Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 09.12.2014)

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Состояние рынка труда находится в прямой зависимости от социально-экономических процессов, протекающих не только в регионе, но и в стране в целом.

В 2010 - 2012 годах по основным индикаторам рынка труда в Алтайском крае закрепились положительные тенденции.

Общая численность безработных в 2011 году снизилась в сравнении с 2010 годом на 4 тыс. человек (с 115,0 тыс. человек, или 8,8% от экономически активного населения, в 2010 году до 111,0 тыс. человек, или 8,7%, в 2011 году). В среднем за 9 месяцев 2012 года общая численность безработных снизилась в сравнении с соответствующим периодом 2011 года на 32,9 тыс. человек (с 117,8 тыс. человек, или 9,2% от экономически активного населения, до 84,9 тыс. человек, или 6,7%).

За два года численность зарегистрированных безработных снизилась на 23,3 тыс. человек (41,2%): с 56,5 тыс. человек на 01.01.2010 до 33,2 тыс. человек на 01.01.2012. К началу октября 2012 года численность безработных составила 24,1 тыс. человек.

Наметилась устойчивая тенденция к снижению коэффициента напряженности на рынке труда. Численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, в расчете на одну вакансию уменьшилась с 19,1 чел. на 01.01.2010 до 3,1 чел. на 01.01.2012 (на 01.10.2012 - 1,9 чел.).

При одновременном сокращении общей безработицы и численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, в 2011 году отмечалось снижение числа занятых. Численность занятого населения уменьшилась на 22,2 тыс. человек (1,9%) с 1187,5 тыс. человек в 2010 году до 1165,3 тыс. человек в 2011 году. В 2012 году численность занятого населения увеличилась на 0,7% с 1167,6 тыс. человек в среднем за 9 месяцев 2011 года до 1175,6 тыс. человек в среднем за 9 месяцев 2012 года.

По оценке в 2012 году уровень общей безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, в среднегодовом исчислении составит 11,4% в районах, 6,2% в городах. Уровень регистрируемой безработицы в среднем за 2012 год также будет выше в районах, чем в городах (3,5% и 1,2% соответственно). Данное соотношение уровня безработицы в городах и сельской местности наблюдается и в Сибирском федеральном округе, и в целом в Российской Федерации. Исторически сложившееся размещение производительных сил определило нахождение значительной доли трудовых ресурсов Алтайского края именно в сельской местности. Доля сельского населения края стабильно более чем в 1,5 раза превышает среднюю долю сельского населения Российской Федерации (45% и 26% соответственно). И, как следствие, наибольшее количество зарегистрированных безработных граждан (около 70%) проживают в сельской местности региона. При этом в каждом пятом населенном пункте (в 341 из 1598) отсутствуют работодатели-товаропроизводители. В этих населенных пунктах проживает порядка 39,0 тыс. человек трудоспособного возраста.

Также на рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. К ним относятся женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, инвалиды, граждане предпенсионного и пенсионного возраста, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).

(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 12.09.2013 N 486)

Кроме того, актуальной проблемой на рынке труда края по-прежнему остается низкий уровень оплаты труда - каждая вторая вакансия, заявляемая работодателями в службу занятости населения, предусматривает оплату труда в размере ниже установленного прожиточного минимума.

В связи с вышеизложенным возникает необходимость реализации системы мероприятий, которая позволит комплексно решать проблемы, актуальные для рынка труда края в целом и отдельных его территорий с учетом приоритетов развития региона на среднесрочную перспективу. С помощью программно-целевого метода необходимо обеспечить адресность инвестирования бюджетных средств, концентрацию сил и средств на приоритетных направлениях государственной политики занятости населения, своевременное реагирование на возникающие изменения в сфере занятости населения, координацию действий отдельных участников рынка труда.