Недействующий

Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" на 2012 - 2016 годы и на перспективу до 2020 года

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В настоящее время на всей территории Алтайского края сложилась сложная ситуация в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе в части организации системы сбора и утилизации отходов. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю в 2010 году образовалось 3,05 млн. тонн отходов, из которых фактически использовано 977,79 тыс. тонн (32,1%), обезврежено 86,45 тыс. тонн (2,8%). Основной объем отходов приходится на предприятия, относящиеся к таким видам экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых - 758,2 тыс. тонн, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 627,6 тыс. тонн.

За последние пять лет объем ежегодного образования отходов увеличился на 77%, а к уровню 2002 года вырос в 3 раза. С учетом несовершенства системы статистики и обилия несанкционированных свалок эти цифры могут быть увеличены в несколько раз. Из общего объема образовавшихся отходов в 2010 году 71% приходится на отходы V класса опасности и 23% - IV класса опасности, которые могут быть переработаны почти полностью.

Большой объем и высокие темпы накопления отходов потребления и слабое развитие индустрии вторичной переработки приводит к тому, что захоронение отходов на свалках является основным методом их утилизации. Всего на территории края имеется около 1500 мест размещения твердых бытовых отходов (далее - "ТБО"), из которых более 90% не отвечают требованиям санитарных правил: отсутствуют подъездные асфальтированные дороги, ограждения, спецтехника для утилизации (захоронения) ТБО. Кроме того, не осуществляется рекультивация отработанных участков, что приводит к расширению территории полигонов и свалок. Отсутствует контроль селективного сбора и приема отходов, изменения состава грунтовых вод в районе размещения полигонов.

Захоронению подлежат неопасные отходы и отходы IV класса опасности, что для Алтайского края составляет около 33% общего количества образующихся отходов. Более 3% отходов (около 400 тыс. тонн в год), представляющих собой токсичные отходы 1 - 3 классов опасности, утилизируются небезопасными методами: размещаются на несанкционированных свалках и сбрасываются в водоемы, сжигаются с выбросом высокотоксичных веществ. Ситуация усугубляется отсутствием на территории края полигонов для размещения промышленных токсичных отходов.

С учетом государственной политики по повышению энергоэффективности экономики и отказа от использования ламп накаливания усиливается проблема утилизации отработавших ртутьсодержащих энергосберегающих ламп. В связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" предъявляются жесткие требования как к юридическим лицам, занимающимся промышленным производством, эксплуатацией многоквартирных домов, так и к населению. На сегодняшний день в крае практически не развиты механизмы сбора ртутьсодержащих бытовых отходов. Основными причинами сложившейся ситуации являются: слабо развитая инфраструктура по сбору, транспортированию и утилизации ртутьсодержащих отходов, отсутствие в органах муниципальной власти финансовых ресурсов, а также нехватка специалистов, занимающихся вопросами охраны окружающей среды. Организации, перерабатывающие ртутьсодержащие отходы, относятся к опасным производственным объектам. К ним предъявляются жесткие требования при проектировании и эксплуатации. Все это не позволяет обеспечить утилизацию отходов в каждом муниципальном образовании отдельно и определяет необходимость создания межмуниципальных объектов.

Общей проблемой для муниципальных образований края остается несанкционированное размещение отходов. Планомерно проводимая работа по выявлению несанкционированных свалок и привлечению виновных лиц к административной ответственности способствует улучшению положения дел в данной сфере, но не меняет ситуацию.

По-прежнему актуальным для региона является системное решение задач по утилизации агропромышленных отходов с учетом интенсивного строительства в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" крупных животноводческих комплексов.

Остается нерешенным вопрос о ликвидации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов. В течение последних пяти лет за счет средств краевого бюджета переупакованы и вывезены из бесхозяйных и разрушенных мест хранения более 4000 тонн таких токсичных отходов I и II классов опасности, которые размещены на складах временного хранения с целью последующей утилизации. За этот период ликвидировано более 500 мест хранения. Ввиду отсутствия технологии переработки и обезвреживания данных отходов проблема может быть решена путем размещения их на специализированных полигонах в городах Томске и Омске.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Однако в городах и селах края централизованно вывозится лишь от 30 до 40% ТБО. Вывоз отходов из микрорайонов индивидуальной застройки осуществляется домохозяйствами преимущественно самостоятельно, что зачастую способствует захламлению как территорий населенных пунктов, так и прилегающих природных объектов. Основной причиной данной ситуации является отсутствие необходимого количества специализированной техники, особенно в сельской местности. Всего в крае имеется 190 мусоровозов, из которых в сельской местности - 35.

Как показала практика, органы местного самоуправления оказались неспособными обеспечить полноценное исполнение возложенных на них полномочий по обращению с бытовыми и промышленными отходами. Объективными причинами сложившегося положения являются недостаток финансовых средств в местных бюджетах, ограниченные возможности привлечения инвестиций. Такие возможные решения, как создание полигона захоронения ТБО, мусоросжигательного завода или инфраструктуры по переработке вторичного сырья, требуют не только значительных объемов инвестиций, но и наличия необходимых площадей и территорий, удовлетворяющих геологическим, экологическим и другим требованиям.

Несмотря на наличие в крае механизмов финансового стимулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности, остается неиспользованным потенциал реализации инвестиционных проектов в сфере утилизации отходов. Сказывается неразвитость рынка данных услуг, сложность законодательного регулирования рассматриваемой отрасли и отсутствие подготовленных инвестиционных площадок.

По данным Алтайкрайстата, в 2010 году инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, составили 64052 тыс. рублей, или 62,1% к уровню 2009 года и 39,6% к уровню 2007 года. Из общего объема средств 59,4% направлено на охрану недр и рациональное использование минеральных ресурсов, 22,4% - на охрану атмосферного воздуха, 16,7% - на охрану и рациональное использование земель. За последние 3 года (2008 - 2010) на предприятия и полигоны по утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных и иных отходов инвестиции не направлялись.

В то же время в крае имеются успешные примеры реализации инвестиционных проектов в сфере переработки отходов. В с. Ларичиха Тальменского района ООО "Алтай-Форест" реализован проект "Утилизация отходов от лесопиления и рубок ухода за лесом. Строительство завода по производству ДСП". Проект был поддержан за счет средств краевого бюджета посредством субсидирования части банковской процентной ставки по привлеченному кредиту и налога на имущество.

До настоящего времени предпринимаемые органами государственной власти Алтайского края и муниципальными образованиями меры не решают проблему кардинальным образом, в том числе по причине недостаточного объема инвестиций, направляемых на строительство полигонов ТБО, мусоросортировочных станций, предприятий по переработке отходов. Усложняет ситуацию межотраслевой и межмуниципальный характер решаемой задачи.

При сохранении сложившейся тенденции в сфере обращения с бытовыми и промышленными отходами можно прогнозировать следующее развитие ситуации:

увеличение загрязнения земель отходами производства и потребления, превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в почве, атмосферном воздухе, грунтовых водах и поверхностных водных объектах;

деградация экосистем, снижение видового разнообразия;

ухудшение санитарного благополучия населения, возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с отходами;

снижение привлекательности жилья, производственных площадей, земельных участков, находящихся в зоне влияния экологически неблагополучных территорий;

нанесение значительного экономического ущерба экономике края в связи с захоронением отходов, обладающих высоким ресурсным потенциалом.

Анализ ситуации в области обращения с отходами позволяет выявить следующие основные проблемы, затрудняющие реализацию государственной политики в данной сфере и приводящие к постоянному росту экологической нагрузки на окружающую среду:

неразвитость инфраструктуры в области использования и обезвреживания отходов;

малоэффективная работа органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза и переработки отходов;

недостаточное применение экономических методов регулирования отношений в области обращения с отходами;

низкая грамотность и отсутствие заинтересованности населения и руководителей предприятий в решении вопросов обращения с отходами.

Модернизация и реформирование системы обращения с отходами требуют системного подхода и определяют необходимость использования программно-целевого метода решения указанных проблем, так как они:

носят комплексный характер: их решение, с одной стороны, определяется динамикой экономического развития, а с другой - влияет на нее;

являются приоритетными при формировании государственной и муниципальной экономической политики, поскольку их решение позволяет обеспечить улучшение качества жизни населения, повышение туристической и инвестиционной привлекательности Алтайского края;