной стороны, культура в регионе фактически является одним из инструментов достижения социально-экономических целей, стимулирует развитие художественного образования, формирует привлекательный культурный образ территории. С другой стороны, состояние инфраструктуры отрасли не позволяет в полной мере использовать культурный потенциал области в качестве фактора социально-экономического развития региона, а также как средства эстетического, нравственно-патриотического воспитания широких слоев населения.
Сеть муниципальных учреждений культуры области состоит из 1159 клубных учреждений, 981 библиотеки, 7 музеев, 2 выставочных залов, 66 учреждений дополнительного образования детей, 2 театров, 3 парков культуры и отдыха. Таким образом, доля муниципальных учреждений культуры в области составляет 99 процентов от их общего числа.
Материальная база муниципальных учреждений культуры достигла крайней степени износа, что может привести к закрытию многих социально значимых учреждений культуры по техническим причинам в силу опасности их дальнейшей эксплуатации. Требуют капитального ремонта 102 библиотеки, 326 учреждений культурно-досугового типа, 7 музеев, 1 выставочный зал, 54 учреждения дополнительного образования детей. Находятся в аварийном состоянии 7 библиотек, 49 учреждений клубного типа, 1 музей, 3 учреждения дополнительного образования детей.
Из общего количества клубных учреждений области 70 процентов располагается в приспособленных помещениях.
Большинство муниципальных учреждений культуры области не имеет охранно-пожарной сигнализации.
Более 4,5 тысячи экспонатов муниципальных музеев нуждаются в консервации или реставрации. Стоимость многих музейных коллекций и уникальных предметов в десятки раз превышает стоимость необходимых расходов по их восстановлению.
Не отвечает современным потребностям посетителей техническая и технологическая оснащенность учреждений культуры. Большинство из них из-за неудовлетворительного ресурсного состояния не могут предоставить населению конкурентоспособную услугу высокого качества, что противоречит утвержденным приоритетам государственной культурной политики в области.
В этом ряду особенно актуальной является проблема сокращения объемов информационных ресурсов библиотек области.
На 1 января 2008 года общий книжный фонд составил 14282,49 тыс. книг (уменьшился с 2005 года на 500 тыс. книг, основная причина - крайняя изношенность литературы). По-прежнему приоритетными задачами являются: устранение дефицита технического оснащения, внедрение новых технологий, пополнение книжного фонда.
Согласно нормативам минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений) Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 20 февраля 2008 года на 1 жителя должно приходиться 7 - 9 книг. В Оренбургской области этот показатель составляет 6 книг. Для соответствия рекомендациям Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации необходимо приобретение более 2,7 млн. книг на общую сумму более 400 млн. рублей.
Кроме того, в соответствии с вышеуказанными нормативами минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры на 500 жителей предполагается 2 компьютера, принтер, доступ к сети "Интернет". В настоящее время в областной библиотечной сети насчитывается всего 339 компьютеров на 883 тысячи пользователей. Для соответствия нормативам необходимо около 1500 единиц компьютерной техники на ориентировочную сумму 45 млн. рублей.
Учреждения дополнительного образования детей (школы искусств) занимают особое место в системе художественного образования, так как выполняют две важнейшие функции: как первая ступень профессионального образования в сфере культуры и искусства и как вид образовательных учреждений, деятельность которых направлена на развитие творческих способностей, общей духовно-нравственной культуры.
В Оренбургской области 66 муниципальных учреждений дополнительного образования детей - детских школ искусств.
Одной из актуальных проблем региональной системы художественного образования является состояние материально-технического обеспечения образования (изношенность парка музыкальных инструментов, лицензионного программного обеспечения, технических средств обучения).
Кардинальные перемены и преобразования, происходящие в обществе, требуют совершенствования культурной политики, проводимой Правительством Оренбургской области на уровне муниципальных образований. Подтверждением этому может служить использование программно-целевого метода финансирования в практической деятельности.
Закон Оренбургской области от 30 декабря 2005 года N 2892/517-III-ОЗ "О программе поддержки учреждений культуры районов и городов области на 2006 - 2008 годы" позволил за три года снизить дефицит по сценическим костюмам, литературе и информационным технологиям. Приобретение автотранспорта дало возможность в условиях действия Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" оказывать культурные услуги населению отдаленных сел, не имеющих стационарных учреждений культуры. Целевая программа стала важнейшим фактором привлечения внимания к проблемам сельской культуры, налаживанию партнерских отношений с органами власти муниципальных образований. Это позволило увеличить в 2008 году финансовую составляющую данной программы в 5 раз. Общий бюджет программы составил 69947 тыс. рублей (в 2006 году - 9125 тыс. рублей; 2007 году - 10025 тыс. рублей; 2008 году - 50797 тыс. рублей).
Приоритетными задачами отрасли остаются улучшение материально-технической базы учреждений культуры, строительство, реконструкция и дострой зданий культурно-досуговой сферы.
Возникает необходимость в утверждении грантов на развитие сельской культуры. Остается много нерешенных проблем с обновлением сценических костюмов, приобретением технического оборудования, музыкальных инструментов.
Данная Программа является единственным государственным механизмом Правительства Оренбургской области в поддержке сохранения и развития учреждений культуры районов и городов области.
Бюджеты муниципальных образований, особенно сельских районов, дотационные, в связи с этим финансовых средств на материально-техническое переоснащение домов культуры, детских школ искусств, библиотек и музеев недостаточно.
Придание культуре приоритетного значения в социальной политике аграрного субъекта Федерации, каким является Оренбургская область, может служить гарантом духовного возрождения и укрепления сел, закрепляемости специалистов, притока в экономику области высокообразованных молодых кадров.