Недействующий

Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (с изменениями на 26 июля 2016 года) (утратил силу с 01.01.2023 на основании приказа Минэкономразвития России от 23.12.2022 N 733)

V. Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия

5.1. Заключение об оценке регулирующего воздействия (по форме согласно приложению N 3 к настоящим Методическим рекомендациям) подготавливается уполномоченным органом и содержит выводы о наличии либо отсутствии в проекте нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также бюджетов субъектов Российской Федерации, о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.

5.2. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить возможность возвращения проекта нормативного правового акта и сводного отчета уполномоченным органом в орган-разработчик на доработку, в случае если уполномоченным органом сделан вывод о том, что органом-разработчиком при подготовке проекта нормативного правового акта не соблюден порядок проведения оценки регулирующего воздействия.

В указанном случае уполномоченному органу рекомендуется письменно извещать орган-разработчик о несоблюдении порядка проведения оценки регулирующего воздействия в сроки, предусмотренные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, устанавливающим порядок проведения процедуры ОРВ.

5.3. В случае установления соответствия проведенной органом-разработчиком процедуры ОРВ установленным требованиям уполномоченный орган осуществляет анализ обоснованности выводов органа-разработчика относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования, анализ положений проекта нормативного правового акта на их избыточность, а также анализ обоснованности возможных расходов всех заинтересованных сторон, возникающих в связи с введением предлагаемого правового регулирования.

5.4. Анализ, проводимый уполномоченным органом, основывается на результатах исследования органом-разработчиком выявленной проблемы, представленных в сводном отчете, а также на основании информации, полученной уполномоченным органом в рамках информационного взаимодействия и самостоятельного исследования. При этом учитываются также мнения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, отраженные в сводках предложений, поступивших по результатам проведения публичных консультаций.

Отсутствие таких предложений может свидетельствовать о недостаточно эффективной организации публичных консультаций. В случае если уполномоченный орган приходит к выводу о том, что публичные консультации были организованы неэффективно, это также отмечается в заключении об оценке регулирующего воздействия.

5.5. В случае отсутствия содержательного отклика потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования в ходе проведения публичных консультаций либо при отсутствии ясных ответов на существенные вопросы, касающиеся предлагаемого органом-разработчиком правового регулирования, уполномоченному органу рекомендуется проводить дополнительные публичные консультации, в том числе используя методы, перечисленные в пункте 3.6 настоящих Методических рекомендаций.

В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется предусмотреть положения, определяющие возможность проведения публичных консультаций уполномоченным органом, сроки и порядок проведения таких консультаций.

5.6. В ходе анализа обоснованности выбора предлагаемого правового регулирования уполномоченный орган формирует мнение относительно полноты рассмотрения всех возможных вариантов правового регулирования выявленной проблемы, а также эффективности данных способов решения проблемы в сравнении с действующим на момент проведения процедуры ОРВ правовым регулированием рассматриваемой сферы общественных отношений.

5.7. При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования уполномоченный орган обращает внимание на следующие основные сведения, содержащиеся в соответствующих разделах сводного отчета:

точность формулировки выявленной проблемы;

обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и динамики их численности;

объективность определения целей предлагаемого правового регулирования;

практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого правового регулирования;

верифицируемость показателей достижения целей предлагаемого правового регулирования и возможность последующего мониторинга их достижения;

корректность оценки органом-разработчиком дополнительных расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и бюджета субъекта Российской Федерации, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;

степень выявления органом-разработчиком всех возможных рисков введения предлагаемого правового регулирования.

5.8. Мнение уполномоченного органа относительно обоснований выбора предлагаемого органом-разработчиком варианта правового регулирования, содержащихся в соответствующих разделах сводного отчета, а также его собственные оценки и иные замечания включаются в заключение об оценке регулирующего воздействия.

Выявленные в проекте нормативного правового акта положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов указанных субъектов и бюджетов субъектов Российской Федерации, отражаются в заключении об оценке регулирующего воздействия.

В случае наличия обоснованных предложений уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта нормативного правового акта, они также включаются в заключение об оценке регулирующего воздействия.

5.9. Заключение об оценке регулирующего воздействия структурно может включать в себя вводную, описательную, мотивировочную и заключительную (итоговую) части.

Во вводной части заключения об оценке регулирующего воздействия рекомендуется указывать наименования проекта нормативного правового акта и органа-разработчика, приводить краткие сведения о проведенных в рамках процедуры ОРВ мероприятиях и их сроках.

В описательной части заключения об оценке регулирующего воздействия рекомендуется представить основные положения предлагаемого правового регулирования, содержащиеся в сводном отчете выводы органа-разработчика об обоснованности предлагаемого правового регулирования и результаты публичных консультаций.

В мотивировочной части заключения об оценке регулирующего воздействия рекомендуется излагать позицию уполномоченного органа относительно предлагаемого правового регулирования.

В мотивировочной части также осуществляется анализ ключевых выводов и результатов расчетов, представленных органом-разработчиком в соответствующих разделах сводного отчета, обобщение и оценка результатов публичных консультаций, проведенных самим уполномоченным органом, предложения уполномоченного органа, направленные на улучшение качества проекта нормативного правового акта.

Итоговым выводом заключения об оценке регулирующего воздействия являются выводы о наличии либо отсутствии в проекте нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.