В последние годы проблема обеспечения безопасности дорожного движения в стране становится все более острой. Постоянное увеличение автомобильного парка наряду с другими причинами привело к резкому росту количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), тяжесть последствий которых вполне сравнима с национальным бедствием.
В 2011 году в России произошло 199,9 тыс. ДТП. В этих авариях погибли 27,9 тыс. и получили ранение 251,8 тыс. человек. Травмы в результате дорожно-транспортных аварий являются основной причиной смерти среди людей в возрасте от 15 до 44 лет.
Алтайский край занимает I место в Сибирском федеральном округе и III место в Российской Федерации по протяженности автомобильных дорог. Длина дорог общего пользования - 15,5 тыс. км, из них дорог с твердым покрытием - 14,6 тыс. км. По территории края проходят 2 федеральные трассы Р-256 "Чуйский тракт" (Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - граница с Монголией), А-322 "Барнаул - Рубцовск - граница с Республикой Казахстан", 3 автодороги регионального значения (Р-370, Р-371, Р-380), большое количество дорог местного значения. 59,5% дорог не отвечает нормативным требованиям.
В летний период только по федеральной трассе М-256 за сутки проезжает более 50 тыс. машин, т.е. примерно 150 тыс. человек. Количество транспорта будет возрастать по мере развития в Алтайском крае особых экономических зон туристско-рекреационного типа "Алтайская долина" и "Бирюзовая Катунь", игорной зоны "Алтайская монета". Также в летний период становится довольно напряженным движение по трассам, ведущим в город Яровое.
В Алтайском крае, как и в России в целом, существует проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом. Ежегодно на дорогах края происходит более 3500 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают более 400 граждан, в большинстве своем трудоспособного возраста, имеющих высокий уровень образования и профессиональной квалификации, а еще около 4000 человек получают травмы различной степени тяжести, многие из которых приводят к инвалидности. За последние 5 лет в ДТП пострадали 2200 детей (8,3% от общего количества пострадавших при ДТП), 95 из них погибли.
Повреждения, полученные в ДТП, имеют свою специфику. Среди них преобладают сочетанные, множественные и несовместимые с жизнью травмы: черепно-мозговые травмы, травмы опорно-двигательного аппарата, повреждения органов брюшной и грудной полости. Повреждения, не диагностированные на догоспитальном этапе, в последующем могут стать причиной угрожающих жизни состояний вплоть до летального исхода. Наибольшее внимание уделяется черепно-мозговым травмам, поскольку именно данный вид травм обусловливает высокие показатели летальности в результате ДТП.
Особую озабоченность вызывают дорожно-транспортные происшествия, отнесенные к чрезвычайным ситуациям (с 10 и более пострадавшими либо 2 и более погибшими).
За последние 5 лет в крае произошло 190 дорожно-транспортных происшествий, которые отнесены к чрезвычайным ситуациям и в которых пострадали 876 человек, из них 91 ребенок, погибли 482 человека, из них 43 ребенка.
По количеству ДТП на федеральных автомагистралях лидируют Алейский, Бийский, Калманский, Красногорский, Первомайский районы, а по тяжести медико-санитарных последствий - Бийский, Зональный, Косихинский, Топчихинский, Шипуновский районы. Среди автотрасс края первое место по числу ДТП занимает федеральная автомобильная дорога Р-256.
В настоящий период время до прибытия машины скорой медицинской помощи к месту ДТП на федеральных автомобильных дорогах края превышает 20 минут и порой достигает часа, что недопустимо при тяжелых сочетанных травмах.
Оказание специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи пострадавшим в крупных ДТП, случающихся на федеральных и региональных трассах, является одной из задач повседневной деятельности КГКУЗ "Краевой центр медицины катастроф" (далее - КЦМК). КЦМК находится в городе Барнауле. Приказом комитета администрации Алтайского края по здравоохранению от 05.01.2003 N 1 "О закреплении районов края по медико-географическим зонам" Алтайский край поделен на 7 медико-географических зон (МГЗ). Центром каждой МГЗ является многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, расположенное в городе либо в ином крупном населенном пункте. Чтобы существенно повысить доступность экстренной специализированной помощи для сельского населения, в том числе лиц, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и ДТП, и сократить сроки ее оказания, в городах - центрах МГЗ создаются филиалы КЦМК, которые укомплектовываются опытными высококвалифицированными кадрами и обеспечиваются реанимобилями, оснащенными современным медицинским оборудованием. В настоящее время филиалы КЦМК существуют в городах Бийске, Славгороде, Рубцовске, однако их необходимо укомплектовать современным автотранспортом и медицинским оборудованием.
Вышеизложенные проблемы не могут быть решены в рамках существующего финансирования учреждений здравоохранения, что обусловливает необходимость применения программно-целевого метода.