За период действия подпрограммы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Алтайском крае" на 2007-2010 годы эпидемиологическая ситуация по туберкулезу улучшилась: заболеваемость всего населения уменьшилась на 12% (среди подростков - на 6,5%), а смертность снизилась на 8,4%. Число лиц, признанных инвалидами вследствие заболевания туберкулёзом, сократилось на 11,7%.
Вместе с тем, основные эпидемические показатели по туберкулезу в Алтайском крае (заболеваемость, распространённость, смертность) в 1,3-1,5 раза превышают средние по стране. Заболеваемость в регионе составляет 115,6% на 100 тыс. населения (по России - 86,3%), смертность - 30,4% на 100 тыс. населения (по России - 16,3%). 36% заболевших имеют заразные формы, у 16,5% из них определяется множественная лекарственная устойчивость возбудителя.
Имеет место активное вовлечение в эпидемический процесс наиболее трудоспособной части населения и женщин детородного возраста. Среди больных 57,8% - граждане от 18 до 44 лет, почти 80% умерших - лица трудоспособного возраста. Доля неработающих лиц в общей структуре заболеваемости составляет 72,3%. Среди данной категории значительное число пациентов отказывается от лечения, имеет низкую приверженность к лечению (18% больных с заразными формами туберкулеза, самовольно прекративших курс химиотерапии).
Показатели эффективности лечения впервые выявленных больных остаются недостаточными, прекращение бактериовыделения по окончании основного курса лечения составляет 57%, закрытие полостей распада - 55%, клиническое излечение - 27%.
Низкие результаты лечения обусловливаются нарастанием лекарственной устойчивости, значительным удельным весом больных, прерывающих лечение, а также высоким процентом летальности. Длительные сроки определения лекарственной чувствительности возбудителя (до 90 дней) классическими методами приводят к несвоевременному назначению этиотропного лечения больным с лекарственной устойчивостью.
Приобретение современных противотуберкулезных препаратов в ходе реализации мероприятий программы позволяет обеспечить проведение полноценного курса химиотерапии больных туберкулезом с организацией преемственности между этапами лечения (стационар, поликлиника, санаторий). В рамках федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2007 - 2012 годы)" и ее подпрограммы "Туберкулез" в край поступают препараты резервного ряда в ограниченном количестве. Для обеспечения доступности противотуберкулезной помощи населению, повышения эффективности лечения необходимо постоянное бесперебойное снабжение современными противотуберкулезными препаратами, что экономичнее при централизованном закупе на конкурсной основе.
Одной из наиболее важных проблем доступности оказания качественной специализированной помощи является неудовлетворительное состояние материально-технической базы противотуберкулезных учреждений. В 5 противотуберкулезных учреждениях отсутствует рентген-диагностическое оборудование. Имеющееся диагностическое и лечебное оборудование морально устарело и требует замены. В первую очередь необходимо обновление рентгенологического, эндоскопического и лабораторного оборудования.
Профессиональная заболеваемость сотрудников противотуберкулезной службы превышает показатель заболеваемости населения края в 3 раза и составляет 326,8 на 100 тыс. сотрудников. Необходимо оснащение противотуберкулезных учреждений обеззараживающими установками, работающими в присутствии людей.
Для достижения стабилизации эпидситуации по туберкулезу и снижению уровня смертности необходимо дальнейшее повышение качества медицинской помощи больным туберкулезом, обеспечение полномасштабных профилактических и противоэпидемических мероприятий среди различных категорий населения и сотрудников противотуберкулезных учреждений, полный охват больных туберкулезом современными эффективными методами лечения, оснащение противотуберкулезных учреждений лечебно- диагностическим оборудованием, формирование приверженности к лечению больных туберкулезом.
Решение проблемы борьбы с туберкулёзом требует комплексного подхода, координации действий органов исполнительной власти, ведомственных служб государственной системы здравоохранения, органов местного самоуправления с использованием программно-целевого метода.