Авиационная промышленность - одна из ключевых высокотехнологичных отраслей российской экономики, в рамках которой осуществляется деятельность по разработке, испытаниям, серийному производству, подконтрольной эксплуатации, послепродажному обслуживанию и утилизации авиационной техники в целях обеспечения транспортной доступности и экономической связанности территорий и обеспечению национальной обороны Российской Федерации.
Предприятия авиационной промышленности и научные организации отрасли расположены в различных регионах России, что позволяет формировать высокотехнологичные отрасли в этих регионах за счет развития межрегиональных экономических связей.
Развитие авиационной промышленности оказывает мультипликативный эффект на развитие российской экономики в целом, создавая предпосылки для повышения эффективности целого ряда смежных отраслей (станкостроение, металлообработка, производство конструкционных материалов и химических веществ, радиоэлектроника). Кроме того, трансфер создаваемых в отрасли технологий способствует разработке и применению новых технологических решений в автомобильной промышленности, судостроении, энергетике, ракетно-космической промышленности.
На начало 2022 года авиационная промышленность насчитывала 268 организаций и предприятий, а общая численность работающих составляла 415,4 тыс. человек.
В настоящее время в авиационной промышленности сохраняются компетенции по разработке и серийному выпуску гражданской продукции во всех основных подотраслях (самолетостроение, вертолетостроение, двигателестроение, приборостроение и агрегатостроение). Однако производственная деятельность обеспечивается в основном за счет выпуска и реализации продукции военного назначения, обладающей конкурентоспособностью по техническим и стоимостным характеристикам, а также за счет значительных объемов государственной поддержки, необходимость в которой связана с неудовлетворительными результатами в области производства и поставки гражданской продукции. Незначительные объемы поставок гражданской продукции приводят к низкой серийности ее выпуска и, следовательно, ее высокой стоимости. Результатами этого являются снижение конкурентоспособности отечественной авиационной продукции, низкая или отрицательная рентабельность авиастроительных программ, рост объема кредитной нагрузки предприятий отрасли.
С целью объединения компетенций в разработке и производстве воздушных судов, двигателей, авионики и авиационных агрегатов корпорации авиационной промышленности (публичное акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация", акционерное общество "Вертолеты России", акционерное общество "Объединенная двигателестроительная корпорация", акционерное общество "Технодинамика" и акционерное общество "Концерн Радиоэлектронные технологии") были объединены в авиационный кластер Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".
Публичное акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация" является системообразующим звеном российского самолетостроения и реализует такие ключевые проекты, как среднемагистральный самолет МС-21, ближнемагистральный самолет Сухой Суперджет в модификациях с максимальным импортозамещением компонентов и систем (SSJ-NEW), региональный пассажирский самолет Ил-114-300 и широкофюзеляжный дальнемагистральный российско-китайский самолет. Рынок пассажирских самолетов является наиболее емким сегментом мирового авиационного рынка. По критериям объема и доходности наиболее привлекательными являются узко- и широкофюзеляжные лайнеры, поэтому мировые лидеры - компании "Эйрбас" и "Боинг" стремятся не допустить конкурентов в эти сегменты. Несмотря на их высокое давление на производство гражданской авиационной техники, перспективные отечественные воздушные суда обладают достаточными преимуществами для выхода на мировой рынок.
Акционерное общество "Вертолеты России" является системообразующим звеном российского вертолетостроения и реализует такие ключевые проекты, как завершение создания вертолетов Ми-38 и Ка-62, модернизация вертолета Ансат, создание модификации вертолета Ми-171А - Ми-171А3 "офшор". Существующий модельный ряд отечественных гражданских вертолетов включает машины легкого, среднего и тяжелого классов, работы по усовершенствованию которых продолжаются в рамках программ их модернизации. Кроме того, планируется вывести на рынок новые модели гражданских вертолетов, а также беспилотную авиационную систему, которые позволят указанному акционерному обществу в среднесрочной перспективе занять новые для него ниши.
Акционерное общество "Объединенная двигателестроительная корпорация" является системообразующим звеном российского двигателестроения и реализует такие проекты по созданию двигателей для гражданского сегмента, как ПД-8, ПД-14, ПД-35 и ТВ7-117СТ-01. Сегодня в указанном акционерном обществе собран практически весь интеллектуальный и производственный ресурс отрасли. Благодаря этому входящие в него предприятия не только занимаются производством двигателей, но и на базе единого инженерного центра работают над проектами, которые обеспечивают конкурентоспособность отечественных изделий. В перспективе акционерное общество намерено закрепиться в пятерке мировых лидеров двигателестроения.
Подотрасль авиационного агрегато- и приборостроения включает около 50 крупных организаций. Благодаря последовательной государственной поддержке предприятиями агрегато- и приборостроения в течение нескольких лет выполнялись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по научно-методическому и технологическому обеспечению разработки современных образцов агрегатов и систем на основе интегрированных комплексов бортового оборудования и интегральной модульной авионики. В настоящее время ведутся работы по импортозамещению систем, агрегатов и комплексов бортового радиоэлектронного оборудования в гражданском секторе системами, агрегатами и комплексами российского производства.
Российская авиационная наука располагает компетенциями мирового уровня практически по всем направлениям теоретических и экспериментальных исследований (аэро- и гидродинамика, авиационная акустика, динамика полета, прочность авиационных конструкций, автоматизация и роботизация, системы управления, связи и навигации), что позволяет ей создавать, поддерживать и развивать научно-технологический базис для разработки конкурентоспособной авиационной техники. На постоянной основе проводится работа по эффективному использованию созданной базы знаний и полученных результатов интеллектуальной деятельности, установлены актуальные направления научных исследований на ближайшие 15-20 лет, проводится работа по подготовке к смене приоритетов научных исследований.
Сегодня перед российской авиационной промышленностью стоит ряд ключевых вызовов, которые оказывают непосредственное влияние на ее развитие. Одним из таких вызовов является невысокая эффективность существующих производств по большинству направлений по ряду причин, в числе которых значительная степень физического и морального износа имеющегося оборудования, а также вычислительных мощностей, недостаточный уровень внедрения современных материалов, технологий производства и управления производством, включая технологии цифрового производства, бережливого производства, а также недостаточное количество высококвалифицированного научного, инженерно-конструкторского и производственного персонала.
В последние годы негативным фактором, влияющим на развитие российской авиационной промышленности, стала зарубежная санкционная политика, которая привела к ограничению в импорте критических технологий, снижению возможности закупки иностранных покупных комплектующих изделий и материалов, а также оборудования в рамках инвестиционных проектов. Следствием этого в условиях высокой импортозависимости отечественного авиастроения стали задержки или невозможность завершения программ создания новых видов авиационной техники и оборудования. Однако это, в свою очередь, явилось катализатором развертывания при участии государства программ импортозамещения в отечественном авиастроении, в частности в таких ключевых проектах самолетостроения, как МС-21 и SSJ-NEW в различных модификациях, и таких проектах двигателестроения, как ПД-14, ТВ7-117СТ-01, SaM146, ПД-35 и ПД-8. Стала активно развиваться система послепродажного обслуживания отечественной авиационной техники, направленная на поддержание летной годности и послепродажного обеспечения эксплуатации воздушных судов, обучение персонала.
Для мирового авиастроения 2020 и 2021 годы стали достаточно сложными - коронавирусная пандемия COVID-19 привела мировой рынок гражданской авиации к глубокому кризису. Коснулось это и российской авиационной промышленности. Вследствие введения временных мер по предотвращению распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции ряд предприятий авиационной промышленности частично перешел на удаленный режим работы. Резкое ограничение воздушного сообщения привело к резкому падению спроса на авиаперевозки, а следовательно - на новые воздушные суда со стороны авиаэксплуатантов. Кроме того, увеличились сроки поставок покупных комплектующих изделий, возникли финансовые проблемы у иностранных заказчиков авиатехники. В этих условиях предприятия авиационной промышленности были вынуждены пересмотреть свои производственные программы в сторону снижения объемов выпускаемой продукции. Все это привело к значительным негативным последствиям, включая влияние на доходы и денежные потоки всех заинтересованных сторон, в том числе производителей авиационной продукции, авиакомпании, аэропорты, компании по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники.
Несмотря на вышеперечисленные сложности, по итогам 2021 года предприятиями авиационной промышленности, участвующими в реализации структурных элементов государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности" (далее - Программа), была достигнута выручка в размере 1,2 трлн. рублей, поставлено на внешний и внутренний рынки 86 самолетов (в том числе 32 гражданских) и 133 вертолета (в том числе 51 гражданский). Создавая порядка 240 тыс. высокопроизводительных рабочих мест (без учета смежных отраслей экономики), авиационная промышленность вносит вклад в валовый внутренний продукт страны в размере порядка 0,34 процента.
Отличительной чертой начала 2022 года стало беспрецедентное усиление санкционной политики со стороны недружественных стран: для российских самолетов была закрыта большая часть воздушного пространства, введен запрет на продажу иностранных самолетов, запасных частей к ним и оборудования российским авиакомпаниям, а иностранные самолеты, находящиеся в лизинге на территории Российской Федерации, остались без технического облуживания.
В этих условиях первостепенной задачей становится восполнение выбывающего парка иностранных судов российских авиаперевозчиков, в том числе на начальном этапе за счет развертывания производства авиационной техники предыдущих поколений (Ту-214, Ил-96), и одновременно форсирования программ максимального импортозамещения материалов, агрегатов и систем для обеспечения выпуска на последующих этапах современных российских самолетов (SSJ-NEW с двигателем ПД-8, МС-21 с двигателем ПД-14).