АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2001 года N 89
О продолжении работ по подготовке и реализации пилотного проекта образовательной сети Алтайского края
Документ утратил силу на основании постановления администрации Алтайского края от 1 октября 2001 года N 593.
Главным управлением экономики и инвестиций администрации края совместно с комитетом администрации края по образованию продолжается работа по реализации постановления администрации края N 854 от 08.11.2000 "О создании рабочей группы по подготовке и реализации пилотного проекта образовательной сети Алтайского края". В ходе выполнения постановления проведены заседания рабочей группы, подписан Протокол рабочей группы, в котором отражены основные цели и первоочередные задачи проводимой работы, Министром образования Российской Федерации и главой администрации Алтайского края подписано межведомственное "Соглашение о создании фрагмента информационной сети Министерства образования в Алтайском крае" от 15.01.2001 г. N 2, в краевой бюджет на 2001 год в разделе "Образование" на реализацию проекта в части компьютеризации сельских школ предусмотрено 10 миллионов рублей, финансированием из краевого бюджета социально и экономически значимых проектов на 2001 год за счет средств капитальных вложений предусмотрено на реализацию программы пилотного проекта образовательной сети края 10 миллионов рублей. Разработана "Концепция информатизации сельской школы Алтайского края".
В целях дальнейшей реализации программ Правительства Российской Федерации: "Информационные технологии в образовании", "Индустрия образования", краевой комплексной программы "Сохранение и развитие системы образования в Алтайском крае до 2005 года", а также во исполнение межведомственного соглашения между Министерством образования Российской Федерации и администрацией края от 15.01.2001 г. N 2 "О создании фрагмента информационной сети Министерства образования Российской Федерации в Алтайском крае" и постановления администрации края N 854 от 08.11.2000 г. ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Включить в состав рабочей группы, утвержденный постановлением администрации края N 854 от 08.11.2000 г. в качестве сопредседателя заместителя главы администрации края Я.Н.Шойхета.
2. Утвердить Концепцию информатизации сельской школы Алтайского края (Приложение 1).
3. Первоочередными задачами создания образовательной сети края считать:
- компьютеризацию общеобразовательных сельских школ,
- разработку "Технического задания на создание территориального фрагмента информационной сети Министерства образования Российской Федерации в Алтайском крае",
- разработку системного проекта образовательной сети края.
4. Главному управлению экономики и инвестиций администрации края (В. И. Псарев) и комитету администрации края по образованию (Г. П. Зырянов):
- сформировать временный творческий коллектив для разработки "Технического задания на создание территориального фрагмента информационной сети Министерства образования Российской Федерации в Алтайском крае" и согласования его с Министерством образования Российской Федерации,
- сформировать межведомственную комиссию для приемки технического задания, проведения конкурсного отбора подрядчиков на создание системного проекта образовательной сети края и выполнения комплекса работ по компьютеризации сельских школ.
5. Финансирование разработки "Технического задания на создание территориального фрагмента информационной сети Министерства образования Российской Федерации в Алтайском крае" согласно прилагаемой смете осуществить за счет средств СЭЗ "Алтай" (Приложение 2).
6. Временному творческому коллективу завершить разработку и согласование технического задания во втором квартале 2001 года.
7. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации края, начальника Главного управления экономики и инвестиций Псарева В.И. и заместителя главы администрации края Я.Н. Шойхета.
Первый заместитель Главы администрации края Н.А. Чертов
Концепция информатизации сельской школы Алтайского края Барнаул-2001
Содержание
0 концепции информатизации сельской школы
Информатизация образования и сельская школа
Цели и задачи информатизации образования
Этапы компьютеризации образования
Специфика обучения в сельской школе и возможности компьютеризации
Курс информатики в сельской школе
Типовые конфигурации оснащения школ вычислительной техникой
Объемы финансирования
Нормативная потребность сельских школ Алтайского края в компьютерной технике
Спецификация аппаратно-программных средств
Сводная таблица стоимости компьютеризации сельской школы (в у.е.)
О КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Концепция подготовлена с целью научно-методического обеспечения работы по разработке и реализации краевой программы информатизации сельской школы.
Концепция подготовлена на основе программы информатизации образования Алтайского края, подготовленной по заказу комитета по образованию администрации края в рамках разработки комплексной региональной программы "Сохранение и развитие системы образования в Алтайском крае до 2005 года" и федеральной концепции информатизации сельской школы.
Концепция подготовлена под редакцией руководителя рабочей группы по разработке программы информатизации образования Алтая, члена рабочей группы по разработке концепции информатизации сельской школы в Российской Федерации, действительного члена Академии информатизации образования, заведующего кафедрой информатики ЮНЕСКО (Алтайский филиал), проректора Барнаульского государственного педагогического университета по информатизации и инновациям профессора Каракозова С.Д.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Развитие вычислительной техники, начавшееся с 50-х годов текущего столетия, оказало чрезвычайно существенное влияние на все сферы научной, политической и социально-экономической жизни общества.
Образование не могло остаться в стороне от происходящих в обществе изменений.
Его целью стало решение трех задач:
- подготовки специалистов для работы с новой техникой (профессиональное образование),
- подготовки всего населения к жизни и работе в новых условиях (общее образование),
- использование возможностей компьютеров и информационных технологий для повышения эффективности обучения (совершенствование самой системы обучения).
Достижение этих целей определяется двумя группами объективно действующих факторов:
- внешними по отношению к образовательной системе, задающими условия, в которых функционирует школа;
- внутренними, определяющими готовность и способность общеобразовательных учреждений воспринять достижения научно-технического прогресса и эффективно использовать их для решения своих основных задач.
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ характеризуются достигнутым уровнем развития информационной индустрии, широтой применения НИТ во всех сферах жизни общества. Эти факторы, по существу, задают ограничения на темп и характер оснащения учебных заведений средствами вычислительной техники и программным обеспечением, практическую возможность широкого распространения отдельных нововведений.
ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ. Сегодня IBM-совместимые компьютеры стали фактическим стандартом в школе. Таким образом, именно эти компьютеры должны быть базовыми для системы образования. Вместе с тем, исходя из мировых тенденций развития информатизации системы образования, следовало бы оснастить несколько школ компьютерами типа APPLE, прежде всего, в специализированных языковых и художественных школах. Другой феномен - компьютерная коммуникация, развитие которой, несмотря на все сложности, продолжается в крае на протяжении ряда лет.
УРОВЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСКНИКОВ.
Сейчас многие уже осознают, что "алгоритмический стиль мышления" и "умение пользоваться компьютером для решения своих задач" - лишь верхушка айсберга нового содержания образования, привносимого в школу становящейся информационной культурой. Уровень требований на рынке труда к выпускникам школ неуклонно растет, в результате чего направление действия внешних факторов меняется. И если в середине 80-х они тормозили "волюнтаристски" начатый процесс информатизации школы, ныне же стимулируют его развитие.
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ в значительной степени контролируются самой системой образования. Они определяют способность системы образования воспринять и освоить вновь появляющиеся средства работы с информацией и характеризуются:
- НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ЗАДЕЛОМ,
- достигнутым УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ педагогов, их знакомством с потенциальными возможностями НИТ и умением использовать эти возможности в своей практической работе;
- ГИБКОСТЬЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ образовательными учреждениями.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЗАДЕЛ. Первые представления об использовании ЭВМ в процессе обучения возникли около четверти века назад под флагом "технического перевооружения педагога", механизации его труда. Они развивались в рамках концепции "обучающей машины", имитирующей процесс индивидуальной работы учителя с обучаемым. Однако, понимание ограниченности этой концепции неуклонно растет. Все больше педагогов осознает, что основное влияние на методы и организационные формы обучения оказывают не обучающие программы. Решающая роль принадлежит НИТ как средству учебной деятельности, новому взгляду на цели и содержание образования, порождаемому процессом информатизации общества.
Стремление решить задачу развития познавательной самостоятельности школьников привело к возникновению педагогической философии, впервые реализованной в рамках "Лого". ЭВМ, ее программное обеспечение ("компьютерная среда" или "микромир"), дополнительно подключаемое периферийное оборудование (датчики и исполнительные механизмы), помещение, где происходят занятия, образуют специфическую среду, создающую условия для проявления познавательной активности учащихся. Соответственно, меняется и роль учителя. Теперь его основная задача - направлять развитие личности учащихся, поддерживать творческий поиск и организовывать их коллективную работу.
Таким образом, в программе информатизации образования должна быть заложена последовательная реализация деятельностного подхода в образовании, которая может быть выдержана только при КОМПЛЕКСНОМ РЕШЕНИИ, предусматривающем использование компьютера на всех этапах - от детского сада до старших классов школы.
УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ. Новые информационные технологии бесполезны, если педагоги не имеют достаточной технической и методической подготовки, действенных стимулов для использования ЭВМ.
Таким образом, программа информатизации должна предусматривать краткосрочную интенсивную методическую переподготовку педагогов в сочетании с оперативной справочно-консультационной поддержкой и обменом опытом в ходе последующей практической работы через систему электронной почты, что дает возможность каждому педагогу контактировать со своими коллегами, придерживающимися сходной методической позиции.
Сочетание средств "обучения на расстоянии" с периодическими личными контактами педагогов облегчит развитие творческой инициативы, проникновение ростков нового в каждое учебное заведение. Вместе с тем, реализация подобной программы со временем потребует специальной службы, которая будет заниматься проблемами информатизации образования.
ГИБКОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ. Способность системы управления образованием быстро перестраиваться, обеспечивая возникновение и распространение новых прогрессивных организационных форм и методов учебно-воспитательной работы, - необходимая предпосылка развития процесса информатизации образования.
Таким образом, программа должна содержать два уровня реализации - создание базовых точек роста, это могут быть, например, инновационные школы и работа по повышению уровня работы массовых школ.
Вместе с тем, и САМИ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ должны переходить к использованию новых информационных технологий в своей деятельности, как в таких традиционных областях как бухгалтерия, статистика, так и в таких сравнительно новых, как обеспечение доступа к самой современной педагогической информации через компьютерные сети.
Расслоение регионов по уровням использования НИТ продолжается. Технологическая революция в образовании происходит на наших глазах. Новые информационные технологии в школе уже начали влиять на результаты подготовки учащихся. Сохранение конкурентоспособности на российском рынке труда выпускников школ требует скорейшего принятия и реализации краевой программы информатизации образования.
ЭТАПЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Появление в конце 70-х годов персональных компьютеров создало предпосылки массового проникновения вычислительной техники и других средств информатизации во все сферы общественной жизни и производства. Тогда же в развитых странах Запада началось активное оснащение компьютерами образовательных учреждений всех уровней.
В Российской Федерации информатизация образования началась в широких масштабах в 1985 году, когда в рамках образовательной реформы 1984 года в школьную программу двух последних лет обучения был введен новый учебный предмет "Основы информатики и вычислительной техники" и начались первые поставки компьютеров в образовательные учреждения. За это время несколько раз менялись представления о том, для чего они нужны, и как их использовать. В различных школах это делается по-разному, однако, практически во всех случаях можно выделить несколько этапов, через которые проходит процесс "компьютеризации" школы.
На ПЕРВОМ ЭТАПЕ в школе говорят, что они "изучают информатику". И действительно, компьютеры используются исключительно как объект изучения.
На ВТОРОМ ЭТАПЕ обычно заявляют, что "компьютеры используются для изучения других предметов". Учителя математики, физики, географии или начальной школы проводят отдельные занятия в кабинете информатики, где предлагают школьникам работу с обучающими и/или контролирующими программами.
На ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ компьютеры из кабинета информатики распространяются по всей школе. Учителя и учащиеся начинают использовать компьютеры главным образом как универсальный инструмент, приспосабливая их для решения своих обычных задач.
Лишь единицы школ приближаются к следующему ЧЕТВЕРТОМУ ЭТАПУ, связанному с освоением и использованием средств нового поколения: мультимедиа, глобальных и локальных (на CD ROM) баз данных, портативных компьютеров. С точки зрения педагогики, начинается переход к использованию открытых учебных архитектур.
Большинство школ России, имеющих вычислительную технику, находится на первом или втором этапах ее освоения.
С сожалением можно констатировать, что это же относится и к школам Алтая. В настоящее время лишь несколько школ достигли третьего этапа компьютеризации (школа N 42 г. Барнаула, Бийский лицей). Более того, как показало выборочное обследование районов края и многолетние статистические данные по итогам краевой олимпиады школьников по информатике, происходит сворачивание преподавания курса информатики в школах края, вызванное выходом из строя учебной вычислительной техники, выработавшей свой ресурс.
Этот процесс с неизбежностью приведет к снижению конкурентоспособности выпускников школ края на рынке труда.
Поэтому, в качестве главного требования к программе информатизация сельских школ на Алтае необходимо выдвинуть следующее
- создание базовых точек роста использования новых информационных технологий в системе образования в ряде школ Алтая, их обеспечение возможностями выхода на третий/четвертый этап компьютеризации;
- обеспечение массовых школ возможностями выхода на второй этап компьютеризации.