В схеме территориального планирования Барнаульской агломерации предлагается в максимальной степени использовать существующую территорию г. Барнаула и г. Новоалтайска за счет свободных территорий, уплотнения и модернизации усадебной застройки, многофункционального использования территорий производственных зон (картосхема 1 и картосхема 2 - не приводятся).
В г. Новоалтайске целесообразно расширить производственную зону в южной части города.
При застройке северо-западного жилого района в г. Барнауле необходимо проанализировать зону шумового дискомфорта от аэропорта Барнаул имени Германа Степановича Титова с учетом его расширения.
Целесообразно освободить территории городов от садовых участков. В г. Новоалтайске садовые участки, расположенные восточнее Чуйского тракта, предлагается разместить на территории Первомайского района вблизи магистралей и населенных пунктов (например, в долине р. Лосиха, между селами Баюновские Ключи и Жилино), при соответствующих межмуниципальных соглашениях.
Предлагается вариант централизации размещения и уплотнения жилищного строительства, увеличение доли высокоплотной (преимущественно малоэтажной) застройки на территории пригородной части городского округа - город Барнаул и вблизи городского округа - город Новоалтайск.
Для концентрации жилищного строительства, предпочтительнее высокоплотного малоэтажного, до 3 - 4 этажей, с полным комплексом социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, предлагаются две площадки на двух берегах агломерации. На левом берегу - площадка между населенными пунктами Центральный и Лебяжье и Змеиногорским трактом (далее - условно "Приобье"), на правом берегу - площадка "Берниково" на территории Санниковского сельского совета (картосхема 3 - не приводится).
Следует завершить коттеджное строительство на площадках с уже значительной степенью освоения и отказаться от застройки новых территорий вблизи ленточного бора. В качестве компенсационной меры - выделение территорий под жилищное строительство на юго-востоке городского округа - город Барнаул - условно "Приобье". На правом берегу освоение площадки "Берниково" может быть осуществлено в более отдаленной перспективе.
В качестве одного из приоритетных направлений агломерации рассматривается устойчивое развитие сельской местности на основе сельского хозяйства, эффективного лесного хозяйства, рекреации, развития взаимоотношений "город - деревня" при сохранении экологических функций сельской местности.
В целях совершенствования транспортной инфраструктуры предусматривается реализация проекта строительства "Северного обхода города Барнаула" с размещением крупных транспортно-логистических, торговых комплексов, выставочных комплексов оптово-розничной торговли сельскохозяйственной продукцией и других комплексов.
В районе населенных пунктов Новомихайловка и Лесной возможно концентрированное размещение производственных объектов, так как пос. Новомихайловка находится в зоне подлета воздушных судов, что является неблагоприятным для жилищного строительства фактором, а на территории, расположенной западнее пос. Лесного, - размещение мусороперерабатывающего производства.
В силу природно-экологических условий на всей территории агломерации не должны размещаться объекты высоких классов (4 - 5 классов) санитарной вредности.
Предлагаемые варианты размещения транспортно-логистических комплексов: район аэропорта Барнаул имени Германа Степановича Титова, Северный обход юго-восточнее пос. Черницк и восточнее магистралей Алейского направления, район пересечения Правобережного тракта и железной дороги Барнаул - Бийск с Чуйским трактом, район станции Укладочный на железнодорожном направлении Барнаул - станция Артышта.
В районе микрорайона Берниково Санниковского сельсовета, северо-восточнее возможной приоритетной площадки для городского строительства, выделена территория для размещения парка развлечений. Эта территория может быть достаточно удобно связана с железной дорогой Барнаул - Бийск и Чуйским трактом - транзитными для Барнаульской агломерации туристическими путями в Горный Алтай.
С учетом проектных решений документов территориального планирования муниципальных образований, входящих в Барнаульскую агломерацию, предлагается рассмотреть вопросы:
о расширении и разгрузке особо значимой планировочной оси города, которой является Павловский тракт, ведущий от аэропорта к центру города;
о переносе грузового порта на левом берегу р. Обь (ниже железнодорожного моста) для вывода города к реке;
о размещении новых кладбищ для г. Барнаула (на территории городского округа, за городской чертой города) и г. Новоалтайска (36 га в 3 км северо-восточнее селитебных территорий города);
о размещении полигона твердых бытовых отходов для г. Новоалтайска расчетной площадью 17 га (на базе существующего полигона площадью 10,5 га). В перспективе предполагается предусмотреть размещение крематориев в составе кладбищ на правом и левом берегах Барнаульской агломерации. На левом берегу представляется уместной организация крематория уже в ближайшей перспективе;
об использовании пойменных территорий р. Обь в целях комплексной застройки с привлечением научно-исследовательских и проектно-изыскательских организаций.
К зонам с особыми условиями использования территории (картосхема 4 - не приводится) отнесены:
1. Зоны, формируемые природными ограничениями:
зоны затопления паводком 1% обеспеченности;
месторождения полезных ископаемых;
территории с уклонами более 20%;
оползневый склон левого берега р. Обь в пределах городского округа - город Барнаул.
2. Зоны, формируемые санитарно-гигиеническими ограничениями:
водоохранные зоны;
санитарно-защитные зоны производственных и коммунальных объектов, объектов специального назначения;