АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2012 года N 644
Об утверждении схемы территориального планирования Барнаульской агломерации
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации Алтайского края от 12.11.2015 N 461, вступившего в силу в день официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 17.11.2015).
____________________________________________________________________
В соответствии со статьями 7, 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 12 закона Алтайского края от 29.12.2009 N 120-ЗС "О градостроительной деятельности на территории Алтайского края", с учетом положительного сводного заключения Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.09.2012 N 25169-ВГ/02 постановляю:
1. Утвердить прилагаемую схему территориального планирования Барнаульской агломерации.
2. Управлению Алтайского края по строительству и архитектуре (Геттих А.И.):
обеспечить (с использованием официального сайта) доступ к схеме территориального планирования Барнаульской агломерации и материалам по ее обоснованию, с размещением в федеральной государственной информационной системе территориального планирования;
опубликовать схему территориального планирования Барнаульской агломерации в газете "Алтайская правда";
направить в установленном порядке указанную схему в муниципальные образования, применительно к территориям которых она подготовлена.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ишутина Я.Н.
Губернатор Алтайского края А.Б.КАРЛИН
СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ БАРНАУЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ
В соответствии с законом Алтайского края от 29.12.2009 N 120-ЗС "О градостроительной деятельности на территории Алтайского края" схема территориального планирования Барнаульской агломерации содержит положения о территориальном планировании и соответствующие картосхемы.
На основании соглашения о создании Барнаульской агломерации от 14.10.2009 в состав Барнаульской агломерации вошли городской округ - город Барнаул, городской округ - город Новоалтайск и Первомайский муниципальный район.
Основными целями разработки схемы территориального планирования Барнаульской агломерации являются:
создание документа, определяющего стратегию развития и условия формирования среды жизнедеятельности, обеспечения комплексного подхода к развитию агломерации для повышения качества жизни населения и инвестиционной привлекательности территории;
развитие и совершенствование агломерации на базе соседствующих городских округов - город Барнаул и город Новоалтайск и сопряженных с ними Первомайского района и их межтерриториального взаимодействия.
К основным задачам территориального планирования относятся:
развитие и размещение объектов капитального строительства краевого и местного значения транспортной и инженерной инфраструктуры;
сохранение объектов исторического и культурного наследия;
улучшение экологической обстановки и охрана окружающей среды;
предотвращение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
инженерная подготовка территории;
санитарная очистка территории.
В схеме территориального планирования Барнаульской агломерации предлагается в максимальной степени использовать существующую территорию г. Барнаула и г. Новоалтайска за счет свободных территорий, уплотнения и модернизации усадебной застройки, многофункционального использования территорий производственных зон (картосхема 1 и картосхема 2 - не приводятся).
В г. Новоалтайске целесообразно расширить производственную зону в южной части города.
При застройке северо-западного жилого района в г. Барнауле необходимо проанализировать зону шумового дискомфорта от аэропорта Барнаул имени Германа Степановича Титова с учетом его расширения.
Целесообразно освободить территории городов от садовых участков. В г. Новоалтайске садовые участки, расположенные восточнее Чуйского тракта, предлагается разместить на территории Первомайского района вблизи магистралей и населенных пунктов (например, в долине р. Лосиха, между селами Баюновские Ключи и Жилино), при соответствующих межмуниципальных соглашениях.
Предлагается вариант централизации размещения и уплотнения жилищного строительства, увеличение доли высокоплотной (преимущественно малоэтажной) застройки на территории пригородной части городского округа - город Барнаул и вблизи городского округа - город Новоалтайск.
Для концентрации жилищного строительства, предпочтительнее высокоплотного малоэтажного, до 3 - 4 этажей, с полным комплексом социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, предлагаются две площадки на двух берегах агломерации. На левом берегу - площадка между населенными пунктами Центральный и Лебяжье и Змеиногорским трактом (далее - условно "Приобье"), на правом берегу - площадка "Берниково" на территории Санниковского сельского совета (картосхема 3 - не приводится).
Следует завершить коттеджное строительство на площадках с уже значительной степенью освоения и отказаться от застройки новых территорий вблизи ленточного бора. В качестве компенсационной меры - выделение территорий под жилищное строительство на юго-востоке городского округа - город Барнаул - условно "Приобье". На правом берегу освоение площадки "Берниково" может быть осуществлено в более отдаленной перспективе.
В качестве одного из приоритетных направлений агломерации рассматривается устойчивое развитие сельской местности на основе сельского хозяйства, эффективного лесного хозяйства, рекреации, развития взаимоотношений "город - деревня" при сохранении экологических функций сельской местности.
В целях совершенствования транспортной инфраструктуры предусматривается реализация проекта строительства "Северного обхода города Барнаула" с размещением крупных транспортно-логистических, торговых комплексов, выставочных комплексов оптово-розничной торговли сельскохозяйственной продукцией и других комплексов.
В районе населенных пунктов Новомихайловка и Лесной возможно концентрированное размещение производственных объектов, так как пос. Новомихайловка находится в зоне подлета воздушных судов, что является неблагоприятным для жилищного строительства фактором, а на территории, расположенной западнее пос. Лесного, - размещение мусороперерабатывающего производства.
В силу природно-экологических условий на всей территории агломерации не должны размещаться объекты высоких классов (4 - 5 классов) санитарной вредности.
Предлагаемые варианты размещения транспортно-логистических комплексов: район аэропорта Барнаул имени Германа Степановича Титова, Северный обход юго-восточнее пос. Черницк и восточнее магистралей Алейского направления, район пересечения Правобережного тракта и железной дороги Барнаул - Бийск с Чуйским трактом, район станции Укладочный на железнодорожном направлении Барнаул - станция Артышта.
В районе микрорайона Берниково Санниковского сельсовета, северо-восточнее возможной приоритетной площадки для городского строительства, выделена территория для размещения парка развлечений. Эта территория может быть достаточно удобно связана с железной дорогой Барнаул - Бийск и Чуйским трактом - транзитными для Барнаульской агломерации туристическими путями в Горный Алтай.
С учетом проектных решений документов территориального планирования муниципальных образований, входящих в Барнаульскую агломерацию, предлагается рассмотреть вопросы:
о расширении и разгрузке особо значимой планировочной оси города, которой является Павловский тракт, ведущий от аэропорта к центру города;
о переносе грузового порта на левом берегу р. Обь (ниже железнодорожного моста) для вывода города к реке;
о размещении новых кладбищ для г. Барнаула (на территории городского округа, за городской чертой города) и г. Новоалтайска (36 га в 3 км северо-восточнее селитебных территорий города);
о размещении полигона твердых бытовых отходов для г. Новоалтайска расчетной площадью 17 га (на базе существующего полигона площадью 10,5 га). В перспективе предполагается предусмотреть размещение крематориев в составе кладбищ на правом и левом берегах Барнаульской агломерации. На левом берегу представляется уместной организация крематория уже в ближайшей перспективе;
об использовании пойменных территорий р. Обь в целях комплексной застройки с привлечением научно-исследовательских и проектно-изыскательских организаций.
К зонам с особыми условиями использования территории (картосхема 4 - не приводится) отнесены:
1. Зоны, формируемые природными ограничениями:
зоны затопления паводком 1% обеспеченности;
месторождения полезных ископаемых;
территории с уклонами более 20%;
оползневый склон левого берега р. Обь в пределах городского округа - город Барнаул.
2. Зоны, формируемые санитарно-гигиеническими ограничениями:
водоохранные зоны;
санитарно-защитные зоны производственных и коммунальных объектов, объектов специального назначения;
санитарные разрывы (охранные зоны) железных, автомобильных дорог, воздушных линий электропередачи, газопроводов;
зона шумового дискомфорта от аэродрома (санитарный разрыв вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов, современное состояние).
3. Особо охраняемые природные и историко-культурные территории: заказники, памятник природы, объекты культурного наследия.
В схеме территориального планирования Барнаульской агломерации предложены мероприятия по сохранению и формированию природно-экологического каркаса территории как основы для организации массового отдыха, сохранения и воспроизводства важнейших природных ресурсов (картосхема 5 - не приводится).
Ключевыми элементами природно-экологического каркаса рассматриваются:
транзитные экологические коридоры, служащие для сохранения биоразнообразия, мест обитания и путей миграции биологических видов, выполняющие эколого-стабилизирующие функции, проходящие по водотокам, днищам и приднищевым участкам долин рек Обь, Чумыш, Повалиха, Лосиха, Чесноковка;
ядра каркаса - лесные массивы, заказники краевого значения "Бобровский" и "Кислухинский", выполняющие функцию охраны биологических видов, сохранения природных экосистем, и памятник природы "Святой ключ". Для сохранения наиболее ценных земель предлагается придать природоохранный статус ленточным борам;
буферные зоны, служащие для ослабления влияний хозяйственной деятельности и антропогенных нагрузок и защиты от неблагоприятных внешних факторов. Предусматривается создание буферных зон "Бобровского" и "Кислухинского" заказников;
территории экологической реставрации - зоны экологического равновесия, требующие проведения специальных мероприятий с целью восстановления нарушенных ландшафтов, озеленения, регулирования хозяйственной деятельности - долины рек Барнаулка, Пивоварка, Чесноковка, Большая Черемшанка и другие.
Предложение по функциональному зонированию учитывает сложившееся использование территории, выводы ее комплексной оценки, а также направления возможного экономического развития и планировочной структуры агломерации.
Опорный каркас территории.
Основные транспортные коммуникации, к которым может быть добавлена первая очередь автодорожного обхода города Барнаула, сохраняют роль линейных элементов опорного каркаса территории. Среди них могут быть выделены ведущие элементы - Чуйский, Змеиногорский, Павловский тракты, идентичные направления железнодорожных магистралей, автодорожные и железнодорожные связи городов Барнаула и Новоалтайска. Зоны влияния этих дорог оцениваются ареалом с наибольшим потенциалом экономической и инвестиционной активности и привлекательности.
Города Барнаул и Новоалтайск, центры муниципальных образований Барнаульской агломерации, в перспективе выполняющие роль узловых элементов опорного каркаса территории, нуждаются в социальном и инженерном благоустройстве, в усовершенствовании дорог, связывающих их с центрами агломерации, обеспечивающих им выход на внешнюю сеть дорог, а также связь с населенными пунктами на подведомственной территории.
В схеме территориального планирования Барнаульской агломерации выделены следующие категории центров обслуживания (картосхема 6 - не приводится):
комплексный центр обслуживания краевого, общеагломерационного уровня в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, туризма, бизнеса и инновационно-внедренческой деятельности в сфере социальной инфраструктуры;
центр обслуживания общеагломерационного, краевого (по единичным видам обслуживания), муниципального уровня (г. Новоалтайск);
центр обслуживания сельских поселений, имеющих школы и стационарные медицинские учреждения;
населенные пункты с объектами рекреации, имеющими соответствующую инфраструктуру;
населенные пункты, в которых расположены единичные узкоспециализированные объекты краевого значения.
На территории агломерации представляется уместным и целесообразным строительство новых типов учреждений обслуживания с последующим их применением на территории края. Например, базовая школа с выделенным с блоком для дошкольного воспитания, с клубно-спортивным блоком, который может стать центром притяжения всего населения.
В целях усиления связей территории агломерации с курортно-рекреационной территорией на юге Алтайского края, а также международных взаимосвязей региона возможна организация скоростного железнодорожного движения по направлению Барнаул - Бийск (картосхема 7 - не приводится).
В связи с тем, что аэровокзальный комплекс аэропорта Барнаул имени Германа Степановича Титова не соответствует современным стандартам международного класса, необходима его реконструкция.