Задача обеспечения эффективности использования результатов космической деятельности (далее - РКД) приобрела особое государственное значение. Это вызвано, прежде всего, принятым руководством страны курсом на инновационное развитие России, обеспечение технологического прорыва и модернизацию экономики на основе внедрения качественно новых технологий и услуг. В этих целях на федеральном уровне определены соответствующие поручения Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. (протокол от 10.08.2010 N ВП-П7-44пр), поручения Президента Российской Федерации от 10.11.2012 N 2672, поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Суркова В.Ю. (протокол от 17.04.2012 N ВС-П7-3пр).
Создан Межведомственный совет по использованию результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
В экономике, экологии, развитии городов, сельского хозяйства, транспорта все шире и шире применяются космические технологии. При этом отмечается, что некоторые виды деятельности целесообразно регулировать с использованием космических услуг (территориальное планирование и градостроительство, лесное хозяйство, безопасность жизнедеятельности, природные ресурсы, водное хозяйство). С учетом этого, ряд структур и органов власти федерального уровня совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, негосударственными инвесторами продолжает предпринимать усилия, направленные на обеспечение эффективного использования РКД в интересах различных отраслей экономики и населения страны.
Комплексное использование РКД способно придать экономике регионов инновационный характер, усилить рыночные механизмы, повысить качество жизни населения, расширить спектр оказываемых услуг. В регионах наращиваются усилия по реализации принятых целевых программ использования результатов космической деятельности, ускоренно разрабатываются проекты программ еще для ряда субъектов Российской Федерации. Главная цель - максимальная интеграция РКД с реальными социально-экономическими процессами, протекающими в регионах; создание качественно новой региональной навигационно-информационной инфраструктуры, обеспечивающей объективный и комплексный мониторинг основных отраслей экономики - сельского, водного, лесного хозяйства, транспорта, строительства, природопользования, градостроительства, жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов и других отраслей экономики.
Космическая деятельность является определяющей во многих важных сферах хозяйственной деятельности, в том числе:
80 - 95% - в области навигационного и координатно-временного обеспечения;
95% - в системе единого времени;
75% - в развертывании и поддержании государственных геодезических сетей;
75% - в обеспечении территориального планирования;
70% - в мониторинге природных ресурсов и подвижных объектов;
50% - в ведении кадастров земель и учета недвижимости;
50 - 70% - в обеспечении дистанционного мониторинга территорий и объектов, природных процессов и явлений, результатов хозяйствования человека.
Преимуществами космических технологий дистанционного наблюдения и систем глобального навигационного позиционирования являются:
создание базы данных дистанционного зондирования Земли и информационных технологий для долговременного мониторинга производственных объектов, природной среды, в первую очередь на лицензионных участках добычи минерально-сырьевых ресурсов и лесных разработок;
возможность мониторинга многочисленных объектов, рассредоточенных на больших, в том числе труднодоступных территориях, и представление актуальных данных об их состоянии;
высокая оперативность и систематичность предоставления данных, в том числе независимо от погодных условий и времени суток;
возможность автоматизированной обработки и представления получаемых данных, их интеграции в геоинформационные системы;
сравнительная дешевизна получаемых данных по сравнению с другими средствами контроля.
Наиболее действенным инструментом внедрения РКД является программно-целевой метод планирования и управления, создающий необходимые условия для широкомасштабного использования РКД и обеспечивающий консолидацию усилий и ресурсов федерального и регионального уровней, а также внебюджетных средств.
Ведущей тенденцией в этой деятельности, основанной на разработке и реализации региональных целевых программ использования РКД различного уровня, является формирование в Алтайском крае навигационно-информационной инфраструктуры, обеспечивающей на основе комплексного использования РКД объективный и многопараметрический мониторинг ключевых отраслей региональной экономики - сельского, водного, лесного хозяйства, транспорта, строительства, природопользования, территориального планирования, градостроительства и других отраслей экономики Алтайского края, а также подготовку высококвалифицированных кадров в сфере использования РКД.
Мировой и отечественный опыт подтверждают, что использование РКД значительно повышает эффективность решения практически всех социально-экономических задач.
Значение проблемы, решаемой в рамках программы, выходит далеко за рамки только космической деятельности, так как результаты этой деятельности востребованы органами государственной власти, юридическими и физическими лицами.
Главной проблемой, на решение которой направлена программа, является отсутствие целостной региональной инфраструктуры использования РКД в интересах органов исполнительной власти Алтайского края, организаций и населения.
Создание такой инфраструктуры будет способствовать решению актуальных задач социально-экономического и инновационного развития, повышения производительности труда и конкурентоспособности Алтайского края.
Также программа направлена на решение следующих проблем:
недостаточная информированность конечных пользователей о готовых к использованию и создаваемых космических продуктах и услугах;
отсутствие системы подготовки и повышения квалификации специалистов - пользователей результатами космической деятельности;
отсутствие координации деятельности в области использования РКД в крае.