Предлагаемые принципы управления и владения активами пригородного пассажирского комплекса определяют структуру собственности на инфраструктуру, подвижной состав, ремонтные мощности и иные активы, необходимые для осуществления пригородного железнодорожного сообщения, обеспечивающую всем участникам рынка возможность долгосрочного планирования своей деятельности и повышение экономической эффективности перевозочного процесса.
Ключевые принципы предполагают максимальную гибкость в определении структуры владения и управления активами с возможностью выбора одного из следующих наиболее оптимальных для конкретного субъекта Российской Федерации вариантов:
подвижной состав может принадлежать перевозчику, открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", субъекту Российской Федерации, производителю подвижного состава, лизинговой компании и другим владельцам;
ремонтные мощности могут принадлежать перевозчику, открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", субъекту Российской Федерации, производителю подвижного состава и другим владельцам;
железнодорожная инфраструктура пригородного пассажирского сообщения, не принадлежащая открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", находится в собственности тех участников рынка, которые финансируют ее создание и обновление;
наем и управление работой локомотивных бригад производятся перевозчиками либо владельцами подвижного состава.
На начальном этапе владения и управления подвижным составом предполагается сохранение существующего пригородного подвижного состава, не внесенного в капитал пригородных пассажирских компаний, в собственности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в составе центральной дирекции моторвагонного подвижного состава.
При наличии заинтересованности субъекта Российской Федерации или пригородной пассажирской компании в пригородном подвижном составе, принадлежащем открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", целесообразно внести подвижной состав в уставный капитал пригородной пассажирской компании на паритетных условиях с субъектом Российской Федерации и иными акционерами пригородной пассажирской компании. Одновременно возможна продажа принадлежащего открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" подвижного состава любому заинтересованному участнику рынка.
В последующем предполагается создание отдельного дочернего общества открытого акционерного общества "Российские железные дороги", которое может осуществлять как лизинговую деятельность, передачу подвижного состава в аренду, так и его продажу иным собственникам (перевозчикам, субъектам Российской Федерации, лизинговым компаниям и др.).
В отношении нового подвижного состава настоящая Концепция предполагает множественность вариантов собственности. Собственниками могут выступать производители подвижного состава, лизинговые компании, пригородные компании и иные участники отрасли.
Наличие нескольких владельцев подвижного состава позволит субъектам Российской Федерации выбирать оптимальное соотношение между ценой и качеством, что обеспечит снижение требуемых размеров субсидирования деятельности пригородных компаний.
Для решения задачи привлечения частных инвестиций в наращивание и обновление подвижного состава необходимо использовать механизмы государственных гарантий по банковским кредитам, облигационным займам и иным финансовым инструментам, позволяющие пригородным компаниям и субъектам Российской Федерации привлекать финансирование для приобретения нового подвижного состава без существенного роста издержек и давления на тарифы.
Владение и управление ремонтными мощностями предполагают на начальном этапе реализации настоящей Концепции выделение существующих ремонтных мощностей пригородного комплекса в отдельную дирекцию открытого акционерного общества "Российские железные дороги". В дальнейшем на базе филиала предполагается создание дочернего общества открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
На всех этапах допускаются разные формы владения ремонтными мощностями, в том числе открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", производителями подвижного состава и перевозчиками.
Реализация предлагаемых принципов управления и владения активами создаст условия для оптимизации ремонтов и консолидации ремонтных мощностей с учетом динамики спроса, а также позволит перевозчикам выбирать оптимальное соотношение основных активов.